В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и предпочитаемых копинг-стратегий. В ходе работы была определена специфика различных компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным его уровнем, проанализирована зависимость уровня эмоционального интеллекта от пола, количества детей в семье, наличия отношений.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, копинг-стратегии, стресс, совладающее поведение, студенты.
В современном мире особый интерес представляет проблема выявления внутренних условий оптимальной реакции людей на трудные жизненные ситуации, обеспечивающих их психологическое благополучие и адаптацию к окружающей среде. Наряду с копинг-стратегиями одним из факторов успешной адаптации является развитый эмоциональный интеллект — психологическое образование, основным компонентом которого является совокупность умственных способностей для различения, понимания и управления эмоциями [1; 2].
Исследования, нацеленные на определение роли эмоционального интеллекта в жизнедеятельности личности, выявили значимость этого феномена в восприятии мира, а также в ее адаптации к постоянно меняющимся социальным условиям [5].
Не владея в полной мере необходимыми жизненными навыками, юноши и девушки испытывают трудности в использовании эффективных механизмов совладающего поведения. Поэтому эмоциональный интеллект и копинг-стратегии являются важными психологическими явлениями в жизни студентов, необходимыми для их успешной адаптации [4].
Чтобы проанализировать специфику предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта, нами было проведено исследование 50 студентов Лечебного, Педиатрического и Психолого-социального факультетов РНИМУ им. Н. И. Пирогова в возрасте от 17 до 21 года.
В ходе исследования использовались следующие методы: тест Н. Холла на эмоциональный интеллект (The Emotional Intelligence Self-Evaluation); опросник Д. В. Люсина на эмоциональный интеллект ЭмИн [2].; методика для психологической диагностики совладающего со стрессом поведения «Стратегии совладающего поведения» (ССП) [3]. Достоверность различий показателей определялась при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни. Для поиска корреляций между шкалами применялся коэффициент корреляции Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерного пакета SPSS 23.0.
На основании показателей методики Н. Холла на эмоциональный интеллект среди студентов были выделены 2 группы: в 1-ой группе, составляющей 34 % студентов из нашей выборки, интегративный уровень эмоционального интеллекта средний. Ко второй группе — группе с низким интегративным уровнем развития эмоционального интеллекта — относятся 66 % выборки.
Математический анализ результатов исследования обнаружил в рассматриваемых нами группах значимые различия по уровням эмоциональной осведомленности (p=0,04), управления своими эмоциями (p=0,02), самомотивации (р=0,000), эмпатии (р=0,000), управления эмоциями других (р=0,000). Данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ факторов парциального эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Примечание: **при р≤ 0,01, **** при р≤ 0,001
На основании показателей опросника на эмоциональный интеллект ЭмИн были получены следующие результаты. Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между рассматриваемыми нами группами в отдельных компонентах эмоционального интеллекта, такими как: межличностный ЭИ (p=0,016), внутриличностный ЭИ (p=0,021), понимание эмоций (p=0,008), управление эмоциями (p=0,012), понимание чужих эмоций (p=0,010), управление своими эмоциями (p=0,019). Данные отражены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Примечание: *при р≤ 0,05, ** при р≤ 0,01
Помимо этого, было установлено, что существуют значимые различия между группами с разным уровнем ЭИ по количеству детей в семьях, где они воспитывались (p=0,047). Оказалось, что у детей из семей с двумя и более детьми преобладают низкие значения ЭИ. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта представлен на рис. 3.
Рис. 3. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта.
Примечание: *при р≤ 0,05
Помимо этого была выявлена положительная корреляционная связь между показателем пола и отдельными показателями ЭИ. Оказалось, что юноши обладают более высокими уровнями развития таких показателей ЭИ как: эмоциональная осведомленность (r=0,302; p=0,033) , внутриличностный ЭИ (r=0,351; p=0,012) , общее понимание эмоций (r=0,315; p=0,026) , понимание своих эмоций (r=0,374; p=0,007) .
Также статистический анализ данных показал, что существует взаимосвязь между уровнями некоторых показателей ЭИ студентов и наличием отношений. Так, у студентов, состоящих в отношениях, оказались более низкими по сравнению со свободными студентами такие показатели ЭИ как: внутриличностный ЭИ (r=-0,279; p=0,050) , и контроль экспрессии (r=0,282; p=0,047) .
В ходе исследования выбора копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта оказалось, что рассматриваемые нами группы имеют множество различий, касающихся их копинг-поведения. Статистический анализ показал, что существуют значимые различия в частоте использования студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта такой копинг стратегии как «Бегство-избегание» (p=0,014). Данные представлены на рис. 4.
Рис. 4. Сравнительный анализ выраженного предпочтения копинг-стратегий студентами с разным уровнем эмоционального интеллекта
Примечание: *при р≤ 0,05
Корреляционный анализ показал положительную взаимосвязь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и частотой использования продуктивной копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,442; p=0,001) , а также отрицательную корреляцию этого же показателя с частой использования такой неадаптивной копинг-стратегии как «Бегство-избегание» (r=-0,500; p=0,000) .
