Статья посвящена изучению зарубежного опыта по инклюзивному развитию территорий страны. Основными методами исследования являются обобщение, систематизация и сравнительный анализ. Исходя из изучения опыта стран ОЭСР по сокращению социально-экономического неравенства территорий, выявлено, что инновации, в частности инклюзивные и связанные с цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями, способствуют инклюзивному росту, повышая благосостояние населения, а основными направлениями государственной политики в данном направлении являются социальная, промышленная и территориальная инклюзивность. В статье определены основные направления по адаптации зарубежного опыта для сокращения социально-экономического неравенства в регионах Казахстана. Статья подготовлена в рамках проекта грантового финансирования Министерства образования и науки Республики Казахстан «Приоритеты и механизмы инклюзивного регионального развития Казахстана в условиях преодоления спада экономики» (ИРН AP09259004).
Ключевые слова : инклюзивность, территориальная инклюзивность, социальная инклюзивность, промышленная инклюзивность, социально-экономическое неравенство, инклюзивные инновации, ОЭСР, Казахстан.
С постановкой стратегической задачи по вхождению Казахстана в число 30 развитых стран мира основополагающими для республики стали показатели государств Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Одной из серьезных проблем, стоящих сегодня перед странами ОЭСР, является социально-экономическое неравенство. В связи с этим в последние годы в ОЭСР поднимаются вопросы о том, как и в какой степени политика может помочь сократить разрыв между ведущими и отстающими регионами внутри страны, чтобы минимизировать различия в производительности и благополучии [1]. Ответом на эти вопросы стала политика инклюзивного развития, в основе которой лежит одноименная концепция, где главный постулат — «развитие для всех». Подразумевается достижение такого экономического роста, который бы охватывал все сферы человеческой деятельности и способствовал вовлечению широких слоев населения в его обеспечение и пользование открывающимися при этом возможностями, связанными с трудоустройством, расширением доступности социальных благ. Следует отметить, что инклюзивный рост способствует сокращению неравенства между различными группами людей, в том числе в разных регионах страны, и направлен на усиление устойчивости общества, недопущение социальных взрывов и катаклизмов, смягчение последствий экономических кризисов и экологических угроз [2, 3].
Одним из измерений достижения целей инклюзивного развития является Индекс инклюзивного развития Всемирного экономического форума, охватывающий показатели экономического роста, социальной справедливости и устойчивого развития. Так, по данным 2018 года в топ-10 стран с высоким уровнем инклюзивного развития вошли такие страны ОЭСР, как Норвегия, Исландия, Люксембург, Швейцария, Дания, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Австралия и Австрия. Учитывая, что данные страны являются лидерами в области инклюзивного развития, то можно говорить о том, что экономика этих стран является инклюзивной [4].
Изучение опыта сокращения социально-экономического неравенства в этих странах позволит определить эффективные механизмы инклюзивного развития страны и ее регионов, а также использовать лучшие практики в Казахстане. Так, в странах ОЭСР основным направлением государственной политики в данной области является социальная, промышленная и территориальная инклюзивность посредством инноваций (таблица 1).
