Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 13.07.2021

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Александрова, А. А. Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха / А. А. Александрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83233/ (дата обращения: 19.12.2024).



На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы его экологического мышления, сознания, экологической культуры, бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Но только при одном условии — если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Дети должны знать, что растения и животные — живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль.

Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке — семена, вода; животным — корм и вода; а воробьям и синицам зимой — крошки хлеба.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее. Каждый живущий на Земле человек уже с самого раннего возраста должен знать, к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; о гибели животных и растений; о запасах питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние.

Цель экологического образования и воспитания — формирование у детей с нарушением слуха системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения дошкольников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры. Поэтому, большое значение принадлежит работе, которая дополняет, развивает и углубляет те знания, которые получают дети. Различные мероприятия помогают формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Природа-наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке-эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки.

Задачами экологического воспитания являются:

— формирование представлений о природе и о воздействии на неё человека;

— необходимость понимать и ценить природу как источник материальных и духовных сил общества и человека;

— формирование нравственной оценки таких понятий как экологическая ответственность, экологическая культура;

— формирование осознанного соблюдения правил поведения в природе, воспитание любви к природе родного края, заботливого к ней отношения.

Поступающие в специальные дошкольные учреждения дети с нарушением слуха имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Вот почему необходимо специально знакомить детей с миром вещей, окружающих человека. В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

Говоря о специфике методики экологического воспитания для детей с нарушениями слуха, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать познавательному развитию ребенка.

В компенсирующей группе создаются необходимые условия для познавательной деятельности детей . Дети любят играть и экспериментировать с природным материалом, который всегда доступен малышам, дети сами пополняют природный материал (шишки, веточки, семена, ракушки, листья, камни т. д.). При сборе растительного материала всегда предупреждают и следят за тем, чтобы дети не обламывали ветки, собирали только опавшие листья, объясняют, что нельзя вырывать цветы и травы с корнем, так как этим можно нанести невосполнимый ущерб природе. При знакомстве детей с овощами педагог показывает разные виды овощей — морковь, свеклу, лук, капусту, картофель, огурец, в сыром и в вареном виде (в салате, в супе); чистит и режет овощи, дает попробовать на вкус, понюхать, рассмотреть кожуру и внутреннее строение. Продолжая ознакомление, педагог показывает изображения этих предметов на картинках, на муляжах. Затем дети пытаются эти предметы рисовать, лепить. На картинках, а при случае и в самой жизни, дети узнают, что овощи растут в огороде, что их семена сажают в землю, ухаживают за ними. Педагог при демонстрации предметов или их изображений употребляет предусмотренный программой речевой материал, называет овощи, их свойства (цвет, форму, вкус и т. п.), действия, которые с ними выполняются.

Педагогу важно пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них активность в процессе наблюдения и практических действий, пробудить воспоминания о том, где и когда с этими предметами им приходилось встречаться, зафиксировать в памяти, если дети их увидели впервые. Педагог организует и практическую деятельность с предметами (фрукты — моют, чистят, режут, едят; одежду — чистят, складывают, вешают, надевают, снимают и т. д.), игровую деятельность (игры «Магазин», «Одень куклу на прогулку»), изобразительную деятельность (рисуют, раскрашивают, делают аппликацию из готовых форм, лепят фрукты и т. п.).

Педагоги стремятся, чтобы представления детей об объектах и явлениях (о предметах ближайшего окружения, о растениях и животных, объектах и явлениях неживой природы) не были отрывочными, случайными, искаженными. Необходимо все факты показывать в разнообразных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных. Однако усложнение всех сведений должно идти постепенно. К ранее известному детям необходимо систематически возвращаться, напоминать о том, что уже было в их опыте; добавляя что-то новое, обобщать и систематизировать усвоенное в разных условиях.

Каждое утро, мы с детьми отмечаем изменения в календаре погоды, выбирая соответствующие карточки-схемы, отмечаем изменения погоды в течение дня, тем самым формируем интерес к явлениям природы.

На прогулках привлекаем внимание детей к окружающим природным объектам живым и неживым. Наблюдаем за небом, солнцем, ветром, формируем умение видеть красоту природного мира, разнообразие его красок и форм.

При оформлении группы используем экологически безопасные материалы, игрушки; озеленяем группу, территорию. Весной на своем участке вместе с детьми пересаживаем цветы на клумбах, собираем ветки, сухие листья. Дети любят ухаживать за цветами, следят за почвой, рыхлят, поливают. Особое место отводим занятиям, играм на свежем воздухе.

Формируем экологически грамотное поведение в природе, воспитываем чувства ответственности, желания и умения сохранять окружающий мир природы.

