Использование средств восстановления в подготовительном периоде подготовки бегунов на средние дистанции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 14.07.2021

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Богин, П. А. Использование средств восстановления в подготовительном периоде подготовки бегунов на средние дистанции / П. А. Богин, О. В. Четайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83242/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторами обзорно представлены подходы к организации работы с восстановлением спортсмена-бегуна средних дистанций в подготовительном периоде соревновательной деятельности, рассматриваются отечественные практические исследования в заявленной области и современные передовые подходы к организации процесса восстановления.

Ключевые слова : бег, подготовка бегуна, восстановительные мероприятия, восстановительные процедуры, тренировочный процесс.

Говоря о подготовительном периоде в тренировочном процессе бегуна на средние дистанции, мы должны отметить, что именно этот период закладывает все основные возможности для реализации потенциала спортсмена, но он же, как правило, является самым недооценённым участниками тренировочного процесса.

Стремление акцентировать свое внимание на достижениях в тренировочной деятельности в ущерб восстановительной работе свойственно слабо подготовленным теоретически спортсменам и молодым тренерам, недооценивающим важность подготовительных и восстановительных мероприятий.

Между тем, исследования свидетельствуют о том, что наличие строгой системы в организации подготовительного периода и выборе средств восстановления дает возможность повысить показатели бегуна в области скорости, выносливости, увеличить интенсивность допустимой нагрузки.

Проблема подготовки бегуна на среднюю дистанцию активно рассматривалась отечественными практиками в последние несколько десятилетий.

Вопрос оптимизации тренировочного процесса бегунов на средние дистанции наиболее фундаментально освещается в работах И. П. Потапченко [2, 67]. Проведя обширное практическое исследование в 80-е годы, автор приходит к выводу, что управлять качеством тренировочного процесса необходимо, прорабатывая вопросы о взаимосвязи ведущих компонентов специальной подготовленности. Он предлагает использовать на этапе работы в подготовительном периоде психорегулирующие тренировки, тренировки на выносливость, низкочастотный вибромассаж, что, по результату исследований, способствует выполнению больших по объёму тренировочных нагрузок с увеличенной скоростью и интенсивностью.

Более позднее исследование И. П. Сокаса (1987 год) делает более яркий акцент на включении в восстановительный цикл сеансов массажа. Также в качестве рекомендаций он предлагает гипертермические ножные ванны, вихревые ванны, гидромассаж и приём миорелаксанта [4, 190].

Хамикоев Ф. Г. в своем исследовании (1997 год) отмечает, что важным и доступным средством работы с бегуном на среднюю дистанцию является интервальный бег различного характера. Система наблюдений за подготовкой сильнейших бегунов на средние и длинные дистанции, изучение их спортивных дневников позволила Ф. Г. Хамикоеву выделить семь подвидов восстановительного бега и дать их наиболее эффективное распределение по этапам тренировочного процесса бегуна.

Так он выделяет следующие функции интервального бега на разных этапах занятий: «втягивающая» и разогревающая функция на начальном этапе занятия, восстановление и снятие напряжение после занятия, восстановление после этапа интенсивных силовых тренировок или втягивание в тренировочную деятельность в начале тренировочного макроцикла, переключение от одной формы бега к другой.

Таковы фундаментальные отечественные исследования в области организации подготовки бегуна на средние дистанции. На современном этапе гораздо большее внимание уделяется работе с увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, что характерно для последнего десятилетия в спортивной среде.

По результатам исследований 2020 года И. Г. Хурамшин и С. С. Русакова [4, 193] делают следующий вывод: на современном этапе в ситуации роста требований к функциональной подготовленности спортсмена основными проблемами тренировочного и восстановительного процесса становятся, во-первых, наличие физиологического предела повышения нагрузок, во-вторых, монотонность тренировочной работы бегуна на средние и дальние дистанции, которая создает специфическую нагрузку на мышцы.

В этой ситуации перед восстановительной работой встают следующие задачи:

— помощь естественным процессам восстановления после нагрузок,

— увеличение спортивной работоспособности с учетом специфических запросов избранного вида спорта,

— организация адаптации при переездах, перелетах, смене климата, часовых поясов,

— профилактика перенапряжения в ходе тренировочного процесса и переутомления в долгосрочной перспективе.

