В статье представлен краткий анализ описания данных, полученных при проведении анкетирования, направленного на изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся.
Ключевые слова: психологическое благополучие, детерминанты, возраст, тревожность, выгорание, взаимоотношения, среда.
Для углубленного изучения особенностей психологического благополучия педагогов была составлена и апробирована анкета. Анкета состоит из 14 вопросов, каждому из которых, предоставлялись варианты ответа.
Анкетирование было проведено на базе центра «Парус Надежды». В качестве респондентов, были выбраны педагоги (25 представительниц женского пола разного возраста и стажа).
Цель анкетирования: выявить особенности психологического благополучия личности у педагогов с разным уровнем мотивации к достижению результатов.
Задачи анкетирования:
- Изучить научную литературу по теме исследования и разработать ряд вопросов для проведения анкетирования на заданную тему.
- Рассмотреть подходы, понятия к изучению психологического благополучия личности педагога, определить факторы, его составляющие, определить роль мотивации достижения в психологическом благополучии и профессиональных результатов.
- Провести исследование в виде анкетирования по теме: «Психологическое благополучие педагогов».
- Проанализировать полученные результаты исследования и на эмпирическом уровне, определить выраженность психологического благополучия педагогов к достижению успеха в профессиональной деятельности.
Перейдем к анализу полученных данных.
В условиях экономического кризиса падения жизненного уровня подавляющего числа россиян женщины работают наравне с мужчинами и работа для которых, является важной жизненной ценностью и достижению к успеху на пути к профессиональному становлению.
По возрастным категориям опрошенные разделились следующим образом:
— 13 % респондентов в возрасте до 30 лет;
— 30 %респондентов в возрасте от 31 года до 40 лет;
— 33 %респондентов в возрасте от 41 года до 50 лет;
— 24 %респондентов в возрасте старше 50 лет.
Большинство опрошенных (73,3 %) имеют стаж работы более 10 лет, пятая часть (20 %) проработали в образовательной сфере от 6 до 10 лет, остальные (6,7 %) — от 1 года до 5 лет.
В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Умеете ли Вы создавать «ситуацию успеха» для каждого обучающегося?».
65 % респондентов ответили на этот вопрос: «да, у меня получается создавать условия для положительного результата», 20 % «не всегда получается», 8 % «затрудняюсь с ответом», 3 % «скорее нет, чем да», и 4 % «скорее да, чем нет».
Полученные результаты показывают, что большинство опрошенных педагогов заинтересованы в своей профессии, переживают состояние радости, удовлетворения от результатов, которые совпадают с уровнем притязания и имеющихся знаний. Реалистично относятся к своим потенциальным возможностям, и смело их используют в деятельности. И только 3 % опрошенных респондентовсомневаются в своей компетентности и внутренних ресурсах.
Среди опрошенных педагогов (72 %) подтверждают, что владеют знаниями из области психологии и педагогики, тем самым это помогает специалистам, оказывать качественную, своевременную, коррекционную и развивающую помощь детям и их родителям. И всего лишь 1 человек (1 %) не владеет знаниями из данных областей, что возможно отражается на эффективности и динамике образовательного процесса не только самого педагога, но и обучающихся.
Следующий вопрос, который нас интересовал — «Умеете ли Вы находить решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами?»
На данный момент 77 % респондентов, можно назвать эмоционально-зрелыми личностями, которые решают спорные вопросы экологичным и менее травматичным способом, что скорее всего помогает сохранить уже имеющиеся отношения в социуме. А 3 % ответивших признались, что трудно не вступать или вовремя предотвращать конфликты, учитывая интересы сторон и сохранять самообладание, вероятнее всего участникам сложнее всего выстраивать долгосрочные отношения с окружающими.
81 % респондентов, не разрабатывают программы и проекты на основе характеристик обучающихся, а работают по старой имеющейся схеме, придерживаясь старого и проверенного подхода. И только один человек (1 %) в возрасте (60 лет) разрабатывает развивающие и коррекционные программы для детей, тем самым всё ещё обогащает, на мой взгляд, свой педагогический инструментарий и расширяет профессиональную практику и опыт.
Кроме того, 68 % педагогов чувствуют усталость в конце рабочей недели, зачастую, это связанно с большой рабочей нагрузкой и сложным контингентом детей, которые посещают занятия. Специалистам данного учреждения следует переключаться с умственной деятельности на другую, чтобы наполняться и перезагружаться после трудной работы.
Следующий шестой вопрос касался удовлетворенностиорганизацией учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса в своем учреждении.
В целом следует сказать, что большинство опрошенных, удовлетворены коррекционно-развивающим и учебно-воспитательным процессом работы, протекающие в деятельности.