Также было выявлено, что студенты с более развитым навыком управления своими эмоциями реже прибегают к поиску социальной поддержки (r=-0,397; p=0,004) и чаще используют стратегию планирования решения проблемы (r=0,346; p=0,014) . Высоким значениям уровня самомотивации студентов соответствует более редкое использование таких копингов как «Дистанцирование» (r=-0,338; p=0,017) , «Поиск социальной поддержки» (r=-0,280; p=0,049) , «Принятие ответственности» (r=-0,341; p=0,015) и «Бегство-избегание» (r=-0,604; p=0,000), и наоборот частое использование стратегии «Планирование решения проблемы» (r=0,477; p=0,000) . Студенты с развитым навыком управления эмоциями других людей также чаще склонны использовать стратегию планирования (r=0,364; p=0,009) , меньше всего они прибегают к стратегии избегания проблем (r=-0,304;p=0,032) . Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от факторов парциального уровня ЭИ
Конфронтация |
Дистанцирование |
Самоконтроль |
Поиск соц. поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценка |
|
Эмоциональная осведомленность |
||||||||
Управление своими эмоциями |
-0,397** |
0, 346* |
||||||
Самомотивация |
-0, 338* |
-0, 280* |
-0, 341* |
-0,604** |
0, 477** |
|||
Эмпатия |
||||||||
Управление эмоциями других |
-0, 304* |
0, 364** |
Анализ взаимосвязи компонентов ЭИ с частотой использования копинг-стратегий показал, что студенты, часто использующие стратегию «Дистанцирование» отличаются меньшими показателями по таким компонентам эмоционального интеллекта как: межличностный ЭИ (r=-0,296; p=0,037) , общее понимание эмоций (r=-0,343; p=0,015) , понимание своих эмоций (r=-0,325; p=0,021) . Студенты, более склонные в стрессовых ситуациях к принятию ответственности, характеризуются низким навыком управления своими эмоциями (r=-0,313; p=0,027) . Частое использование стратегии положительной переоценки соответствует более высоким показателям по управлению своими эмоциями (r=0,320; p=0,024) . Студентов, чаще использующих стратегию избегания, отличают более низкие значения таких компонентов ЭИ как: межличностный ЭИ (r=-0,439; p=0,001) , внутриличностный ЭИ (r=-0,372; p=0,008) , понимание эмоций (r=-0,395; p=0,005) , управление эмоциями (r=-0,456; p=0,001) , понимание чужих эмоций (r=-0,330; p=0,019) , управление чужими эмоциями (r=-0,412; p=0,003) , понимание своих эмоций (r=-0,301; p=0,034) , управление своими эмоциями (r=-0,424; p=0,002) . И наоборот, студенты, отличающиеся высокими показателями по этим же компонентам ЭИ, чаще используют копинг «Планирование решения проблемы». Значимые корреляции отражены в таблице 2.
Таблица 2
Анализ взаимосвязи использования копинг-стратегий в зависимости от отдельных компонентов ЭИ
Конфронтация |
Дистанцирование |
Самоконтроль |
Поиск соц. поддержки |
Принятие ответственности |
Бегство-избегание |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценка |
|
МЭИ |
-0,296* |
-0, 439** |
0, 417** |
|||||
ВЭИ |
-0, 372** |
0, 456** |
||||||
ПЭ |
-0, 343* |
-0, 341* |
-0, 395** |
0, 442** |
||||
УЭ |
-0, 456** |
0, 465** |
||||||
МП |
-0, 330* |
0, 373** |
||||||
МУ |
-0, 412** |
0,376** |
||||||
ВП |
-0, 325* |
-0, 301* |
0, 373** |
|||||
ВУ |
-0, 313* |
-0, 424** |
0, 505** |
0, 320* |
||||
ВЭ |
Таким образом, значение эмоционального интеллекта как фактора успешной адаптации к трудным жизненным ситуациям актуально для молодого поколения — почти у двух третей студентов медицинского университета низкий уровень развития эмоционального интеллекта, что влияет на использование ими неадаптивных копинг-стратегий. Поэтому стоит уделять больше внимания проблеме низкого эмоционального интеллекта и его связи с непродуктивным копинг-поведением, при необходимости оказывать своевременную психологическую помощь людям, столкнувшимся с этой проблемой. Ведь, как показывают исследования, развитые способности дифференцировать эмоции, управлять и оперировать проявлениями эмоциональной сферы способствуют лучшему совладанию со стрессовыми ситуациями, поскольку именно эмоциональный интеллект выступает базовой основой саморегуляции индивида, влияет на его самоэффективность и применение адаптивного стиля поведения.
Литература:
- Воронина М. М. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у подростков, занимающихся экстремальными видами спорта: Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дис.: Направление 37.04.01 «Психология». Магистерская программа «Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим в экстремальных ситуациях» // МГППУ — М., 2016. — 16 с.
- Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. — С. 264–278.
- Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями // Под ред. Вассермана Л. И. — 2008. — 35 с.
- Файзулина З. Ф., Муртазина Э. И. Исследование эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». — 2018. — № 4(58). — С. 362–366.
- Фоминых Е. К. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий личности // Образование и саморазвитие. — Казань, Издательство: Казанский (Приволжский) федеральный университет. — 2014. — № 4(42). — С.100–103.