Опираясь на работы различных исследователей (Бурцев В. А., Драндров Г. Л., Зорин С. Д.), можно выделить следующие принципы использования средств восстановления [1, 17]:

  1. Комплексность — систематичность в реализации метода и учет его сочетаемости с другими методами и всей тренировочной работой.
  2. Совместимость и рациональное сочетание — поскольку восстановительные мероприятия, преследуя одну цель, имеют все же разные сферы приложения, они могут нивелировать действие друг друга, таких сочетаний следует избегать.
  3. Учёт этапов подготовки — на различных этапах уровень нагрузки сильно варьируется, поэтому необходим его учет для выбора средств восстановления: должны ли они быть более интенсивными или мы находимся в периоде спада активности, когда можно уделить больше внимания профилактике.
  4. Учёт индивидуальных особенностей здоровья спортсмена — в первую очередь, это травмы, возрастные характеристики, уровень подготовленности.
  5. Недопустимо длительное (систематическое) применение сильнодействующих средств восстановления, поскольку они начинают исчерпывать ресурс организма и одновременно лишают его возможности самостоятельно восстановиться естественным образом.

Разработанная методика включает традиционные средства.

  1. Педагогические средства восстановления:

— рациональное планирование тренировки, то есть соответствие нагрузок функциональным возможностям организма — нагрузки, которые выполняли спортсмены, соответствовали биологическому уровню развития, учитывались индивидуальные особенности спортсменов;

— рациональное сочетание общих и специальных средств — на протяжении подготовительного периода соблюдалось волнообразное чередование микроциклов, например, после 2–3 объемных микроциклов давался 1 разгрузочный микроцикл;

— оптимальное построение тренировочных микро-, мезо- и макроциклов — внутри самих микро-, мезо- и макроциклах соблюдались закономерности тренировочного процесса, например, внутри микроцикла сначала использовалась тренировка развивающая скоростные способности, затем развивающая силу, а потом специальную и общую выносливость, тренировочные занятия строились таким образом, чтобы развивать преимущественно одно или в крайнем случае два физических качества;

— широкое использование переключений деятельности спортсмена — этот принцип построения тренировки соблюдался с помощью чередования условий тренировки (беговая дорожка, лес, шоссе, спортивный зал, бассейн, атлетический зал и др.), выбора различных дистанций, типа рельефа, интервалов отдыха и средств отдыха (ходьба, бег трусцой, медленный бег, лежачие положения со встряхиваниями ног, аутогенная тренировка, изометрическая тренировка);

— использование тренировки в среднегорье — спортсмены, выезжающие на сборы в среднегорье, одновременно меняли место тренировки, использовали условия рельефа местности, проводили тренировки в условиях разреженного воздуха, то есть недостаточного снабжения организма кислородом [3, 27];

— рациональное построение общего режима жизни — спортсмены отличаются тем, что умеют планировать свой тренировочный процесс и прогнозировать результат, который могут достигнуть. Для этого создаётся перспективное планирование, соблюдаются условия чередования нагрузки и отдыха, тренировочного и учебного режима, режима питания, сна и отдыха;

— правильное построение отдельного тренировочного занятия — создание эмоционального фона тренировки — соблюдались основные части тренировочных занятий (подготовительная, основная, заключительная), чередовались задания как индивидуальные, так и групповые, особенно сильный эмоциональный фон в тренировочном процессе, создавали подвижные и спортивные игры;

— индивидуально подобранная разминка и заключительная часть занятий — использовалась как дополнительное средство ликвидации слабых сторон спортсмена, делался, упор на те виды подготовки, по которым у спортсмена наблюдалось отставание [5, 23];

— использование активного отдыха и расслабления — использовался внутри микро-, мезо- и макроциклах и даже в интервалах отдыха между отрезками, например, бег трусцой.

Психологические средства восстановления: оптимальный моральный климат в группе, комфортные условия быта, идеомоторная тренировка (представление техники выполнения упражнений), аутогенная тренировка, специальные приёмы мышечной релаксации и др.

Применение психологических средств чаще всего обосновывается с учетом индивидуальных особенностей индивида, с учетом особенностей взаимоотношения коллектива с участником тренировочного процесса.

При выборе психологических средств важное значение имеют взаимоотношения тренера и воспитанника, не последнюю роль при выборе психологических средств восстановления играют условия быта, психологического климата [2, 68].

  1. Медико-биологические средства восстановления: различные виды массажа (ручной, аппаратный, точечный, самомассаж), гигиенический душ, обтирание, сауна, русская баня, душ Шарко, кислородный коктейль и др. Эти методы восстановления, на наш взгляд, помогут привести в прежнее состояние работоспособность бегунов в более короткие сроки, и за счет часов, направленных на восстановительные мероприятия мы сможем увеличить интенсивность тренировочного процесса.

В предложенной нами методике тренировки и восстановления средневиков доля часов, направленных на восстановительные процессы, была перенаправлена на специальную физическую подготовку (тренировка в бассейне), нами использовался эффект активного отдыха при силовых тренировках.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы. Восстановление бегуна на средние дистанции базируется на методах, поддерживающих восстановительные процессы организма в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Фундаментальные исследования в области подготовки бегуна приводят нас к мысли о том, что важнейшей характеристикой восстановительной работы является комплексность и правильная сочетаемость различных методов, меняющихся на разных этапах тренировочного процесса.