В вопросе № 7 нас интересовало наличие потребности в новых знаниях и умениях касающейся профессиональной деятельности.
Большинствоопрошенных респондентов 69 %, не видят острой необходимости в новых знаниях (в возрасте 59 лет), скорее всего это отражается на имеющемся уже опыте и уверенности в своих знаниях и результатах, 30 % опрошенных лицввозрасте (18–27 лет), нуждаются в обновлении знаний своей деятельности, это свидетельствует о том, что молодым педагогам не хватает порой компетентности и опыта на профессиональном поприще, поэтому следует посещать различные вебинары, практикумы для повышения квалификации и трудового становления.
В опрошенной нами выборке 80 % педагогов верят в себя и свои профессиональные планы, которые обязательно осуществляться, так как работа нравится и приносит моральное удовлетворение от процесса и результата, наверняка следует отметить, что существует сильная мотивация для выполнения рабочих функций.
10 % испытуемых ответили, что профессиональные планы частично могут осуществиться, скорее всего, это связанно с низкой мотивацией, верой в себя и сомнениях по поводу своих потенциальных возможностей.
Далее нас интересовало, удаётся ли педагогам индентифицировать проблему, с которой обращаются родители обучающихся. 62 % респондентовответили: «да, мне удается оказать необходимую помощь по запросу», 35 % испытуемых ответили: «не всегда удаётся во время увидеть проблему», и всего лишь 3 % педагоговнуждаются в помощи более компетентных специалистов.
Кроме этого, 90 % испытуемых в целом удовлетворены условиями организации, в которых они работают, это подтверждает качественную работу всего коллектива, и всего лишь 10 % не удовлетворены средой, в которой выполняют профессиональную деятельность.
Следует заметить, что 79 % респондентов (педагогов), удовлетворены, результатами своей работы. 22 % частично удовлетворены, что может быть связано с личными особенностями работников образовательного процесса.
По мнению 70 % опрошенных лиц удовлетворены работой администрации, педагоги дают усилиям администрации, направлять и повышать статус в развитие организации, на создание условий для творческой деятельности и высоко оценивают предоставляемую самостоятельную работу. И всего 30 % не удовлетворены работой администрации.
Следует отметить, что большинство 90 % лиц не хотели бы глобальных изменений в своей работе и всего лишь 10 % поменяли бы профиль или в целом свою организацию на другую.
На завершающий 14 вопрос, всего лишь 3 % опрошенных лиц посещали семинары и тренинги в условиях пандемии, остальные 97 % человек не занимались своим образованием, а благополучно отдыхали от работы, восполняя ресурсы.
Проведя качественный и количественный анализ данных, следует сформулировать следующие выводы.
Это исследование имело большое значение как источник информации для педагогов. Оно позволило каждому высказать свое мнение, что оказало очень полезное воздействие, прежде всего на себя и на организацию в целом, поскольку:
— высказав свое отношение, участники исследования сделали его более очерченным для себя, и осознали проблемы и преимущества, имеющиеся на работе;
— респонденты имели возможность почувствовать внимание со стороны администрации, интерес к своему мнению, ощутить, что вносят вклад в жизнь и развитие Паруса Надежды;
— появилась возможность говорить о том, что волнует, это имеет большое значение, поскольку снимает напряжение и тревогу.
Таким образом, психологическое благополучие педагогов играет важную роль в профессиональной самореализации личности и зависит от специфики деятельности. Педагоги нуждаются в непосредственной психологической помощи в условиях профессионального выгорания или профессиональной деформации, так как это влияет на уровень психологического благополучия. Важным аспектом является повышение грамотности педагогов к вопросу укрепления и сохранения психологического здоровья.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 06 марта 2019 года № 17ФЗ) от 29 декабря 2012 года № 273. — URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf.
- Воронина, А. В. Уровневая модель психологического благополучия человека / А. В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема: — Материалы второй Всероссийской конференции. Отв. ред. Е. А. Уваров. — Тамбов, 2003. — С. 142–147.
- Идобаева, О. А. Модель формирования психологического благополучия личности автор. диссер…док. псих. наук 19.00.17 / Ольга Афанасьевна Идобаева — Москва, 2013–54 с.
- Рифф, К. Теория и исследования: позитивные основания психологического благополучия./ К.Рифф — М.: Прогресс, 2016–86 с. URL:http://www.ereading.mobi (Дата обращения: 5.03.2020)
- Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисер. канд… псих. наук: 11.10.2005 / Павел Петрович Фесенко. Москва — 2005. — 26 с.
- Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т. Д. Шевеленкова., П. П. Фесенко. // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С.9–12.