Формирование культурно-гигиенических навыков по уходу за волосами у детей с ТМНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 23.07.2021

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Белишина, А. А. Формирование культурно-гигиенических навыков по уходу за волосами у детей с ТМНР / А. А. Белишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83348/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Так же в статье предложены дидактические игры, которые способствуют закреплению навыка ухода за волосами.

Ключевые слова: дети с ТМНР, культурно-гигиенические навыки, дидактические игры, навык ухода за волосами.

Целью коррекционно-воспитательной работы в условиях центра социальной поддержки и реабилитации детей с ментальными нарушениями является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его к активности и самостоятельности, а также адаптация к окружающей, социальной и природной среде.

У детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития формирование культурно-гигиенических навыков (далее КГН) не происходит самопроизвольно. У данной категории детей кроме выраженных интеллектуальных нарушений, отмечаются грубые нарушения речи, крупной и мелкой моторики, а также сенсорной и эмоционально-волевой сфер. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности в быту, общении, социализации.

Для формирования КГН у детей С ТМНР необходима целенаправленная совместная работа специалистов и родителей, в основу которой положена специальная программа, которая учитывает возможности ребенка на данный момент и ориентирована на ближайшие задачи. Организация коррекционно-воспитательного процесса по формированию КГН в условиях центра социальной поддержки и реабилитации детей с ментальными нарушениями носит системный характер и включает работу воспитателей, помощников воспитателя, специалистов и медицинских работников. В эту работу также вовлекаются родители воспитанников.

Одним из наиболее трудноформируемым культурно-гигиеническим навыком является — уход за волосами. При формировании навыка ухода за волосами большое место отводится практическим занятиям, которые проводятся как вовремя специально организованных тематических занятий, так и в режимные моменты. В результате практических занятий дети учатся понимать свойства предметов, обогащаются понятиями, расширяют активный и пассивный словарь, производить анализ, выделять отдельные признаки из целого и овладевают умением применять их в быту. При выработке у детей с ТМНР данного навыка необходим наглядный показ и многократные повторения.

При обучении воспитанников навыку ухода за волосами используются следующие формы работы:

— индивидуальная, подразумевающая отработку отдельных операций;

— групповая, когда создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу, кроме того, работает механизм подражания.

Формирование и закрепление КГН могут проходить на специально организованных занятиях, во время режимных моментов, в играх и т. д.

Формирование навыка по уходу за волосами осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения. Поэтому соблюдение режима дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что способствует формированию данного навыка у воспитанников. В связи с этим необходимо обеспечить систематичное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Для чего необходимо объяснить ему их значение. Очень важно оказать помощь ребенку в начале формирования навыка.

В своей работе по формированию навыка ухода за волосами мною используются следующие методы: беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы. Большое значение при формировании культурно-гигиенических навыков у детей с ТМНР стоит уделять дидактическим играм, которые являются наиболее доступной формой обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Дидактическая игра имеет своей целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его интеллектуальные способности, стимулировать их самостоятельную деятельность. Дидактические игры способствуют развитию высших психических функций: памяти, вниманию, восприятию. Помимо этого, дидактическая игра благоприятно влияет на воображение и развитие культурно-гигиенических навыков ребенка.

В ходе игры все внимание ребенка сосредоточенно на выполнении игровых действий, а задачи обучения им не осознается. Благодаря чему игра становиться особой формой воспитания и обучения, играя воспитанники усваивают необходимые культурно-гигиенические навыки. Использование дидактических игр позволяет ребенку видеть конечный результат своей деятельности, что вызывает у него положительные эмоции. Игра может быть использована как при индивидуальной, так и при групповой работе с детьми.

Для успешного решения задач, которые ставит педагог по воспитанию культурно-гигиенических навыков рекомендовано использование различных педагогических методов и приемов. Используемые методы воспитания КГН должны учитывать индивидуальные и личностные особенности детей с ТМНР: прямое обучение, показ действия, совместное выполнение действия с педагогом, упражнения с выполнением действий в ходе игры, системное напоминание ребенку о необходимости выполнять правила гигиены и постепенное повышение требований к воспитанникам.

Так как у большинства воспитанников с тяжелыми и множественными нарушениями развития не сформирована или отсутствует речь, то при работе по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо применять наглядные материалы и альтернативные средства коммуникации: сюжетные картинки, символы, пиктограммы и алгоритм выполнения какого-либо навыка, а также последовательность этого навыка в режиме дня.

Примерный список дидактических игр для формирования культурно-гигиенического навыка по уходу за волосами

  1. «Мой выбор»

Цель: закреплять названия предметов и средств, необходимых для ухода за волосами, их назначение.

Вариант1.

Детям предлагается из небольшого количества средств личной гигиены (шампунь для волос, стиральный порошок, средство для мытья посуды, мыло и др.) выбрать необходимые для ухода за волосами.

