В статье представлены рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так же в статье предложены дидактические игры, которые способствуют закреплению навыка ухода за волосами.
Ключевые слова: дети с ТМНР, культурно-гигиенические навыки, дидактические игры, навык ухода за волосами.
Целью коррекционно-воспитательной работы в условиях центра социальной поддержки и реабилитации детей с ментальными нарушениями является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его к активности и самостоятельности, а также адаптация к окружающей, социальной и природной среде.
У детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития формирование культурно-гигиенических навыков (далее КГН) не происходит самопроизвольно. У данной категории детей кроме выраженных интеллектуальных нарушений, отмечаются грубые нарушения речи, крупной и мелкой моторики, а также сенсорной и эмоционально-волевой сфер. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности в быту, общении, социализации.
Для формирования КГН у детей С ТМНР необходима целенаправленная совместная работа специалистов и родителей, в основу которой положена специальная программа, которая учитывает возможности ребенка на данный момент и ориентирована на ближайшие задачи. Организация коррекционно-воспитательного процесса по формированию КГН в условиях центра социальной поддержки и реабилитации детей с ментальными нарушениями носит системный характер и включает работу воспитателей, помощников воспитателя, специалистов и медицинских работников. В эту работу также вовлекаются родители воспитанников.
Одним из наиболее трудноформируемым культурно-гигиеническим навыком является — уход за волосами. При формировании навыка ухода за волосами большое место отводится практическим занятиям, которые проводятся как вовремя специально организованных тематических занятий, так и в режимные моменты. В результате практических занятий дети учатся понимать свойства предметов, обогащаются понятиями, расширяют активный и пассивный словарь, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого и овладевают умением применять их в быту. При выработке у детей с ТМНР данного навыка необходим наглядный показ и многократные повторения.
При обучении воспитанников навыку ухода за волосами используются следующие формы работы:
— индивидуальная, подразумевающая отработку отдельных операций;
— групповая, когда создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу, кроме того, работает механизм подражания.
Формирование и закрепление КГН могут проходить на специально организованных занятиях, во время режимных моментов, в играх и т. д.
Формирование навыка по уходу за волосами осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения. Поэтому соблюдение режима дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует формированию данного навыка у воспитанников. В связи с этим необходимо обеспечить систематичное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Для чего необходимо объяснить ему их значение. Очень важно оказать помощь ребенку в начале формирования навыка.
В своей работе по формированию навыка ухода за волосами мною используются следующие методы: беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы. Большое значение при формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР стоит уделять дидактическим играм, которые являются наиболее доступной формой обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Дидактическая игра имеет своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его интеллектуальные способности, стимулировать их самостоятельную деятельность. Дидактические игры способствуют развитию высших психических функций: памяти, вниманию, восприятию. Помимо этого, дидактическая игра благоприятно влияет на воображение и развитие культурно-гигиенических навыков ребенка.
В ходе игры все внимание ребенка сосредоточенно на выполнении игровых действий, а задачи обучения им не осознается. Благодаря чему игра становиться особой формой воспитания и обучения, играя воспитанники усваивают необходимые культурно-гигиенические навыки. Использование дидактических игр позволяет ребенку видеть конечный результат своей деятельности, что вызывает у него положительные эмоции. Игра может быть использована как при индивидуальной, так и при групповой работе с детьми.
Для успешного решения задач, которые ставит педагог по воспитанию культурно-гигиенических навыков рекомендовано использование различных педагогических методов и приемов. Используемые методы воспитания КГН должны учитывать индивидуальные и личностные особенности детей с ТМНР: прямое обучение, показ действия, совместное выполнение действия с педагогом, упражнения с выполнением действий в ходе игры, системное напоминание ребенку о необходимости выполнять правила гигиены и постепенное повышение требований к воспитанникам.
Так как у большинства воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями развития не сформирована или отсутствует речь, то при работе по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо применять наглядные материалы и альтернативные средства коммуникации: сюжетные картинки, символы, пиктограммы и алгоритм выполнения какого-либо навыка, а также последовательность этого навыка в режиме дня.
