В данной статье будет рассмотрена работа приемных комиссий вузов Российской Федерации в период пандемии COVID-19. Описаны основные изменения и тенденции 2020–2021 учебного года. Рассмотрены стадии консультирования абитуриентов, приема документов и обработка данных в связи с измененной эпидемиологической обстановкой в стране.
Ключевые слова: пандемия, вуз, приемная кампания, абитуриенты, магистратура, бакалавриат, коронавирус, сотрудничество, университеты, поступление.
This article will be reviewed the work of admission campaigns of Russian universities during the COVID-19 pandemic. The main changes and trends of the 2020–2021 academic year are described. The stages of advising applicants, accepting documents and processing data in connection with the changed epidemiological situation in the country are considered.
Key words : pandemic, university, admission campaign, applicants, master's degree, bachelor's degree, coronavirus, cooperation, universities, admission.
Пандемия COVID-19 нанесла значительный вред мировой экономике. Тем не менее, как и любое общемировое событие, наступление карантина и введение ограничений в большинстве стран мира сказалось положительно на некоторых сферах жизни общества. Наиболее сильно это сказалась на онлайн-платформах, которые смогли улучшить свои показатели в несколько раз. Многие бизнес-стартапы на раннем этапе реализации были перенесены в сферу интернета.
Глобальные изменения настигли и работу российских образовательных учреждений — школ, колледжей и университетов. Особенно усложненным стал порядок приёма абитуриентов в российские вузы. В связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой большинство вузов были вынуждены перевести работу приёмных комиссий полностью в режим онлайн. Данное нововведение должно было быть реализовано в максимально короткие сроки, полностью без задействования офлайн-площадок.
На следующей таблице продемонстрированы наиболее глобальные пункты работы приёмных комиссий, которые подверглись изменениям в 2020–2021 учебном году.
Таблица 1
Список сфер приёмных комиссий вузов России, подвергшихся наиболее глобальным изменениям в 2020–2021 учебном году
Номер пункта |
Сфера до пандемии COVID -19 |
Изменения в 2020–2021 учебном году |
1 |
Консультирования абитуриентов вживую, в стенах университета, с сотрудником приемной комиссии |
Консультирование абитуриентов осуществляется через телефонные звонки и чаты в социальных сетях |
2 |
Устав приемной кампании предполагает личное присутствие абитуриента |
Устав приемной кампании изменен. Предполагает заполнение абитуриентом или законным представителем документов онлайн |
3 |
Дни открытых дверей и развлекательные мероприятия в ходе приемной кампании проходят офлайн, в стенах университета |
Дни открытых дверей и другие развлекательные мероприятия в ходе приемной кампании проходят онлайн, в формате конференций |
4 |
Место расположения агитационной рекламы — популярные места городов, баннеры, плакаты и так далее |
Место размещения рекламы — интернет (рассылки, таргетинговая реклама, реклама у блогеров) |
5 |
Подписание согласия о зачислении — лично |
Подписание согласия о зачислении — дома, посредством отправки готового документа PDF |
6 |
Дополнительные испытания внутри вуза (при наличии на некоторых направлениях подготовки) лично, стенах университета, в присутствии экзаменатора |
Дополнительные испытания внутри вуза (при наличии на некоторых направлениях подготовки) онлайн, перед камерами, с использованием системы прокторинга |
7 |
Оригинал документа об образовании приносится лично, под подпись, сдается в архив для хранения на весь срок обучения |
Оригинал документа об образовании принимается в виде фото или откладывается |
Из данной таблицы следует то, что многие пункты работы приемных комиссий перешли в новую форму реализации или были в корне изменены. Тем не менее, следует выделить некоторые изменения, которые были добавлены в работу приёмных комиссий вузов, до этого нигде не используемые. Среди них наиболее заметными стали:
1) Введение системы прокторинга для сдачи дополнительных вступительных испытаний.
2) Создание специальных чат-ботов для быстрой консультации абитуриентов по вопросам поступления.
3) Организация колл-центра для общения с абитуриентами и их законными представителями.
4) Организация онлайн-встреч для передачи информации абитуриентам о нововведениях или рассказа об определенной образовательной программе.
5) Открытие отдельных департаментов в вузе, занимающихся проверкой подлинности документов, отправленных абитуриентами или их законными представителями.
6) Рассылка в мессенджерах, смс-уведомлениях и по почте.
Значительные отличия в работе приемных комиссий вузов наблюдаются в сравнении приема студентов на разные уровни обучения — бакалавриат, магистратура и аспирантура. Отличия основываются на различных способах оценки потенциала студентов.
Стоит рассмотреть изменения на каждом уровне обучения. На следующей таблице продемонстрированы изменения механизма работы приёмных кампаний для каждой ступени высшего образования в РФ, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Таблица 2
Изменения механизма работы приёмных кампаний для каждой ступени высшего образования в РФ
Бакалавриат |
Магистратура |
Аспирантура |
Поступление по ЕГЭ |
нет |
нет |
Поступление по внутренним вступительным испытаниям, проводимым онлайн, с применением прокторинга |
Поступление по внутренним вступительным испытаниям, проводимым онлайн, с применением прокторинга |
Поступление по внутренним вступительным испытаниям, проводимым онлайн, с применением прокторинга/высылания научной статьи для рассмотрения |
Поступление по котирующимся олимпиадам: предоставляются повсеместно элктронные сертификаты |
Поступление по котирующимся олимпиадам: предоставляются повсеместно элктронные сертификаты |
Поступление по котирующимся олимпиадам: предоставляются повсеместно элктронные сертификаты |
нет |
Целевая квота: договор с работодателем заключается онлайн |
Целевая квота: договор с работодателем заключается онлайн |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменения в работе приемных кампаний коснулись всех уровней образования в России — бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В связи с наступлением пандемии коронавируса были созданы новые способы взаимодействия со студентами, ранее не используемые для подобных целей. Порядок поступления в вузы трансформировался с учётом рамок онлайн-режима.
Литература:
- Андреев А. А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5(100). С. 40–46.
- Альтбах Ф. Дж., Ханс де Вит. Информационные технологии в контексте COVID-19: поворотный момент? // Международное высшее образование.2020. № 103. С. 6–8. М.: НИУ ВШЭ.
- Гафуров И. Р., Ибрагимов Г. И., Калимуллин А. М., Алишев Т. Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. № 10
- Лутфуллаев Г. У., Лутфуллаев У. Л., Кобилова Ш. Ш., Неъматов У. С. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 // Проблемы педагогики. 2020. № 4(49).
- Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним https://ng-ru.turbopages.education1.html. 2020. № 1.
- Аналитический центр НАФИ. 2020. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: Ы^:// nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/.
- Россия в цифрах. [Электрон. ресурс]. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017–511 с.