В статье проанализирована концептуализация идея толерантности в Объединённых Арабских Эмиратах, её отличительные черты, мотивация выбора ценностной основы и потенциал воплощения. Баланс между универсально признаваемыми идеями терпимости и инклюзивности и традиционными исламскими ценностями — основная особенность продвигаемой ОАЭ идеи толерантности. С учётом растущего влияния ОАЭ, в первую очередь на Ближнем Востоке, представляется, что толерантность по-эмиратски получит дальнейшее развитие, формируя положительный образ ОАЭ и, возможно, внося вклад в формирование новой концептуальной основы консолидации региона.
Ключевые слова : ОАЭ, Ближний Восток, толерантность, традиционные ценности, идеология.
Понятие толерантности в современном мультикультурном мире занимает значимое место в концептуальных основах как внутренней, так и внешней политики многих государств. В то же время некорректно было бы говорить о её главенстве, ведь наблюдается и противоположная тенденция, проявляющаяся в усилении традиционализации, в частности, выстраивании ценностных ориентиров общества вокруг религиозно обоснованных норм. Мусульманские государства ближневосточного региона нередко служат образцом такой традиционализации. Укоренившееся во множестве аспектов региональной политики противостояние шиитов и суннитов, риторика, выстраиваемая на религиозной основе, а также государственные правовые нормы, часто базирующиеся на законах Шариата — всё это способствует формированию образа Ближнего Востока как консервативного региона с главенством традиционных ценностей.
В этом контексте представляется интересным изучение концепции толерантности, внедрённой в общественно-политическую риторику в Объединённых Арабских Эмиратах. Для углубления понимания современных эмиратских ценностей и идеологии целесообразно проанализировать формулировку и воплощение концепции толерантности в ОАЭ, а также мотивацию выбора такого ценностно-идеологического посыла как во внутренней, так и во внешней политики ОАЭ.
Концептуализация ценностей внутри страны, а также транслирование их на международной арене, в межгосударственных отношениях на различных уровнях могут считаться отличительными чертами политики ОАЭ на современном этапе. Формулируемые идеи активно продвигаются и становятся рефреном, а не просто фиксируются в нормативно-правовых актах внутри страны. Такое внимание идейной сфере можно объяснить в первую очередь тем, что ОАЭ — относительно молодое государство, которое нуждается в формировании ценностей и принципиальной основы действий. При этом, учитывая экономическую модель ОАЭ и положение страны на международной арене, затруднительно однозначно отнести Эмираты к какой-либо единственной страновой группе или блоку. Уровень благосостояния населения, индекс развития человеческого потенциала и экономические показатели развития свидетельствуют о том, что ОАЭ относится к развитым странам [14]. Более того, ОАЭ можно отнести даже к государствам, которым удалось осуществить так называемое экономическое чудо. Колониальное прошлое и история отношений с Великобританией до 1970-х годов дают ОАЭ идейную почву для выстраивания связей с развивающимися государствами с колониальным прошлым. Наконец, сохраняющаяся важнейшая роль религии в жизни государства (Ислам конституционно закреплён в качестве официальной религии ОАЭ) [8] и общества позволяет категоризировать ОАЭ как страну традиционалистскую.
Отдельно следует отметить положение, которое ОАЭ заняли в регионе: страна ведёт очень активную политику в рамках Ближнего Востока. ОАЭ участвуют в возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, ведущей боевые действия в Йемене. Также знаковыми являются события 2020 г., когда ОАЭ — вместе с Бахрейном — при посредничестве США заключили соглашения о нормализации отношений с Израилем (Авраамовы соглашения) [13]. В настоящее время в Израиле открыто посольство ОАЭ [12]. Случай можно назвать беспрецедентным, ведь более полувека консолидированная позиция арабских государств (за исключением Египта и Иордании) в отношении Израиля, хотя и подвергалась некоторым корректировкам, оставалась неизменной в главном: еврейское государство не признавали и официальных политических отношений с ним не выстраивали, договоров не заключали. Шаг, на который решились ОАЭ, говорит не только о стремлении изменить ситуацию в регионе или получить политико-экономические (от сотрудничества с Израилем) и военно-политические (от США) выгоды, но также о том, что ОАЭ уже занимают достаточно сильную позицию в ближневосточном регионе, чтобы не ориентироваться на другие государства с их подходами, а самостоятельно задать политическую тенденцию.
В контексте такого серьёзного внешнеполитического шага, как налаживание отношений с Израилем, для ОАЭ особенно важно было на идейном уровне подкрепить свои действия, вписав их в общую ценностную картину. В данном случае реализуемая в ОАЭ концепция толерантности оказалась не просто применима, но и весьма эффективна благодаря заложенным в неё формулировкам и созданному вокруг идеи инструментарию.