Таблица 1
Политика инклюзивности посредством инноваций в странах ОЭСР
№ |
Критерий |
Направление инклюзивности |
||
Социальное |
Промышленное |
Территориальное |
||
1 |
Цель |
Включение всех слоев населения, в т. ч. бедных, женщин, молодежи, мигрантов, этнических меньшинств и т. п. |
Распределение мощностей и возможностей для участия всех компаний / отраслей в экономической деятельности |
Сокращение региональных диспропорций социально-экономического развития |
2 |
Задачи |
1. Уменьшение дискриминации на рынке труда через развитие потенциала определенных социальных групп и изменение отношения работодателей и инвесторов к ним; 2. Содействие социальной мобильности и включение через интеграцию неблагополучных групп в более продуктивную экономическую деятельность |
1. Решение проблемы двойной экономики за счет повышения конкурентоспособности менее инновационных фирм; 2. Продвижение предпринимательства из неблагополучных групп, чтобы способствовать появлению новой экономической активности (ранее недостаточно обеспеченные потребности) |
1. Развитие более продуктивной и инновационно-интенсивной деятельности в отстающих регионах, предлагающей лучшие возможности для живущих там людей; 2. Усиление экономической устойчивости регионов и уменьшение их зависимости от трансферов из центрального правительства. |
3 |
Подход к политике по отношению к неблагополучным группам |
1. Наращивание мощностей (доступ к качественному образованию (научное, предпринимательское), выделение исследовательских грантов и др.); 2. Снижение дискриминации и работа со стереотипами (кампании по подъему осведомленности о деловом потенциале, программы наставничества и др.); 3. Стимулирование инвестирования в инклюзивные инновации (возвратные и безвозвратные гранты). |
1. Обеспечение доступа к финансам (микрокредитование, обучение финансам и др.); 2. Поддержка развития бизнеса (информация, менторство, консалтинг, помощь в трансфере технологий и в доступе к новым рынкам, др.); 3. Вовлечение в нетворкинг бизнеса, науки и финансов (инновационные ваучеры, предпринимательские сети и др.); 4. Повышение доступа к талантам через малый бизнес. |
1. Обеспечение доступа к глобальным знаниям и технологиям для решения местных проблем (обучение, финансирование, др.); 2. Максимизация потенциала существующих активов (определение секторов с потенциалом в регионе и обучение потенциальных региональных предпринимателей в этих секторах, защита интеллектуальной собственности в традиционных секторах, поддержка региональных правительств в реализации научно-технологических и инновационных проектов и развитии исследовательского потенциала, др.); 3. Привлечение инновационных фирм в периферийные регионы. |
4 |
Цифровые технологии |
Интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект и др. |
||
5 |
ИКТ приложения |
Электронная коммерция, электронное правительство, электронное обучение, электронное здравоохранение и др. |
||
Примечание — Составлено автором на основе источника [1] |
||||
Все три типа инклюзивности взаимосвязаны между собой, при этом промышленная и территориальная инклюзивность способствуют социальной инклюзивности.
Следует отметить, что географические аспекты промышленного и социального неравенства лежат в основе неравенства между городскими и сельскими районами или районами в одном и том же городе. Сокращение социально-экономического неравенства территорий страны требует разработки эффективной политики по территориальной инклюзивности. Для продвижения территориальной инклюзивности выделяют 8 инновационных инструментов, определяющих тип политики территориальной инклюзивности (таблица 2).
Успешная реализация перечисленных механизмов определяет успешность сокращения социально-экономического неравенства в регионах и формированию инклюзивной экономики в стране. Таким образом, согласно изученному зарубежному опыту в данной области можно выделить следующее:
1) социальная, промышленная и территориальная инклюзивность являются основными направлениями государственной политики в области сокращения социально-экономического неравенства посредством инноваций;
2) инновации, связанные с цифровыми технологиями (интернет вещей, аналитика больших данных, искусственный интеллект, блокчейн и др.), и приложениями ИКТ (электронное правительство, электронная коммерция, электронное обучение, электронное здравоохранение), способствуют инклюзивному росту, повышая благосостояние населения;
3) политика территориальной инклюзивности направлена на укрепление инновационного потенциала отстающих регионов путем поддержки предпринимательства и инвестиций в НИОКР;
Таблица 2
Политика территориальной инклюзивности в странах ОЭСР
№ |
Тип политики |
Общий подход |
Кейс |
||
Страна |
Механизм |
||||