Примерный список дидактических игр для формирования культурно-гигиенического навыка по уходу за волосами
- «Мой выбор»
Цель: закреплять названия предметов и средств, необходимых для ухода за волосами, их назначение.
Вариант1.
Детям предлагается из небольшого количества средств личной гигиены (шампунь для волос, стиральный порошок, средство для мытья посуды, мыло и др.) выбрать необходимые для ухода за волосами.
Вариант 2.
Из предложенных предметов (щетка для волос, расческа, щетка для одежды, зубная щетка, щетка для мытья посуды, щетка для обуви и др.) выбрать, необходимые для ухода за волосами.
Вариант 3.
Из предложенных предметов (бант, веревочка, заколка, прищепка, резинка для волос, шнурок для обуви, пояс и др.) выбрать, необходимые для украшения прически.
Перечень предложенных предметов и средств может изменяться по составу и количеству в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Также материал может быть представлен в виде картинок.
- «Что изменилось»
Цель: закреплять представления о предметах личной гигиены, развитие памяти и внимания.
На стол выставляются предметы гигиены, необходимые для ухода за волосами (шампунь, расчески, заколки и др.). Ребенку дается время (до 1 минуты) на запоминание всех предметов. Затем педагог предлагает закрыть глаза, отвернуться (можно использовать ширму). В это время педагог убирает один предмет или меняет местами 2 предмета. Ребенок, открыв глаза, должен определить, что изменилось.
Количество предметов для запоминания и время зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
- «Расческа»
Цель: закреплять представления о строении расчески, развитие мелкой моторики.
Вариант 1.
Ребенку предлагается шаблон расчески без зубчиков из картона или фанеры. Так же детям дается несколько прищепок. Педагог сообщает ребенку о том, что у расчески сломались все зубчики, и просит его сделать новые зубчики из прищепок.
Вариант 2.
Ребенку предлагается изображение на листе бумаги расчески с недостающими зубчиками. Учитель предлагает дорисовать недостающие зубчики. Можно попросить ребенка так же подобрать карандаш такого цвета как сама расческа.
- «Утро Маши»
Цель: закреплять последовательность действий соблюдении режима дня.
Педагог предлагает ребенку проиграть ситуацию утреннего подъема, умывания и расчесывания с использованием куклы.
- «Причешусь у зеркала»
Цель: учить причесываться перед зеркалом, приучать следить за своим внешним видом.
Педагог вместе с ребенком выполняет действия по уходу за волосами перед зеркалом. При необходимости педагог оказывает ребенку помощь (рука в руке, обучающая или стимулирующая). В игре можно использовать куклу.
- «Делаем прическу Кате»
Цель: учить делать простые прически самостоятельно.
Педагог предлагает воспитаннику сделать прическу для куклы Кати. Взрослый обучает ребенка делать простые прически (хвост, коса), а так же использовать предметы для украшения прически (резинка для волос, заколка).
Игра проводиться в несколько этапов, постепенно усложняя действия.
Сначала педагог показывает ребенку действия, затем действует совместно с ребенком, а в завершении ребенок должен научиться выполнять действие самостоятельно.
- «В парикмахерской»
Цель: закреплять представления о предметах и средствах по уходу за волосами; дать представления о профессии парикмахер.
Педагог организует сюжетно-ролевую игру. Из воспитанников выбирается парикмахер и посетитель. Задача парикмахера сделать прическу для посетителя, соблюдая всю последовательность действий.
- «Моем волосы Маше»
Цель: закреплять алгоритм действий при мытье волос.
Педагог демонстрирует детям куклу с грязными волосами. Спрашивает детей нравиться ли им такая кукла и почему? Затем педагог предлагает научить Машу мыть голову. Для этого сформировывает с детьми алгоритм действий при мытье волос устно или с использованием альтернативных средств коммуникации). Далее дети под руководством взрослого выполняют игровые действия по уходу за волосами куклы.
Таким образом, применение дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития способствуют появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется мотивация к самостоятельной деятельности и ее результату.
Литература:
- Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. — № 1. — С. 24–26.
- Коррекционно — развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. — М.: МГПИ имени В. И. Ленина. — 1983. — 298 с.
- Мачихина В. Ф. Организационно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. — 1992. — № 4 — С.19
- Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1984.— 176 с.