В данной статье рассматриваются особенности использования исторических источников на уроках истории. Рассмотрены классификации исторических источников, требования к их подбору для уроков истории и приведены примеры их использования.
Ключевые слова: исторический источник, документ, классификация, развитие универсальных учебных действий, ФГОС.
Современное образование включает в себя переход на программы ФГОС второго поколения, что обусловлено изменениями, происходящими в обществе и новыми требованиями, выдвигаемыми перед выпускниками. Сейчас выпускникам за годы обучения в школе необходимо овладеть рядом новых компетенций, среди которых определенный уровень сформированных знаний по предметам, в соответствии с ФГОС.
Умелое владение перечнем универсальных действий, которое затребовано уже с учеников девятых классов при выпуске. Проявляется это в их необходимости составить и защитить собственный проект по дисциплине на выбор, при оценке которого в первую очередь рассматривается учение ученика владеть универсальными действиями, которые закладываются еще с начальной школы. Так же, повышенные требования к современным выпускникам, требуют от них высокого уровня владения различными компетенциями и их формирования, нацеленных на то, чтобы молодые умы были способны плодотворно действовать в меняющемся и постоянно развивающемся современном обществе. Не стоит забыть и о гибких навыках, soft skill, которые выступают инструментом поддержки как при обучении и формировании познавательных навыков учащихся, так и развитию их личностных качеств [1, С.36].
При этом предмет истории в школе является важным элементом для построения всех этих навыков и умений, так как он является одним из тех уроков, на которых прослеживается формирование современного национального воспитательного идеала. Современные уроки истории важны и потому, что обращают внимание на неотчуждаемость судьбы Отечества от жизни каждого человека. Такой подход заставляет учеников задуматься о том, что если прошлое и не изменить, но каждый гражданин несет ответственность за настоящее и будущее своей страны [2, С.73].
Построение уроков истории при таком обили задач для учителя, является довольно трудоемким процессом. И большую роль в нем играет использование исторических источников. Прежде всего, стоит обратить внимание на умение учеников работать с историческими документами. Главным инструментом освоение исторического материала для ученика все так же остается учебник. Современные учебники истории представляют собой работу одного ученого или авторского коллектива. Информация в них, так или иначе, остается субъективной и линейно отстаивает одну точку зрения, которая подкрепляется аргументами в виде отсылок и некоторого числа предлагаемых исторических документов. Но учитывая современные требования ФГОС к выпускникам, учащимся необходимо развитое критическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, сопоставляя факты и формируя свою точку зрения, проводя анализ доступной им информации.
На наш взгляд, современным учебникам истории значительно недостает включения разного рода исторических источников, которые могли бы разнообразить материал. Необходимы исторические документы, статистические данные, письма, визуальные источники и т. д. На фоне их изучения школьники смогут сами сформировать свой взгляд на проблему, понять ее суть и содержание и определить свое отношение к происходящим событиям и их действующим лицам [2, С. 76].
Поэтому важно, что сейчас среди основных требований ФГОС содержатся такие умения, как изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. А также формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе [3, С. 55].
Современные школьники, согласно ФГОС, должны уметь:
— «проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
— определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку».
Современные исследователи уделяют большое внимание использованию исторических источников на уроках истории. Так, Н. Г. Дайри в своей монографии ставит работу с историческим документом на высокое место при обзоре эффективных средств обучения предмету истории.
Так же активное внимание использованию исторических документов на уроках уделяет современный исследователь А. Т. Степанищев. Автор выделяет несколько определений исторического источника и обуславливает работу с ним, как важный элемент в освоении понятийного аппарата и повышения уровня знания по предмету, а также эффективного варианта работы над рядом умений, навыков и компетенций учащихся [4, С. 43].
Если рассмотреть работы Н. Г. Дайри и А. Т. Степанищева, то можно выделить классификацию исторических документов, которая будет основана на характере документальных текстов. Все исторические документы можно подразделить на три основные группы.
— Исторические документы повествовательно-описательного характера;
— Документы, имеющие в разное время практическое значение, включающие в себя актово-законодательные и актово-хозяйственные;
— Исторические источники и документы личного происхождения. К примеру, письма, мемуары, личные дневники и т. д.
Можно выделить еще одну группу, которая хорошо будет дополнять три вышеперечисленные. Она включит в себя памятники художественного слова и будет распространяться на художественную литературу. Использование подобной группы хорошо реализовывается в рамках уроков-повторения или тем, связанных с культурой определенного периода на интегрированных уроках истории и литературы. Например, при изучении в пятом классе истории древнего мира и истории средних веков в шестых классах будет уместно использование следующих памятников художественного слова, включающих в себя устное народное творчество, среди которого будут упоминаться мифы, легенды, басни, песни, крылатые выражения, афоризмы и т.д. [4, С. 56].
Если говорить о содержании актовых документов, используемых на уроках истории то следует включить в их перечень юридические, хозяйственные, политические и программные виды документов. Например, купчие грамоты, кабальные грамоты, духовные грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договор, статистические и следственные документы, программы и речи.
К группе повествовательно-описательных исторических документов можно отнести летописи, хроники, исторические описания, а так же описания путешествий [5, C. 58].
Существует довольно большой перечень классификации исторических источников и документов. Так, исследователи Вяземский и Стрелова предлагают следующую ее вариацию:
— Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т. д.
— Исторические документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.
— Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. д.
— Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения и т. п.
— Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев.
— Документы литературного жанра, как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и т.п [6, С. 68].
Особое внимание стоит уделить вопросу подбора исторических источников для урока. Очень важно, чтобы подобранные источники были способны отражать различные точки зрения по одной рассматриваемой проблеме. Подобный подход поможет ученикам сформировать свое собственное восприятие проблемы, поднимаемой на уроке. Исходя из информации, собранной исследователями, можно выделить следующие требования, которых должен придерживаться учитель истории, подбирая исторические документы для урока.
— Исторический документ должен соответствовать целям и задачам обучения истории;
— Документ должен отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
— Быть органически связанным с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
— Содержание подобранного материала должно быть доступно для обучающихся по уровню подбора материала и объему, а также должно быть интересным;
— Источник должен включать в себя бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывая на них определенное воздействие;
— Исторический документ должен обладать рядом достоинств, которые так же будут подчеркиваться перед учащимися, чтобы школьники лучше запомнили автора и название документа. Так же подобранный материал должен обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности [7, С. 72].
Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что использование на уроках истории заданий с учетов применения и изучения исторических источников и документов, будут позитивно способствовать развитию у учащихся познавательных навыков, умения анализировать, делать выводы, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки, суждения по рассматриваемой проблеме. При этом работа с историческими источниками будет включать в себя исследовательский характер, и ориентироваться на творческо-поисковый уровень познавательной активности.
Литература:
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. «Как сегодня преподавать историю» — М.: Просвещение 2000. — 120 с.
- Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. — М.: Владос, 2004. — С. 131–137.
- Лисова К. И. Использование документов на уроках истории // Народное образование. — 2001. — № 5, — С. 54–59.
- Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. — М.: Просвещение, 2002. — с. 133.
- Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах средней школы. — М.: Просвещение, 1966. — 270 с.
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. — М.: Просвещение, 2000. — 210 с.
- Андреева В. А. Историческое образование: возможности и перспективы — М., 1963. — 240 с.