1 |
Развитие бизнеса и инновационная поддержка фирм |
1. Таргетинг фирм в определенных местах; 2. Таргетинг фирм, возглавляемый определенными группами населения |
Австралия |
Сеть региональных менеджеров «AusIndustry» |
|
Исландия |
Программы по поддержке предпринимателей и фирм с инновационными идеями за пределами столицы |
||||
Люксембург |
Дома предпринимательства, школы предпринимательства, платформы «Equilibre.lu» и «LetzShop.lu» и др. |
||||
Португалия |
Программы ваучеров на НИОКР, предпринимательство и инновации: специальные требования для фирм из районов с низкой плотностью населения |
||||
Австрия |
Программы бизнес-поддержки, ориентированные на горные регионы |
||||
Канада |
Программы бизнес-поддержки в конкретном секторе, сильно привязанного к месту — «Инициатива по экономической диверсификации сообществ, зависящих от хризотила» |
||||
2 |
Кластеры и центры экспертиз |
1. Единая программа для всех регионов, включая отстающие; 2. Политика второго направления для приграничных регионов; 3. Фокус на фирму, а не на исследования |
Япония |
Программа промышленных кластеров (мирового и регионального уровня) |
|
Франция |
Программа «Французские полюса конкурентоспособности» (мирового и регионального уровня) |
||||
Финляндия |
Программы инновационных городов: поддержка небольших кластеров, которые затем могут наладить связи с более сильными кластерами страны |
||||
Австралия |
Программа совместных исследовательских центров: проведение и коммерциализация передовых НИОКР и решение отраслевых проблем |
||||
Чили |
Региональная программа научных и технологических исследований «CONICYT», включая отстающие регионы |
||||
Дания |
Новая кластерная стратегия для улучшения рамочных условий для инноваций и обмена знаниями |
||||
Эстония |
Схема грантов для создания и развития региональных центров компетенций при колледжах и университетах на основе ресурсов и ноу-хау, специфичных для региона |
||||
Исландия |
Поддержка кластеров за пределами инновационных центров за счет средств региональных фондов роста, развитие инновационных хабов |
||||
Великобритания |
Программа «Catapult»: сеть ведущих мировых центров в различных областях, некоторые из которых расположены в менее успешных регионах |
||||
3 |
Наращивание потенциала государственного сектора |
1. Разработка региональной инновационной стратегии; 2. Сети профессионалов по регионам |
Швеция |
Региональная сеть для диалога по инновациям и развитию, координируемая Министерством предпринимательства и инноваций и Шведским агентством по инновациям |
|
Великобритания |
Cеть профессионалов инновационных программ в Агентствах регионального развития |
||||
Чили |
Программа партнерских проектов: разработка и реализация региональных инновационных стратегий |
||||
Франция |
Программа для развития региональных инновационных стратегий |
||||
Люксембург |
Программы «BRIDGES» и «Industrial Fellowships program»: кооперация бизнеса и науки |
||||
Новая Зеландия |
Межправительственная программа регионального роста: определение возможностей экономического роста в регионах (отраслевая специализация, инвестиционные возможности, др.) и их развитие за счет совместной деятельности местных властей, бизнеса и центрального правительства |
||||
Польша |
Региональные операционные программы |
||||
Швейцария |
Новая региональная политика: поддержка сети «Regiosuisse», оказывающей помощь кантонам и региональным агентствам (исследовательская сеть, интернет-портал, горячая телефонная линия, обучение, сообщества специалистов-практиков, др.) |
||||
Турция |
Сеть агентств регионального развития, предоставляющая финансовую и техническую поддержку региональным кластерам |
||||
Южная Корея |
Центры креативной экономики и инноваций в разных городах и провинциях страны |
||||
4 |
Наращивание потенциала субъектов инновационной деятельности |
1. Фокус на публичные / квази государственные субъекты; 2. Включение отстающих регионов в со-заявители / соучредители |
США |
Экспериментальная программа по стимулированию конкурентных исследований «EPSCoR»: работа с исследовательскими центрами в регионах |
|
Португалия |
Развитие исследовательских центров в университетах, расположенных в городах среднего размера |
||||
Исландия |
Развитие Fab Labs — лабораторий цифрового производства — в регионах, которые работают в тесном сотрудничестве со школами для продвижения STEM- и профессионального образования через творчество |
||||
Новая Зеландия |
Создания региональных исследовательских институтов, расположенных за пределами Окленда, Веллингтона и Крайстчерча, для работы с региональными стейкхолдерами |
||||
5 |
Целевое финансирование НИОКР (сектора и места) |
1. Фокус на конкретные сектора (например, сельское хозяйство); 2. Фокус на проблемы конкретных типов регионов |