Вариант 2.

Из предложенных предметов (щетка для волос, расческа, щетка для одежды, зубная щетка, щетка для мытья посуды, щетка для обуви и др.) выбрать, необходимые для ухода за волосами.

Вариант 3.

Из предложенных предметов (бант, веревочка, заколка, прищепка, резинка для волос, шнурок для обуви, пояс и др.) выбрать, необходимые для украшения прически.

Перечень предложенных предметов и средств может изменяться по составу и количеству в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Также материал может быть представлен в виде картинок.

  1. «Что изменилось»

Цель: закреплять представления о предметах личной гигиены, развитие памяти и внимания.

На стол выставляются предметы гигиены, необходимые для ухода за волосами (шампунь, расчески, заколки и др.). Ребенку дается время (до 1 минуты) на запоминание всех предметов. Затем педагог предлагает закрыть глаза, отвернуться (можно использовать ширму). В это время педагог убирает один предмет или меняет местами 2 предмета. Ребенок, открыв глаза, должен определить, что изменилось.

Количество предметов для запоминания и время зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

  1. «Расческа»

Цель: закреплять представления о строении расчески, развитие мелкой моторики.

Вариант 1.

Ребенку предлагается шаблон расчески без зубчиков из картона или фанеры. Так же детям дается несколько прищепок. Педагог сообщает ребенку о том, что у расчески сломались все зубчики, и просит его сделать новые зубчики из прищепок.

Вариант 2.

Ребенку предлагается изображение на листе бумаги расчески с недостающими зубчиками. Учитель предлагает дорисовать недостающие зубчики. Можно попросить ребенка так же подобрать карандаш такого цвета как сама расческа.

  1. «Утро Маши»

Цель: закреплять последовательность действий соблюдении режима дня.

Педагог предлагает ребенку проиграть ситуацию утреннего подъема, умывания и расчесывания с использованием куклы.

  1. «Причешусь у зеркала»

Цель: учить причесываться перед зеркалом, приучать следить за своим внешним видом.

Педагог вместе с ребенком выполняет действия по уходу за волосами перед зеркалом. При необходимости педагог оказывает ребенку помощь (рука в руке, обучающая или стимулирующая). В игре можно использовать куклу.

  1. «Делаем прическу Кате»

Цель: учить делать простые прически самостоятельно.

Педагог предлагает воспитаннику сделать прическу для куклы Кати. Взрослый обучает ребенка делать простые прически (хвост, коса), а так же использовать предметы для украшения прически (резинка для волос, заколка).

Игра проводиться в несколько этапов, постепенно усложняя действия.

Сначала педагог показывает ребенку действия, затем действует совместно с ребенком, а в завершении ребенок должен научиться выполнять действие самостоятельно.

  1. «В парикмахерской»

Цель: закреплять представления о предметах и средствах по уходу за волосами; дать представления о профессии парикмахер.

Педагог организует сюжетно-ролевую игру. Из воспитанников выбирается парикмахер и посетитель. Задача парикмахера сделать прическу для посетителя, соблюдая всю последовательность действий.

  1. «Моем волосы Маше»

Цель: закреплять алгоритм действий при мытье волос.

Педагог демонстрирует детям куклу с грязными волосами. Спрашивает детей нравиться ли им такая кукла и почему? Затем педагог предлагает научить Машу мыть голову. Для этого сформировывает с детьми алгоритм действий при мытье волос устно или с использованием альтернативных средств коммуникации). Далее дети под руководством взрослого выполняют игровые действия по уходу за волосами куклы.

Таким образом, применение дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития способствуют появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется мотивация к самостоятельной деятельности и ее результату.

Литература:

  1. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2000. — № 1. — С. 24–26.
  2. Коррекционно — развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей. Сборник научных трудов. — М.: МГПИ имени В. И. Ленина. — 1983. — 298 с.
  3. Мачихина В. Ф. Организационно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. — 1992. — № 4 — С.19
  4. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1984.— 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, волос, игра, множественное нарушение развития, навык, педагог, предмет, уход, формирование, дидактическая игра.


Ключевые слова

дидактические игры, культурно-гигиенические навыки, дети с ТМНР, навык ухода за волосами

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подач...

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.

Пути взаимодействия педагогов и родителей в профилактике ПАВ среди подростков

В статье предложены разработанные авторами методические рекомендации по профилактике ПАВ среди подростков родителям и педагогам. Рекомендации включают в себя правила эффективного взаимодействия с подростками; работу с родителями; информационную подач...

Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями

В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Роль музыкальных занятий в психоэмоциональном здоровье дошкольников

В статье автор делится опытом проведения музыкальных занятий, повышающих психоэмоциональное здоровье дошкольников на основе внедрения здоровьесберегающих и игровых технологий, а также различные методы и приёмы работы.

Задать вопрос