От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш…
В. А. Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение — два важных института в социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество родителей и педагогов, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению взаимоотношений.
Выстраивая взаимодействия с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы (родительские собрания, лекции, практикумы), так и современные: экскурсии, акции, оздоровительные мероприятия и т. д.
Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
С учетом этого мы выбрали следующую форму сотрудничества , которая предполагает подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада:
— Взаимодействие ДОУ и семьи в организации предметно-пространственной среды участков образовательного учреждения при подготовке к летнему оздоровительному периоду.
Организуя предметно-пространственную среду участков нашего ДОУ, мы старались учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка : закономерности психического развития дошкольников; показатели их здоровья; психофизиологические и коммуникативные особенности; уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы, учитывались и интересы детей.
Наиболее приемлемая для дошкольников учреждения предметно-пространственная среда участков проектировалась на основе общих принципов:
— гибкого зонирования,
— динамичности — статичности,
— сочетание привычных и неординарных элементов,
— индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка,
— учета половых и возрастных различий детей,
— уважения к потребностям и нужда ребенка.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы не забывали, чтобы она выполняла образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное: она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Мы старались, чтобы участки были насыщены разнообразными игровыми построениями: «Дорожка здоровья», «Машинки», «Корабли», «Волшебная радуга», «Машина времени», «Гигантская гусеница», «Мой Додыр», «Домик с белочкой», из сказки А. С. Пушкина, Дерево знаний», «Солнце счета» «Эпизоды из мультфильмов», украшающие веранды и т. д.
«Дорожка здоровья», которая помогает объяснить и показать детям, как важен спорт в жизни человека, как нужно заботиться о своем здоровье. Это нетрадиционное оборудование способствует укреплению здоровья детей, формированию правильного свода стопы, помогает развивать жизненно двигательные умения, действия.
«Машины», «Корабли», «Колодец», «Кухня» — это оборудование помогает формировать у детей умение играть в сюжетно- ролевые игры. Мальчики подражают мужским профессия, вызывающих у них чувство патриотизма и отваги: «военные», «моряки», «водители скорой помощи».
Девочки подражают мамам, играя в «семью», «дочки матери».
«Волшебная радуга», «Машина времени», «Гигантская гусеница»
Это нетрадиционное оборудование развивает и активизирует мышление и воображение.
«Мой Додыр», «Домик с белочкой», «Дерево знаний», «Солнце счета» строились с учетом принципа интеграции образовательных и игровых областей.
Созданная совместно с родителями, насыщенная предметно- пространственная среда участков образовательного учреждения ДОУ № 4 становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни на прогулке и возможного разностороннего развития каждого ребенка.
Вовлечение родителей в организацию данной среды способствовало становлению доверительных отношений, эмоционального контакта между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт. Родители становятся открытыми для общения. Этот подход взаимодействия ДОУ и семьи относится и к формированию родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: эмоционального, сенсорного, коммуникативного, рефлексивного.
Такой опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования форм в работе с родителями.