Норвегия |
Агентство «Innovation Norway»: приоритеты для НИОКР разработаны с учетом потребностей развития региональных совладельцев |
|
Австралия |
Совместный исследовательский центр: сотрудничество со свыше 50 стейкхолдерами для решения проблем отдаленных районов |
||||
Израиль |
Программа развития центров исследований и разработок крупных компаний на периферии страны через предоставление грантов и сотрудничество с местными университетами для выявления талантливых студентов |
||||
Мексика |
Программа по созданию 3 особых экономических зон в менее развитых регионах страны |
||||
Южная Корея |
Создание свободных экономических зон в целях сбалансированного территориального развития |
||||
6 |
Вовлеченность университетов в развитие регионов |
1. Образовательные программы, актуальные для региональных фирм; 2. Поддержка совместных НИОКР; 3. Участие в региональных стратегиях социально-экономического развития |
Япония |
Программа содействия региональному возрождению университетов как центров сообщества (COC+): субсидирование региональных университетов |
|
Австралия |
Совместные исследовательские сети для структурной перестройки исследовательского потенциала небольших, региональных и менее исследовательских университетов в системе высшего образования |
||||
Чили |
Программа региональных государственных университетов: 1) национальный исследовательский проект и его компоненты, 2) установление стратегической связи между региональными правительствами и государственными университетами |
||||
Великобритания |
Финансирование университетов через Совет по финансированию высшего образования Англии (HEFEC) и City and Growth Deal; их поддержка региональным фондом роста |
||||
7 |
Научные и индустриальные парки |
1. На базе университета; 2. Фокус на промышленность |
Южная Корея |
Развитие технопарков, обеспечение инфраструктуры (инкубаторов, др.) и центров НИОКР: поддержка стратегических отраслей региона |
|
Мексика |
Создание четырех особых экономических зон в периферийных регионах (три отстающих региона на юге страны) |
||||
8 |
Фонды венчурного капитала |
1. Государственные фонды; 2. Государственное софинансирование при частной поддержке |
Южная Корея |
Кредиты на НИОКР, венчурный и начальный капитал |
|
США |
Федеральные выплаты тем юрисдикциям (штатам), которые получили небольшую поддержку НИОКР за последние три года (≤0,75 % от общего бюджета Национального фонда науки) |
||||
Колумбия |
Программа роялти для развития науки, технологии и инновации в регионах с низкой инновационная активностью |
||||
Примечание — Составлено автором на основе источника [1, 5] |
|||||
4) существует 8 инновационных инструментов, определяющих тип политики территориальной инклюзивности: развитие бизнеса и инновационная поддержка фирм, кластеры и центры экспертиз, наращивание потенциала государственного сектора и субъектов инновационной деятельности, целевое финансирование НИОКР, вовлеченность университетов в развитие регионов, научные и индустриальные парки, а также фонды венчурного капитала.
Важным заключением анализа зарубежного опыта является необходимость разработки и распространения в стране инклюзивных инноваций, характеризующихся следующими чертами: доступность, устойчивое производство, товары и услуги, обеспечивающие средства к существованию, охват разных слоев населения (местные сообщества, сельские жители, малоимущие, женщины, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями). Их важное преимущество состоит в том, что в их основе чаще всего лежат не научные разработки и высокие технологии, а менее сложные технологии среднего уровня, которые выступают результатом ранее накопленного опыта и устойчивых контактов с потребителями. Они не требуют привлечения высоких капитальных затрат и работников высокой классификации, с их помощью можно организовать несложные производства, привлекая местные ресурсы и обеспечивая локальные потребности. К числу приоритетных секторов модно отнести сельское хозяйство, ремесла, образование, здравоохранение, солнечная и ветровая энергетика.
Пандемия с особой силой выявила роль инклюзивных инноваций. В ее условиях в мире ускоренными темпами стала развиваться цифровизация многих видов деятельности и услуг. Вместе с тем обострилась проблема широкого доступа к системам здравоохранения и образования, к товарам и услугам жизненной надобности. Из-за цифрового неравенства половина мирового населения осталась неохваченной полноценным интернетом, особенно жители сельских населенных пунктов. Поэтому наилучшие перспективы имеют информационно-коммуникационные технологии. Для населения сельских районов становится жизненно необходимыми недорогие мобильные телефоны и персональные компьютеры.