В течение зимнего периода выращиваем лук на окне, рассаду цветов. Дети ухаживают за комнатными растениями, заботятся о них. В уголке природы подобраны необходимые пособия, дидактические игры, игрушки.

Развивающая предметная среда должна способствовать реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностного и деятельностного.

Мы ставим перед собой задачи: познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных, человека.

При ознакомлении детей с нарушением слуха с неживой природой мы используем разнообразные формы и методы работы. В общении с природой важно научить детей взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой — бережное отношение к объектам неживой природы: растениям, животным. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей. Воспитатель обязан максимально использовать природную среду, чтобы формировать у детей отношение к природе, через чувства, познание и действие.

В своей деятельности мы используем различные формы педагогической работы.

Экологические наблюдения — их цель сформировать представления о явлениях природы, их особенностях, характерных признаках; показать связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных, человека

На прогулках, когда тепло, мы организуем игры с песком, дети знакомятся со свойствами и качествами песка, игры с песком проводятся многократно, при этом развиваем не только пассивную, но и активную речь малышей. Дети наблюдают, как меняются свойства песка, когда его заливают водой. В играх вместе с детьми помогаем лепить пирожки, строить горки, гаражи, домики. Все постройки обыгрываем, детям нравится угощать нас различными блюдами, приготовленными из песка. Дети учатся различать и называть свойства песка: сухой, влажный, очень мокрый, сыплется, лепится, разного цвета, впитывает воду, по мокрому песку легче ходить, чем по сухому.

На прогулках дети учатся находить ответы на поставленные вопросы, накапливают информацию, учатся наблюдать, вслушиваться, всматриваться.

Дети проявляют большой интерес к объектам природы и быстрее и легче усваивают информацию. Прогулки дают возможность наблюдений за сезонными изменениями в природе, за характерными изменениями в живой и неживой природе.

Наблюдения на прогулках, в повседневной жизни воспитывают потребность в общении с природой, развивают экологическое сознание.

Неоценима роль экологических игр. Игра — любимое занятие детей. В игре легче обучать, т. к. чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. Ребята сами участвуют в изготовлении атрибутов для игр (самолетики, постройки и т. д.)

В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры; «Кто, где живет?», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое — неживое» (на классификацию по заданным признакам); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе.)

Дети любят игры- превращения, на имитацию признаков, движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» и т. д.

Также одним из наглядно-практических методов в детских садах для детей с нарушениями слуха служит моделирование, которое предполагает создание моделей для формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов. Применение метода наглядного моделирования обусловлено особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, для которых именно зрительное восприятие является главным источником представлений об окружающем мире.

Для экологического воспитания детей с нарушениями слуха возможно применение разных видов моделей:

— предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений (лес, деревенский дворик и т. д.);

— предметно-схематические модели;

— графические модели (календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.)

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Экологические занятия, уроки доброты развивают интерес к миру природы, формируют положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботится о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Все эти формы и методы экологического воспитания мы стараемся включать в разные виды совместной деятельности, их частую смену и совмещение с игрой и творчеством.

Работа по воспитанию у детей экологического сознания может быть по-настоящему результативной, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы стараемся использовать, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (тематические выставки рисунков, работ из природного материала, семейных фотографий…).

Таким образом, экологическое образование родителей — важное и сложное направление педагогического процесса, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы.

Хотелось бы, чтобы мнение В. А. Сухомлинского о том, что «Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю» стало для родителей и для педагогов ориентиром для приобщения детей к миру природы.

Уникальность и чистота восприятия окружающего мира являются чудесной особенностью детства. Используя разнообразные виды деятельности, интегрированный подход в обучении, мы хотим научить детей сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; устанавливать взаимосвязи в окружающем мире, эмоционально сопереживать. Дети стремятся узнать что-то новое, познать.

У детей формируются понятия о том, что конкретно по силам сделать любому дошкольнику и каждому из нас для сохранения окружающей нас природы:

— быть активными защитниками природы;

— соблюдать правила поведения в лесу, на берегах водоёмов, в быту;

— заботиться о братьях наших меньших-о птицах, о животных;

— принимать участие в акциях по озеленению дворов и города в целом.

Правильное отношение к окружающей природе является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым в деятельности, игре. Если ребёнок не знает ничего о том, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может.

У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить себя. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Поэтому экологическое образование должно быть направлено на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.

Литература:

  1. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. М., 1969г.
  2. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / под ред. Л. П. Носковой М., 1984.
  3. Программы для специальных дошкольных учреждений // «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста». Носкова Л. П., Головчиц Л. А., Шматко Н. Д. М., «Просвещение», 1991.
  4. Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. М., 1971.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экологическая культура, природа, нарушение слуха, окружающий мир, игра, неживая природа, экологическое воспитание, природный материал, экологическое образование.


Задать вопрос