Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №29 (371) июль 2021 г.

Дата публикации: 16.07.2021

Статья просмотрена: 912 раз

Библиографическое описание:

Комиссаров, В. Л. Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов / В. Л. Комиссаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/371/83266/ (дата обращения: 17.10.2024).



В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Ключевые слова: отклонения в развитии, опорно-двигательный аппарат, коррекция, ЛФК, физическая культура.

В основу профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов входят средств ЛФК на занятиях по физическому воспитанию. В рамках рассмотрения темы предлагается обратиться к проблеме воздействия на опорно-двигательный аппарат и его развития физических упражнений и использования системного подхода. Он заключается в исследовании методов лечебной и адаптивной физической культуры.

Данная работа направлена на разностороннее развитие учащихся и профилактику различных заболеваний опорно-двигательного аппарата средствами ЛФК. Основной упор при подборе и использовании средств ЛФК рекомендуется делать на обеспечение динамического соответствия моторики и биомеханики средств, соответствие последовательности воздействия на системы опорно-двигательного аппарата и мышечные группы, амплитуду, величину усилия и режим работы [1].

Актуальность исследования по теме профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов подтверждается данными статистики. По уровню распространения болезни опорно-двигательного аппарата находятся на 3-м месте после болезней органов пищеварения и кровообращения. Данные заболевания приводят к нарушениям нормального функционирования всего организма, опорно-двигательная система выступает в роли защитного механизма для внутренних органов. Она выполняет опорную и рессорную функцию, позволяет передвигаться и поддерживать двигательную деятельность. В системе опорно-двигательного аппарата представлен скелет вместе с суставами, мышцами и связками. На заболевания опорно-двигательного аппарата указывают ограничения в его работе, утрата тех или иных функций в работе опорно-двигательного аппарата [2].

Существует две основные группы заболеваний опорно-двигательного аппарата. Одна группа заболеваний указывает на болезни позвоночника, другая группа заболеваний указывает на болезни суставов. Данные заболевания в соответствии с характером возникновения бывают первичными и вторичными. Первичными являются те, которые относятся к группе самостоятельных нарушений опорно-двигательного аппарата, вторичными являются нарушения, которые возникли как осложнение других заболеваний.

Первичные заболевания представлены артритами и артрозами. Причиной возникновения артритов являются воспалительные процессы, в основе артрозов находится деформация суставов.

К причинам, которые провоцируют заболевания опорно-двигательного аппарата, необходимо отнести:

— низкий уровень двигательной активности и малоподвижный образ жизни;

— генетическую предрасположенность и неблагоприятную экологическую обстановку;

— частые переохлаждения организма и воспалительные заболевания;

— динамические перегрузки в результате занятий профессиональным спортом или нарушения техники выполнения упражнений;

— болезни внутренних органов и врожденные аномалии;

— перенесенные травмы и стрессы [3].

Опасность болезней опорно-двигательного аппарата заключается в возможности наступления тяжелых последствий. Дело в том, что опорно-двигательная система является основой организма, заболевания данной системы ведут к болезням других органов и систем, ухудшают качество жизни. При заболеваниях опорно-двигательного аппарата у больных отмечаются болевые ощущения, сокращаются возможности для того, чтобы справляться с физическими нагрузками. Заболевания опорно-двигательного аппарата могут протекать в хронической форме, больной человек без комплексного лечения рискует стать инвалидом.

В основе профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата находится предотвращение факторов, которые могут стать причиной развития заболеваний.

Для предупреждения данных заболеваний необходимо контролировать лишний вес, исключить воздействие травматизирующих факторов. Нужно соблюдать здоровый образ жизни — правильно питаться и поддерживать необходимый уровень физической активности, избегать чрезмерных физических нагрузок, переохлаждения и перегрева организма. С учетом результатов изучения научной литературы и мнения компетентных специалистов необходимо констатировать, что большое значение в профилактике заболеваний и нарушений в работе опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура [4].

Чаще всего среди студентов встречаются заболевания позвоночника в виде нарушения осанки, плоскостопие, а также разные заболевания, связанные с суставами. Физическая культура как средство профилактики ориентирована на увеличение двигательной активности и усиление функций опорно-двигательного аппарата. Есть ряд комплексов упражнений в рамках ЛФК, который направлен на укрепление мышечной и костной ткани, на увеличение тонуса скелетных мышц и их мобильности, на предотвращение патологий опорно-двигательного аппарата. В комплексе упражнений представлено две группы упражнений — для разминки и основного тренировочного процесса. На разминку отводится 5–10 минут, в ходе которой выполняются приседания и самомассаж, наклоны и упражнения на растяжку. Делать разминку необходимо для того, чтобы подготовить ткани опорно-двигательного аппарата к последующей нагрузке.

Основной тренировочный процесс представлен упражнениями, которые выполняются по методу круговой тренировки. Занятия могут проходить 2–3 раза в неделю. Каждый подход включает в себя 20–30 повторений одного и того же упражнения. Между подходами дается время на отдых не больше 2 минут. В рамках одной тренировки обычно выполняется 5–10 упражнений.

Среди упражнений для профилактики дефектов осанки необходимо выделить: упражнение «велосипед» и потягивания, ходьбу на носках с прогибанием спины и наклоны назад с разведения рук в стороны, наклоны туловища вправо и влево, прогибание спины из положения сидя с последующим потягиванием, наклоны вперед с доставанием носков, сгибание ног в положении лежа, подтягивание бедер к груди из положения лежа на спине.

Для укрепления мышц стопы и голени рекомендовано выполнять следующие упражнения: ходьба босиком по неровной поверхности, катание мяча пальцами ног, сгибание и разгибание пальцев ног, ходьба на носках и пятках, вытягивание носков на себя, удерживание пальцами ног мелких предметов [2].