На современном этапе развитие бегового спорта поднимает планку выносливости спортсмена, заставляя прибегать к поиску средств, способных обеспечить в процессе работы рост этой характеристики. Таким средством должна стать восстановительная работа, особенно значимая на подготовительном этапе тренировок.

В. Ю. Ершов отмечает, что современный беговой спорт создает такую систему соревнований, при которой бегуну необходимо дважды в год выходить на пиковые характеристики физиологических возможностей, что существенно урезает время подготовительного периода (как минимум при подготовке ко второму пику). Поэтому мы говорим о повышении эффективности восстановительных средств.

В данной статье были рассмотрены основные подходы к выбору средств восстановления, специфичных для бегуна на средние дистанции, а также рассмотрены вопросы сочетаемости этих средств в разные периоды подготовки спортсмена.

Обобщая материал, мы можем сделать вывод, что восстановительные процедуры на подготовительном этапе работы с бегуном выходят на первый план и позволяют раскрыть потенциальные возможности спортсмена, сформировать стабильный темп работы, достигать более высоких результатов, но применение этих методов требует строгой системы, комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей бегуна, его сильных и слабых характеристик, и его режима подготовки.

Литература:

  1. Драндров, Г. Л. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры / Г. Л. Драндров, В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева. — Текст: непосредственный // Теория и практика Физической культуры. — 2013. — № 6. — С. 12–16.
  2. Ершов, В. Ю. Особенности подготовки бегунов на средние дистанции / В. Ю. Ершов. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2015. — № 6. — С. 66–68.
  3. Полунин, А. И. Школа бега Вячеслава Евстратова / А. И. Полунин. — Москва: Советский спорт, 2003. — 135 c. — Текст: непосредственный.
  4. Хурамшин, И. Г. Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления в тренировке бегунов на средние дистанции / И. Г. Хурамшин, С. С. Русакова. — Текст: непосредственный // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2016. — № 2. — С. 189–195.
  5. Якимов, А. М. Научно-методические аспекты тренировки бегунов на средние и длинные дистанции / А. М. Якимов. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 4. — С. 21–25.
Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, подготовительный период, восстановительная работа, выбор средств восстановления, дистанция, современный этап, тренировка, активный отдых, аутогенная тренировка, долгосрочная перспектива.


Ключевые слова

тренировочный процесс, бег, подготовка бегуна, восстановительные мероприятия, восстановительные процедуры

Похожие статьи

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий компонент тренировок спортсменов смешанных видов единоборств

В приведенной работе освещены некоторые проблемы подготовки (тренировки, учебно-тренировочного процесса) спортсменов на примере подготовки борцов. В частности, изучена проблематика развития выносливости у спортсменов и затронуто эвристическое програм...

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Тренировочные методы и средства успешного выступления в летнем полиатлоне

Статья посвящена особенностям сочетания в тренировочном процессе различных методов и средств для достижения высоких результатов в соревнованиях по летнему полиатлону. Исследования направлены на поиск путей повышения резервов в изучении допустимых мет...

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Похожие статьи

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий компонент тренировок спортсменов смешанных видов единоборств

В приведенной работе освещены некоторые проблемы подготовки (тренировки, учебно-тренировочного процесса) спортсменов на примере подготовки борцов. В частности, изучена проблематика развития выносливости у спортсменов и затронуто эвристическое програм...

Сравнительный анализ физических показателей гимнасток при очном и дистанционном тренировочных процессах

В данной статье представлены материалы сравнения показателей физического состояния гимнасток в феврале 2020 и октябре 2021 г. Также рассмотрены возможность и эффективность применения дистанционного обучения в художественной гимнастике.

Временные резервы процесса чтения карты в спортивном ориентировании в теории и на практике

В статье описывается зависимость результата в спортивном ориентировании от навыка чтения карты и способы сокращения временных затрат на этот компонент, выявленные в ходе проведения опроса действующих квалифицированных спортсменов-ориентировщиков.

Совершенствование технической подготовки квалифицированных пауэрлифтеров

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Индивидуализация тренировочного процесса на основе анализа временных показателей в беге на 800 м

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Тренировочные методы и средства успешного выступления в летнем полиатлоне

Статья посвящена особенностям сочетания в тренировочном процессе различных методов и средств для достижения высоких результатов в соревнованиях по летнему полиатлону. Исследования направлены на поиск путей повышения резервов в изучении допустимых мет...

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Задать вопрос