В статье авторы показывают важность исправления ошибок, их тщательного разбора с обучающимися (выполнение работы над ошибками), а также их предупреждение и преодоление.
Ключевые слова: формирующее оценивание, исправление ошибок, работа над ошибками, типичные ошибки, этапы работы над ошибками.
Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.
Эдвард Фелпс
Умен не тот, кто не делает ошибок, умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.
Владимир Ильич Ленин
XXI век — век информационных технологий. Гаджеты, виджеты и другие суперсовременные IT-технологии. С раннего детского возраста малыши умеют пользоваться пультами, смартфонами и другими современными устройствами. Как быстро развиваются наши дети в одном направлении и как быстро они теряют навык в другом, в том, что генетически взращивалось годами. Современные технологии передачи информации: смартфоны, планшеты, ноутбуки представляют пользователю ряд возможностей, например, автоматическое исправление ошибок или же еще проще — голосовой ввод. Ребенок не задумывается о правильности ввода текста. Он просто пишет, и система самостоятельно исправляет его ошибки, или же он просто говорит, и система формирует готовый набор символов.
Но ФГОС нам говорит о том, что в школе необходимо формировать навык объективного формирующего оценивания себя, других участников образовательного процесса, образования в целом и его результатов. Формирующее оценивание позволит школьнику оценить уровень своих знаний и понять, что необходимо, чтобы его повысить. Учитель также получит представление об уровне обучающегося.
Но, как быть с ошибками? Исправлять или нет? Делать ли работу над ошибками?
В процессе обучения возможны и вполне допустимы ошибки, мы просто учимся на них. Но как правильно их исправлять? В советское время ошибки исправлялись и на поля выносились черточки или галочки, в некоторых школах и сейчас так делают по некоторым предметам. Наш предмет — английский язык, мы должны исправлять орфографию и пунктуацию, давая правильный вариант, но куда будет более эффективнее указывать, какую лексическую единицу лучше было бы использовать, или какую грамматическую структуру. Специальной стрелочкой показать пути решения или написать комментарий. Выделить более успешную часть в задании или обвести менее удавшуюся. Может быть, даже не выставлять оценку, а дать обучающемуся возможность осмыслить, что не так, осознать и затем исправить.
После проверки тетради возвращаются детям, но чаще всего тетрадь открывается только тогда, когда нужно выполнить очередную работу классную, домашнюю, контрольную. То есть исправленные ошибки не анализируются самим школьником, а у учителя уже по программе новая тема и нет времени останавливаться дополнительно на уже изученном материале. Редким обучающимся интересно, в чем же они все же ошиблись. Хорошо/нехорошо, правильно/неправильно, многие лингвисты определяют норму как совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных языковой практикой или же в данном языковом коллективе [3].
Все чаще и чаще используя разную литературу, дидактические единицы педагоги сталкиваются с нарушением «норм», т. е. с несоответствием принятым нормам. В лингвистической литературе даже была выделена доктрина уровней (doctrina of levels), в которой выделялись различные уровни языкового употребления. Дж.Лрэп выделяет следующие уровни: Literary (книжный), Formal (официальный), Colloquial (разговорный), General Colloquial (общеразговорный), Popular (общераспространенный) и Vulgar (простонародный). Описанная доктрина иногда именуется как доктрина уместного употребления, согласно которой, правильность — не абсолютная категория. Таким образом были разработаны критерии «коммуникативной целесообразности». В современной лингвистике «правильно» — это стилистически уместно (терминология Б. Головина). Таким образом, в школьных учебниках авторами уже отобраны стилистически уместная лексика и подобраны упражнения для ее закрепления. Но почему все же так много ошибок в школьных тетрадях?
Работу над ошибками учитель проводит обычно после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Некоторые учителя в своей практике систематически проводят работу по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой домашней или классной работе.
Этапы разбора ошибок:
— фиксация ошибки,
— коррекция знаний и умений,
— анализ,
— оценка.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей классного коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности.
В английском языке можно выделить свою классификацию ошибок.
Грамматические ошибки
- Ошибки в употреблении предлогов, либо их пропуск.
- Ошибки в употреблении артиклей.
- Неправильный порядок слов в предложениях.
- Ошибки в употреблении видовременных форм глаголов.
- Ошибки в согласовании.
- Ошибки в употреблении модальных глаголов.
- Ошибки при использовании вспомогательных глаголов.
- Пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру предложения;
- Ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например, от прилагательного active вместо существительного activity образуют наречие actively.
Лексические ошибки
- Ложная синонимия.
- Прямой перевод.
- Употребление устаревших слов.
- Употребление некорректных форм слова.
- Ошибки коллокации.
- Ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;
- Ошибки в сочетаемости;
- Пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения;
- Ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regular-unregular вместо irregular);
- Послелоги во фразовых глаголах;
- Ошибки в написании слов, которые меняют их значение (think — thing, lose — loose).
Стилистические ошибки
- Отклонение от уровня формальности/неформальности.
- Ошибки в выборе языковой единицы.
Задача учителя, не просто исправить ошибки, а разобрать их с классом, ребенком индивидуально, чтобы обучающийся смог понять их и не допускать повторно. Система исправления ошибок должна быть стабильной и понятной обучающимся.
Во время устной речи исправлять ошибки или нет, зависит от того, какой навык тренируется — беглость или правильность речи.
Литература:
- Коренев А. А. Профессионально-коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2016. № 1. — С. 56–60.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение / под ред. М. К. Кабардова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нальчик, 1996. — 367 с.
- Фаенова, М. О. Обучение культуре общения на английском языке. — Науч.-теорет. пособие. — М.: Высшая школа, 1991. — 144 с.