Новые подходы к воспитательной практике в ДОУ посредствам ознакомления с культурно-исторической средой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Новые подходы к воспитательной практике в ДОУ посредствам ознакомления с культурно-исторической средой / Е. В. Червенко, Я. В. Диатроптова, Т. М. Максимович [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 113-114. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83359/ (дата обращения: 18.12.2024).



Проблемы воспитания подрастающего поколения всегда стояли очень остро, однако, сейчас, в эпоху всеобщего «поглощения» человечества социальными сетями, телевидением и интернетом, данный вопрос приобретает особую актуальность. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что дети практически ничего не знают о своей малой родине, о традициях своего народа, а самое главное — постепенно стали забывать о подвигах ветеранов, героев, подаривших нам, нашим детям нам, нашим детям мирную, полной изобилия, радости жизнь. В связи с этим задача педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы на этапе становления личности сформировать у детей представления о своей родине, привить любовь и доброе отношение к традициям, и неутомимо напоминать детям о подвиге ветеранов.

Используя в воспитательной практике потенциал культурно-исторических традиций, можно достичь интегрированного подхода к всестороннему развитию личности ребенка. Происходит развитие таких черт личности, как: толерантность, ведь зачастую на небольшой части территории проживает большое количество различных народностей; чувство гордости за свою родину, за доблесть героев Великой Отечественной войны; патриотизм, несомненно вытекает на примере рассказов о ветеранах; уважение к старшему поколению и любовь к традициям своего народа.

Влияние воспитательного потенциала культурно-исторических традиций на дошкольные учреждения обусловлено особенно культурным, историческим, социальным и природным окружением.

Такие социальные институты воспитания как дошкольные учреждения, семья, краеведческий музей, библиотека, выставочный зал, центр дополнительного образования, музыкальная школа и другие представляют собой весомое значение в нравственном воспитании дошкольников.

Культурно-исторические традиции объединяют в себе духовное, историческое, культурное, и самое главное — семейное воспитание детей. Однако последнее вызывает на сегодняшний день большие опасения. Суета современных родителей настолько отталкивает членов одной семьи друг от друга, что порой даже члены одной семьи общаются чаще в социальных сетях, нежели лично, что уж тут говорить о нравственном воспитании. Главной целью родителей становится материальное насыщение своих детей, на разговоры о культурно-историческом наследии не остается времени. В связи с этим педагогам необходимо заполнять этот пробел, как можно чаще проводить беседы, посвященные нравственному воспитанию, знакомить детей с культурно-исторической средой родного края, а педагогам Старого Оскола это еще более удобно, так как старая часть города перенасыщена историческими зданиями и сооружениями. В городе имеется большое количество храмов, зачастую, находящиеся в шаговой доступности от дошкольных учреждений. На наш взгляд не стоит упускать такой возможности, и на этапе дошкольного возраста прививать детям любовь к культурным традициям своего народа, проводя совместные с семьями воспитанников походы в музей, храм, или просто к местам исторической памяти.

Среда, созданная бытом, культурой своих предков, играет важную роль в становлении личности ребенка. Культурная среда необходима для формирования и развития духовно-нравственного потенциала детей для его дальнейшей социализации.

Р. М. Чумичева считает, что через среду происходит адаптация ребенка к жизненным обстоятельствам. А. Н. Крылова считает, что в старший дошкольный возраст является оптимальным для включения ребенка в культурное пространство среды. Именно на этом этапе, как пишет Н. Б. Крылова, происходит пик детского художественного творчества как ни в чем не ограниченного выражения в образах осваиваемого мира культурных ценностей и традиций.

Постепенное вхождение и погружение ребенка в культурно-исторический социум, в его традиции происходит в воспитательно-образовательном пространстве дошкольного учреждения как фактора социального воспитания дошкольника, где учитываются конкретные региональные, культурно-исторические, особенности.

Культурная среда конкретного образовательного учреждения — это пространство культурного развития и становления личности ребенка. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит задача в том, чтобы создать оптимальные условия для культурного, нравственного и духовного воспитания ребенка. Это и тематические беседы, и музейные комнаты, и предметы культурного наследия, постоянно находящиеся в поле зрения детей. А также важным элементом нравственного воспитания является организация и проведение праздников на основе культурных традиций своего края, это и Масленица, и празднование Пасхи, Ивана Купалы, Рождество, Дня Победы, Дня освобождения Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков и т. д.

Несомненно, что первоначально роль воспитания и становления личности отводится родителям, однако в силу сложившихся обстоятельств, педагогам необходимо использовать в своей практике все вышеперечисленные методы воспитания подрастающего поколения, иначе значение, ценность традиций в скором времени будет вовсе безвозвратно утеряна.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что новые подходы к воспитательной практики на основе традиций культурно-исторической среды малой родины осуществляется по ряду направлений: развитие у детей духовно-нравственных качеств личности, на основе учета их интересов, возможностей и потребностей; использование многообразных средств культурно-исторических традиций позволяет создать условия для полноценного социального воспитания личности ребенка, раскрытие его духовно-нравственных способностей.

Литература:

  1. Колокольникова З. У., Сергеева Л. С. Традиции культурно-исторической среды и их воспитательный потенциал // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 1–4. — С. 580–582;
  2. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8609 (дата обращения: 11.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): традиция, нравственное воспитание, ребенок, воспитательная практика, культурная среда, культурно-историческая среда, малая родина, образовательное учреждение, подвиг ветеранов, Старый Оскол.


Похожие статьи

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Организация современной образовательной среды в ДОУ с учетом гендерного компонента

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям

Похожие статьи

Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики

Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью

Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Организация современной образовательной среды в ДОУ с учетом гендерного компонента

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Современные подходы к формированию информационно-образовательной среды

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО

Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах

В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...

Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям

Задать вопрос