Базовым нормативным документом эмиратской политики толерантности служит Национальная программа толерантности, одобренная Кабинетом министров ОАЭ в 2016 г. [1] Однако этот документ — лишь компонент масштабной и продолжительной кампании, нацеленной прежде всего на консолидацию общества и закрепление общего представления об основных ценностях в социальном сознании, а также в восприятии Объединённых Арабских Эмиратов за рубежом. В феврале 2016 г. был создан пост министра толерантности и сосуществования, а сегодня Министерство толерантности и сосуществования на постоянной основе проводит мероприятия — как внутри страны, так и на международном уровне, — посвящённые продвижению концепции [2].
В соответствии с Национальной программой, в основе эмиратского понимания толерантности лежат семь основных ценностей:
- Ислам;
- Конституция ОАЭ;
- Наследие шейха Зейда и этика ОАЭ;
- Международные конвенции;
- Археология и история;
- Человечность (природа человека);
- Общечеловеческие ценности [1].
С одной стороны, необычна религиозная основа концепции толерантности ОАЭ, с другой — как представляется, именно такой подход к внедрению относительно новой для страны (как и для всего региона) идеологии, может быть успешным при условии акцентирования его теснейшей связи с традиционными ценностями. Выстраивание толерантности на исламской основе также имеет внешнеполитический эффект: соседям по региону — тоже мусульманским странам — сложнее становится оспорить в идеологическом аспекте действия, которые эмиратская сторона аргументирует, прибегая в концепции толерантности. Ведь основа — Ислам, где идея терпимости и принятия других, действительно, занимает значимое место [3]. Таким образом, при обсуждении, например нормализации отношений с Израилем нерелевантным становится аргумент о том, что это государство, помимо объективно антипалестинских действий, несёт чуждые религиозные ценности.
В 2019 г. в ходе визита в ОАЭ папы римского Франциска — в рамках первой в истории поездки главы Римской католической церкви на Аравийский полуостров [4] — большое внимание было уделено именно развитию толерантности и взаимодействию между различными религиями. Папа римский и имам мусульманского духовного университета «Аль-Азхар» шейх Ахмад Аль Тайиб подписали Документ о человеческом братстве за мир во всё мире и совместной жизни [5]. Кроме того, сегодня продолжается создание в Абу-Даби Авраамова семейного дома: культурно-религиозного центра, нацеленного на углубление взаимопонимания между людьми, в том числе на основе религиозных знаний [6]. Внимание к другим религиям, помимо Ислама, характерно для ОАЭ: на территории страны расположено около 50 храмов различных конфессий [7]. Тем не менее, при сильной и концептуально подкреплённой идее разнообразия, основой толерантности в эмиратском понимании остаётся Ислам, а не разнообразие как таковое. Более того, именно на религиозные нормы ссылается Национальная программа толерантности при выражении, например, непринятия экстремизма [1].
Конституция ОАЭ, стоящая в списке основ толерантности сразу после Ислама, содержит нормативную базу и общую идейную основу для Национальной программы толерантности: равенство перед законом и недискриминация (Статья 25), свобода проведения религиозных церемоний (Статья 32), гарантия прав для иностранцев на основе международых норм (Статья 40) [8]. Последние также причислены к числу опор толерантности: прежде всего, имеются в виду документы, принятые в рамках ООН [1].
Отдельно упоминается наследие шейха Зейда — отца-основателя ОАЭ. Именно ему принадлежит изначальная идея объединения семи эмиратов, и именно он является для эмиратцев идейным вдохновителем и примером для подражания. Ценностное наследие шейха Зейда также строится на исламской религиозной основе, однако особый акцент делается на умеренности Ислама и таких ценностях, как справедливость, равенство, гармония [1]. Внесение наследия шейха Зейда в число столпов понимания толерантности в ОАЭ — это, во-первых, выражение признания авторитета отца-основателя, во-вторых, подчёркивание связи воспринятой всем миром идеи терпимости и традиционных ценностей, включающих, помимо религии, арабские традиции.
Среди задач продвижения Национальной программы толерантности ОАЭ на первое место вынесено укрепление роли государства как «инкубатора» толерантности [1]. То есть центральная роль в осуществлении концепции официально отведена государственным органам.
Можно заключить, что эмиратская концептуализация толерантности носит комплексный характер и является хорошо сбалансированной: в ней нашли отражение универсальные ценности, положения международных документов и разделяемые на глобальном уровне моральные принципы. В то же время толерантность по-эмиратски выстраивается на сильной исламской основе при центральной консолидирующей роли государственных институтов. Так, сохраняется равновесие между приемлемостью такого подхода к толерантности на мировом уровне и возможностью его гармоничного встраивания в социально-идеологический контекст внутри страны и в рамках ближневосточного региона.
Выбор толерантности в качестве одной из идеологических основ как внутри ОАЭ, так и на международной арене, а также относительную чёткость формулировок концепции можно объяснить следующими факторами. Сам состав населения ОАЭ и огромное количество иностранцев, находящихся в стране (лишь около 11 % от общей численности 10 млн чел. являются подданными ОАЭ) [9] формируют предпосылки для того, чтобы официально закрепить ценностные основы социальных отношений. С одной стороны, численное большинство подданных составляют мусульмане (85 %) [10], с другой — стране важно сохранить привлекательность и открытость и для немусульман.
