В статье рассмотрено аварийно-спасательное оборудование самолета Ту-154, его описание и предназначение.
Ключевые слова: аварийно-спасательное оборудование, самолет Ту-154, авиационное происшествие, вынужденная посадка, надувной трап, спасательный жилет, спасательный плот.
При авиационных происшествиях основными причинами гибели людей являются высокие перегрузки от ударов воздушного судна о землю, пожары и сопутствующие им высокие температуры, задымленность воздуха, утопление людей при посадке воздушного судна на воду. Противодействие этим факторам возможно путем создания и усовершенствования бортового аварийно-спасательного оборудования воздушных судов [1, с. 4].
Аварийно-спасательное оборудование (АСО) предназначено для быстрого и безопасного покидания самолета пассажирами и экипажем при вынужденной посадке на сушу или воду.
Для покидания самолета пассажиры и экипаж используют следующие выходы [2, с. 61]:
— выход через переднюю и заднюю входные двери;
— выход через служебную дверь;
— выход через запасную дверь;
— выход через аварийные двери;
— выход через аварийные люки.
В случае заклинивания дверей и люков при вынужденной посадке предусмотрены зоны для вскрытия обшивки фюзеляжа. Обшивка вскрывается при помощи аварийных топоров.
Для доступа в багажные помещения в пассажирском полу имеются люки с быстросъемными крышками. Подход к люкам осуществляется через клапаны ковров, на которых имеются опознавательные кнопки.
На самолете устанавливаются следующие аварийно-спасательные средства:
— надувные трапы;
— матерчатый желоб;
— спасательные канаты;
— аварийные топоры;
— аварийные радиостанции;
— электромегафоны;
— спасательные жилеты — для каждого члена экипажа и пассажира;
— спасательные жилеты (демонстрационные) — 2 шт.;
— надувные спасательные плоты, аварийные пакеты и радиомаяки — 6 комплектов.
В этажерке переднего буфета предусмотрено место для установки аптечки.
На самолете устанавливаются надувные трапы ТН-2. Они предназначены для быстрого и безопасного покидания самолета при вынужденной посадке его на землю [3]. Надувные трапы размещены в специальных нишах у входных дверей, служебной двери и в тумбочках у аварийных дверей. Трап изготовлен из прорезиненной капроновой ткани в виде желоба. Камера трапа наполняется углекислым газом из баллона ОСУ-5 до давления 0,4–0,5 атм.
Матерчатый желоб предназначен для покидания пассажирами и экипажем самолета в случае его вынужденной посадки на сушу. Желоб в чехле расположен на полке для мелких вещей пассажиров над запасной дверью. Желоб представляет собой полотнище, изготовленное из двухслойной кирзы, по края которого пришит шнур.
Спасательные канаты предназначены для покидания самолета экипажем и пассажирами при вынужденной посадке. Спасательный канат представляет собой плоскую капроновую ленту с нашитыми поперечными упорами из той же ленты. Спасательные канаты в кабине экипажа расположены в нишах облицовки над форточками фонаря и крепятся на крышках, закрывающих эти ниши. Спасательные канаты в пассажирской кабине расположены в проемах аварийных люков.
Аварийные топоры предназначены для вскрытия обшивки в случае заклинивания дверей при вынужденной посадке самолета. На самолете имеется четыре топора, расположенные по одному в гардеробе экипажа, в переднем гардеробе, в шкафе АСО и в заднем служебном помещении.
Аварийные радиостанции предназначены для подачи сигналов бедствия при вынужденной посадке самолета вне аэродрома. В гардеробе экипажа установлены два комплекта радиостанций Р-855УМ в опломбированной контейнере и один комплект радиостанции «Актиния».
Переносной электромегафон 5ПЭМ-1 предназначен для подачи команд пассажирам в случае вынужденной посадки самолета при обесточенной электросети. На самолете установлены два электромегафона:
— один электромегафон в этажерке переднего буфета;
— один электромегафон в служебном помещении на продольной перегородке (правый борт).
Спасательные жилеты применяются в случае вынужденной посадки самолета на воду. На самолете имеются спасательные жилеты АСЖ-63П на каждого пассажира и члена экипажа. Жилеты для пассажиров размещаются в специальных карманах под подушками пассажирских кресел, а для членов экипажа в коробках, расположенных: в гардеробе экипажа, в переднем гардеробе, в шкафе АСО и в заднем служебном помещении. Кроме спасательных жилетов для экипажа и пассажиров, на самолете имеется два демонстрационных жилета, предназначенных для обучения пассажиров правилам пользования ими при вынужденной посадке на воду.
Спасательные плоты предназначены для спасения пассажиров и членов экипажа в случаях вынужденной посадки самолета на воду. На самолете устанавливаются 30- и 32-местные надувные плоты. Спасательный плот изготовлен из прорезиненной ткани, состоит из двух камер плавучести, центрального подкоса, тента и пола. Заполнение камер и центрального подкоса осуществляется газовой смесью. Плоты комплектуются аварийными пакетами и радиомаяками. Плоты в фюзеляже устанавливаются в чехлах поставщика вместе с аварийными пакетами и радиомаяками. На самолете в пассажирском салоне устанавливается шесть комплектов спасательных плотов, из них:
— три плота в съемном гардеробе заднего салона на левом борту;
— один плот в гардеробе переднего салона на правом борту;
— один в переднем гардеробе, один в заднем служебном помещении.
Литература:
- Аварийно-спасательное оборудование воздушного судна Ту-154: учебное пособие / сост. Е. О. Годунов, Н. В. Павлов. — Ульяновск: УВАУ ГА(и), 2009. — 108 с.
- Руководство по технической эксплуатации самолета Ту-154.
- Электронный ресурс [https://avia.pro/blog/avariyno-spasatelnye-sredstva-na-samoletah] (дата обращения: 20.07.2021).