В статье рассматриваетсяизучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогическихспециальностей в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: педагогические условия, языковая подготовка, компетентность, интерактивность, междисциплинарность.
Для успешного развития формы обучения необходимо обеспечить выполнение общих условий, среди которых первоочередными исследователи определяют такие как: формирование нормативно-правового поля для образования; создание соответствующей инфраструктуры учебных заведений; подготовка квалифицированных преподавателей для реализации задач новой формы образования; разработка учебных программ и дидактически обоснованного учебного ресурса.
Профессиональная деятельность будущего учителя педагогических специальностей имеет свои специфические особенности и предусматривает особые условия формирования готовности к выполнению функциональных обязанностей. Успех и эффективность формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей к учебной деятельности зависит от совокупности адекватных принципов, функциональной направленности обучения, методов и приемов, средств, педагогических условий, соответствующих педагогических технологий, с помощью которых будет организован процесс профессиональной подготовки.
Употребление термина «педагогические условия» связано с необходимостью решения различных чисто педагогических проблем и в общем трактовке может быть раскрыто как совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности; обстоятельства, обусловливающие формирование и развитие педагогических явлений, процессов, систем; факторы, влияющие на процесс достижения цели и является результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, средств, технологий, методов и приемов обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач.
Педагогические условия не являются причинами педагогических явлений, они только способны усиливать или ослаблять действие причины. Ученые считают их обстоятельствами или факторами, от которых зависит ход определенного педагогического явления, функционирования педагогической системы.
Подчеркивается также необходимость учета в выяснении содержания и сущности данного феномена единства субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, сущности и явления, а также их обязательная осознанность.
Опираясь на исследования ученых, можно определить педагогические условия как внешние и внутренние обстоятельства, факторы, совокупность мероприятий, факторы, способствующие успешному течении определенного явления; реализация которых имеет целью обеспечения успешного организационно-педагогического, психолого-педагогического, дидактического сопровождения формирования и развития исследуемого феномена.
Внедрение программы профессиональной языковой подготовки будущих учителей педагогических специальностей позволяет сконцентрировать внимание научно-педагогического состава высших учебных заведений на важнейших аспектах проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей.
В контексте совершенствования образовательной системы и повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей педагогических специальностей обнаружены и обоснованы педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: создание в вузе языковой коммуникативной среды для будущих учителей педагогических специальностей на основе применения инновационных технологий обучения; использование проблемного, личностно-ориентированного подходов в учебном процессе; моделирование коммуникативных ситуаций будущей профессиональной деятельности; формирования у будущих учителей педагогических специальностей положительной мотивации к обучению и профессиональной деятельности.
Итак, коммуникативная компетентность будущих учителей педагогических специальностей будет сформирована при применении предлагаемых педагогических условий в процессе профессиональной подготовки, благодаря применению педагогических технологий.
Для формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей необходима соответствующая организация учебного процесса, создание благоприятных педагогических условий, отбор и систематизация содержания учебного материала путем логического структурирования. Эффективность этого процесса будет зависеть от конкретной реализации следующих требований:
— согласованность материала с программой предмета и его соответствие по профессиональной подготовке.
— надлежащая обеспеченность отобранного материала учебно-методическими рекомендациями и литературой.
— систематизация лексического материала в виде фреймовых структур, соответствующая наглядность.
— создание профессионально-ориентированных проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих требований указанного условия способствует обеспечению принципов формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей: интерактивности, интеграции и междисциплинарности.
Предлагаемые формы работы: подготовка учебно-методических рекомендаций по формированию коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей; проведение методических семинаров с целью актуализации проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки; проведение секционных заседаний по проблеме технологии формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в рамках научно-практических конференций; проведение профессиональных языковых тренингов, деловых игр.
Выводы. Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей происходит благодаря применению указанных педагогических условий, использованию проблемного, личностно ориентированного подходов в учебном процессе, моделированию коммуникативных ситуаций будущей профессиональной деятельности, формированию профессионально-значимой мотивации учения.
Литература:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
- Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/Д, 1999.