Становление инклюзивной экономики в республике и сокращение социально-экономического неравенства в регионах Казахстана возможно при формировании собственной модели инклюзивного развития, учитывающей национальные особенности и основанной на эффективном синтезе лучших практик за рубежом. При этом принцип инклюзивности должен иметь особый приоритет на селе, потому что сельское население — 40 % населения страны — пока еще мало вовлечено в процесс индустриально-инновационного развития. Имеется в виду не только низкая доступность его результатов для сельского населения, но и еще более низкий уровень вовлеченного последнего в создание новых проектов и новых бизнесов. Как следствие такого положения наблюдается отставание роста доходов населения села, а особенно по сравнению с доходами населения городов, тормозится решение многих социальных проблем [6].
На основе изученного зарубежного опыта предлагаются следующие направления по развитию инклюзивной экономики в республике и сокращению социально-экономического неравенства в регионах Казахстана:
1) обеспечение доступа к широкополосному интернету для жителей сельских территорий, прежде всего за счет прокладки волоконно-оптических линий связи;
2) создание в селах филиалов крупных трудоемких производств на базе местных ресурсов — развитие ремесленничества, экологический туризм. В частности, во многих местах, имеется потенциал для производства биогумуса, органических удобрений, развитие туристической рыбной ловли и охоты;
3) развитие электронного правительства, электронной коммерции, электронного обучения и электронного здравоохранения, в том числе посредством цифровых технологий;
4) обучение сельских жителей и других уязвимых слоев населения цифровым технологиям и ИКТ, а также обеспечение их компьютерами, ноутбуками и планшетами хорошего качества по приемлемой цене;
5) поддержка и развитие инновационных фирм, в т. ч. стартапов по инклюзивным инновациям, в отстающих регионах на базе их конкурентных преимуществ и/или кластерных инициатив при участии всех стейкхолдеров;
6) развитие «мягкой» и «твердой» инновационной инфраструктуры в отстающих регионах, в частности в городах среднего размера или сельских территориях, на основе изучения их экономического потенциала;
7) создание региональных институтов развития по инклюзивному развитию и разработка соответствующих региональных стратегий (дорожных карт, концепций), включающих вопросы как территориальной, так и промышленной и социальной инклюзивности;
8) стимулирование НИОКР в области сокращения социально-экономического неравенства, разработка предложений и рекомендаций для государственной политики в данной области и их дальнейшая реализация с мониторингом и оценкой регулятивного воздействия на постоянной основе.
Таким образом, инклюзивные инновации для Казахстана важны в целом, потому что их распространение позволяет учесть интересы всего общества, уменьшает неравный доступ к инновациям для различных слоев населения, обеспечивает улучшение качества жизни и развитие человеческого капитала уязвимых слоев населения, вовлечение его в продуктивную деятельность, тем самым способствуя сокращению социально-экономического неравенства территорий страны.
Литература:
- Making Innovation Benefit All: Policies for Inclusive Growth. — OECD, 2017. — 254 p.
- Бирюков, А. В. Инклюзивное развитие как ответ на вызов глобализации по-американски / Материалы международной научной конференции «Геополитика многополярного мира». Выпуск 3. — Москва, 2012. — URL: http://www.geopolitika.ru/magazine/vypusk-3-materialy-mezhdunarodnoy-nauchnoy-konferencii-geopolitika-mnogopolyarnogo-mira#.VEjJ_iKsUSw
- Добрецова, Н. Н. Что такое «Местное инклюзивное экономическое развитие»? // Муниципалитет. — 2021. — № 6 (116). — URL: http://www.municipalitet.kg/ru/article/full/2523.html
- The Inclusive Development Index 2018: Summary and Data Highlights. — Geneva: World Economic Forum, 2018. — 25 р.
- National plan for smart, sustainable and inclusive growth: Luxembourg 2020. — URL: https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/2018-european-semester-national-reform-programme-luxembourg-en.pdf (дата обращения 21.05.2021).
- Днишев, Ф. М. Развитие инклюзивных инноваций как фактор роста качества жизни / Качество жизни: социально-экономические приоритеты и основные направления роста благосостояния населения / Под ред. академика НАН РК Сатыбалдина А. А. — Алматы: Институт экономики КН МОН РК, 2021. — С. 56–63.