Для профилактики заболеваний суставов необходимо выполнять следующие упражнения: круговые движения головой и наклоны, круговые движения руками сначала в одну сторону, а потом в другую, повороты головы вправо и влево, круговые движения плечами. Для профилактики заболеваний ног и поясничного отдела необходимо выполнять следующие упражнения: круговые движения коленями и приседания с вытянутой ногой вперед, круговые движения бедрами сначала в одну сторону, а потом в другую, круговые движения стопой с согнутым коленом.

Физические упражнения оказывают 4 вида лечебного воздействия на организм и опорно-двигательный аппарат в частности. Лечебное воздействие бывает тонизирующим и трофическим, нормализующим функции и формирующим компенсации. Тонизирующее действие направлено на повышение общего тонуса, его можно считать основным, так как оно проявляется при выполнении любых комплексов упражнений, предусмотренных лечебной физкультурой. Тонизирующее воздействие направлено на восстановление моторно-висцеральных рефлексов, что позволяет повышать тонус тех структур опорно-двигательного аппарата, тонус у которых снижен.

Что касается трофического действия, то оно проявляется при наличии гипотрофии тканей или их трофического поражения. Под трофикой необходимо понимать совокупность процессов клеточного питания, необходимого для поддержания постоянства структур, функций опорно-двигательного аппарата.

При первых занятиях лечебной физкультурой ускоряются процессы рассасывания погибших тканевых элементов, нормализуется процесс кровообращения. В дальнейшем обеспечивается доставка наибольшего количества белковых элементов к поврежденным тканям, что позволяет замещать разрушенные тканевые структуры на новые. Занятия физическими упражнениями должны быть умеренными, чтобы исключить торможение процесса регенерации поврежденных тканей и предупредить формирование соединительно-тканного рубца.

Терапевтическое действие физических упражнений направлено на укрепление и координирование влияния ЦНС на функции опорно-двигательного аппарата. В результате проведения тренировок увеличивается функциональная способность организма справляться с физическими нагрузками. Систематические занятия физической культурой направлены на формирование новых функциональных систем. Они необходимы для обеспечения точности и координации ответных реакций организма в ответ на физические нагрузки. Физические упражнения являются необходимой основой для формирования правильной осанки и стопы, на укрепление мышц скелета и совершенствование работы и функций не только опорно-двигательного аппарата, но и других систем и органов в человеческом организме.

Систематические занятия физическими упражнениями приводят к наращиванию мышечной массы. Однако достигается это не за счет увеличения длины мышц, а за счет утолщения мышечных волокон. Среди специалистов уделяется достаточно большое внимание лечебной физкультуре как средству профилактики и реабилитации молодежи с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата.

В результате наблюдения за уровнем заболеваемости и реабилитации пациентов сделан вывод о том, что патологии в развитии опорно-двигательного аппарата приводят к хроническим заболеваниям еще в молодом возрасте. Если раньше считалось, что остеохондроз поражает только взрослых людей, то сегодня установлено, что примерно 20 % от числа всех пациентов с остеохондрозом относятся к возрастной группе до 30 лет. Более того, сама специфика современной системы обучения и образ жизни молодежи требуют уделения большего внимания профилактике и лечению патологий в развитии опорно-двигательного аппарата.

Таким образом, в основе профилактики заболеваний и предупреждения отклонений развития опорно-двигательного аппарата у студентов находится выполнение комплексов упражнений ЛФК. Занятия могут проводиться 2–3 раза в неделю с разминкой в начале и основным тренировочным процессом. В рамках занятия выполняется 5–10 упражнений с 20–30 повторениями.

Литература:

  1. Марченко, Б. И. Состояние здоровья городских и сельских школьников по результатам профилактических осмотров / Б. И. Марченко, Л. Б. Дхан, Л. А. Дерябкина // Валеология. — 2015. — № 2. — С. 18–29.
  2. Хвалебо, Г. В. Дефицит двигательной активности занятий физической культурой со студентками специальной медицинской группы / Г. В. Хвалебо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 8 (138). — С. 246–251.
  3. Хвалебо, Г. В. Научно-методические основы проведения занятий по физической культуре со студентками специальной медицинской группы / Г. В. Хвалебо // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 4 (146). — С. 243–248.
  4. Цеева, Н.А Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе /Н. А. Цеева и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Естественно-математические и технические науки. 2017. № 4 (211). -С. 136–139.
Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательный аппарат, упражнение, заболевание, физическая культура, лечебная физкультура, основа профилактики заболеваний, основной тренировочный процесс, предупреждение отклонений, развитие, двигательная активность.


Ключевые слова

опорно-двигательный аппарат, физическая культура, коррекция, ЛФК, отклонения в развитии

Похожие статьи

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

Статья посвящена выявлению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. В работе проведен анализ понятий «тяжелые нарушения речи», «мыслительные операции», представлены результаты диагностической работы.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Нейропсихологический подход к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье рассмотрены нейропсихологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата В статье исследована проблема нейропсихологического подхода к формированию коммуникативных навыков у детей с ...

Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно- двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Похожие статьи

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Особенности мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

Статья посвящена выявлению уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР. В работе проведен анализ понятий «тяжелые нарушения речи», «мыслительные операции», представлены результаты диагностической работы.

Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ

В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...

Нейропсихологический подход к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье рассмотрены нейропсихологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата В статье исследована проблема нейропсихологического подхода к формированию коммуникативных навыков у детей с ...

Коррекция речевых нарушений у детей в процессе познавательно-двигательной деятельности

Целью данной статьи показать, как специально организованной познавательно- двигательной активностью детей способствовать более эффективной коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений письма.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Задать вопрос