Акцентирование внимания педагогов и родителей на процесс формирования организационно-практических умений воспитанников ДОУ определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. В современном дошкольном образовании актуальной становится задача формирования личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных областях жизни и познавательный интерес рассматривается в качестве важной составляющей становления личности 4.
Согласно ФГОС, реализация принципа активности в познавательной деятельности воспитанников позволяет педагогам улучшить результаты обучения во всех предметных областях.
Так педагоги МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе в воспитательно-образовательном пространстве уделяют значительное внимание познавательному интересу, как одному из условий формирования организационно-практических умений воспитанников. Обязательными составляющими являются: положительная эмоция ребёнка по отношению к выполняемой деятельности; наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радостью познавания и познания; наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности ребёнка, то есть деятельность сама по себе привлекает ею заниматься.
В процессе формирования организационно-практических умений в группе педагогами подобран занимательный материал по всем образовательным областям. Ведь главное место в жизни ребенка — игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Познавательные дидактические игры имеют большое значение для формирования организационно-практических умений дошкольников, развития их психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также способствуют развитию важных качеств личности — самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.
Познавательные дидактические игры помогают сформировать у детей организационно-практические умения, способность к исследовательскому и творческому поиску. В данных играх формируются правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность2.
Активизация познавательного интереса поддерживается педагогами ДОУ таким приёмом, как «Модель четырёх вопросов», которую мы представляем в ходе образовательной и игровой деятельности. Так в первую очередь предлагается детям вопрос «Что мы знаем о....?», то есть нами актуализируются имеющиеся знания по способу и теме.
Далее предлагаем следующий вопрос по типу «что с этим делать?». Например, мы активно используем данную постановку вопросов при выполнении ОД «Театр теней», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Под грибком», где дети высказывают свои идеи, тем самым обогащая образовательный процесс и делая его целостным.
Далее предлагаем следующий вопрос по типу «Что мы хотим знать о....?». Цель данного вопроса: создать условия для мотивации к деятельности по открытию нового знания. Затем «что нужно сделать, чтобы узнать?» для создания условий для самостоятельного планирования деятельности по открытию нового знания.
Зачастую ставим проблемные вопросы, как например, «С чего начнём подготовку к спектаклю: с изготовления афиши или выходных билетов?», «Чтобы воплотить эти идеи в жизнь, у нас есть всего лишь картонная коробка и несколько кубиков». Данные приёмы помогают активизировать познавательный интерес во время игровой деятельности.
Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка-дошкольника, если его предметно-окружающая среда примитивна и хаотична, и он не получает положительной информации от взаимодействия с ней. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, повлиять на их эмоциональное состояние, а можно помешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, негативно повлиять на отношения детей друг с другом, процесс обучения 1.
Поэтому педагоги МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе стремятся к тому, чтобы каждый объект в группе был органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей. В нашей группе ДОУ созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять окружающее пространство в соответствии с собственными потребностями; зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театральных игр, зоны для чтения и прочее.
Проводя комплексные занятия и образовательные ситуации, мы совмещаем различные области знаний, содержание которых подбираем исходя из конкретной темы недели. В процессе таких занятий дети параллельно осваивают содержание различных образовательных направлений, что экономит время на организацию игровой и самостоятельной деятельности. Например: совмещаем занятия по ознакомлению с окружающим миром с продуктивными видами деятельности. Например, в ходе образовательной деятельности «Дикие животные» дети ознакомились с особенностями подготовки некоторых животных к зиме, а затем сделали аппликацию из нитки «Белый зайчик».
В своей работе мы используем современные технологии, различные методы и приемы, чтобы дать детям возможность самостоятельно раскрыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения проблемы и действовать в соответствии с предлагаемой ситуацией, что является эффективным условием формирования организационно-практических умений воспитанников ДОУ.
Литература:
- Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста. Бибком — М., 2017. — 134 c.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 2008–109 с.
- Зотова И. В. Особенности процесса формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие / И. В. Зотова — М.: Просвещение, 2017–144 с.
- Яшкова, Л.А Активизация познавательной деятельности детей// Яшкова Л.А Активизация познавательной деятельности детей// Статья // Международный научный журнал «Инновационная наука» № 2, 2017.