В региональном контексте ОАЭ, уже занимая по многим вопросам компромиссную позицию, стараются, с одной стороны, продемонстрировать единство с арабскими соседями, в первую очередь другими монархиями Персидского залива, с другой стороны — подходят к тому, чтобы более активно транслировать и продвигать собственное видение регионального порядка не только в измерениях политики и безопасности, но и в идейном плане. Так, Саудовская Аравия, являющаяся страной-хранительницей исламских святынь, воплощает образ консервативного мусульманского государства, в то время как имидж ОАЭ выстраивается на основе большей открытости, в том числе со стороны религиозных институтов. Социальная политика Объединённых Арабских Эмиратов, где важное место занимает обеспечение равных прав женщин, работа с молодёжью [7] также свидетельствует о стремлении руководства страны сформировать образ ОАЭ как государства не традиционалистского, а открытого и прогрессивного.
Таким образом, со временем, возможно, именно ценностные ориентиры, развиваемые ОАЭ смогут стать идейной основой консолидации на Ближнем Востоке. Концепции панарабизма и панисламизма оказались неприменимы в реальной региональной ситуации в связи с тем, что заложенные в них идеи, хотя и объединяют огромное количество людей, не являются ни универсальными, ни гибкими, и, как ни парадоксально, в них недостаточно выражена именно идея толерантности. Концепция же, основанная, с одной стороны, на исламских ценностях, с другой — на разнообразии и сотрудничестве, имеет потенциал привлечь все страны региона и превратиться в основу — или предпосылку создания — новой коллективной ценностной базы.
Что касается глобального посыла, безусловно, признанные на площадке ООН идеи неоспоримы, а множество инициатив, направленных на внедрение толерантного подхода во всех сферах жизни, создают образ ОАЭ как одной из наиболее открытых и гибких стран арабского мира. Более того, высокий уровень отношений с Западом (в первую очередь с США и ЕС) [11] способствует постоянному общению и обмену в бизнесе и на межчеловеческом уровне, что формирует позитивное восприятие ОАЭ на международной арене.
Литература:
- National Tolerance Program. — Текст: электронный // The Official Portal of the United Arab Emirates Government: [сайт]. — URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/federal-governments-strategies-and-plans/national-tolerance-programme (дата обращения: 17.07.2021).
- Initiatives. — Текст: электронный // The United Arab Emirates Ministry of Tolerance: [сайт]. — URL: http://www.tolerance.gov.ae/en/uae-tolerance-initiatives.aspx (дата обращения: 17.07.2021).
- Nafisi, S., 2018, «Tolerance in Islam», HTS Teologiese Studies/ Theological Studies 74(3), a5145. https://doi.org/10.4102/hts.v74i3.5145 (дата обращения: 17.07.2021)
- Старцев, С. Папа Франциск приветствовал реализацию документа «о человеческом братстве» / С. Старцев. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20190826/1557921953.html (дата обращения: 17.07.2021).
- A Document on Human Fraternity For World Peace and Living Together. — Текст: электронный // La Santa Sede: [сайт]. — URL: https://www.vatican.va/content/francesco/en/travels/2019/outside/documents/papa-francesco_20190204_documento-fratellanza-umana.html (дата обращения: 17.07.2021).
- Abrahamic Family House. — Текст: электронный // The Higher Committee on Human Fraternity: [сайт]. — URL: https://www.forhumanfraternity.org/ (дата обращения: 17.07.2021).
- Tolerance and Inclusion. — Текст: электронный // UAE Embassy in Washington, DC: [сайт]. — URL: https://www.uae-embassy.org/about-uae/tolerance-inclusion (дата обращения: 17.07.2021).
- The UAE Constitution. — Текст: электронный // The Official Portal of the United Arab Emirates Government: [сайт]. — URL: https://u.ae/en/about-the-uae/the-constitution-of-the-uae (дата обращения: 17.07.2021).
- Population and demographic mix. — Текст: электронный // The Official Portal of the United Arab Emirates Government: [сайт]. — URL: https://u.ae/en/information-and-services/social-affairs/preserving-the-emirati-national-identity/population-and-demographic-mix (дата обращения: 17.07.2021).
- 2018 Report on International Religious Freedom: United Arab Emirates. — Текст: электронный // US Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/reports/2018-report-on-international-religious-freedom/united-arab-emirates/ (дата обращения: 17.07.2021).
- United Arab Emirates. — Текст: электронный // US Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/countries-areas/united-arab-emirates/ (дата обращения: 17.07.2021).
- Embassy of the United Arab Emirates in Israel. — Текст: электронный // UAE Embassy to Israel — Tel Aviv: [сайт]. — URL: https://www.mofaic.gov.ae/en/missions/tel-aviv (дата обращения: 17.07.2021).
- The Abraham Accords. — Текст: электронный // US Department of State: [сайт]. — URL: https://www.state.gov/the-abraham-accords/ (дата обращения: 17.07.2021).
- Developed Countries List. — Текст: электронный // World Population Review: [сайт]. — URL: https://worldpopulationreview.com/countries/united-arab-emirates-population (дата обращения: 17.07.2021).