Ключевые слова: управляющая компания, прокурорский надзор, жилищное законодательство
Обеспечение соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Анализ состояния законности и практики прокурорского надзора в этой сфере свидетельствует о многочисленных злоупотреблениях со стороны управляющих организаций при взимании платы за предоставляемые гражданам коммунальные услуги.
В ряде случаев причинами могут служить, как умышленное допущение нарушений требований закона, так и некомпетентность организаций по управлению многоквартирными домами в этой области.
В настоящее время органы прокуратуры проводят значительную работу по выявлению, пресечению и предупреждению фактов нарушений в обозначенной сфере. Положительные результаты достигаются путем проведения проверочных мероприятий, межведомственных совещаний с участием контролирующих органов, а также управляющих организаций.
Всего в 2020 году в рамках надзорных мероприятий прокурорами выявлено около 350 тысяч нарушений закона в сфере ЖКХ. Для их устранения и предупреждения внесено 115 тысяч представлений, предъявлено в суды 24 тысячи исков, объявлено 18 тыс. предостережений. По постановлениям и требованиям прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено около 100 тысяч лиц, по материалам проверок прокуроров возбуждено свыше 1 тысячи уголовных дел [1].
На сегодняшний день одним из самых распространённых нарушений в указанной области является необоснованное завышение ставок (тарифов) за услуги ЖКХ. При этом граждане, не обладая специальными знаниями в данной области, не замечают необоснованного включения в платежные документы услуг, которые не предоставляются управляющей компанией, либо которые должны быть включены в состав иной предоставляемой услуги и плата за нее должна входить в общую плату.
Поводом для инициирования органами прокуратуры проверочных мероприятий являются заявления граждан по фактам нарушений законов. На основании полученных сведений о нарушениях закона прокурорами организуются проверки, зачастую с привлечением специалистов контролирующих органов.
Методика проведения проверки включает в себя несколько этапов, в том числе запрос документов, на основании которых производится начисление платежей, их анализ и исследование, принятие решения относительно законности действий управляющей компании по взиманию платежей. Иногда при проведении проверки возникает необходимость в получении объяснений руководителей организаций, выезд по месту нахождения многоквартирного жилого дома, осмотр приборов учета коммунальных ресурсов. С целью получения дополнительных сведений и документов к проверке также могут быть привлечены инициаторы обращений.
По результатам проверки в случае выявления нарушений требований жилищного законодательства прокурор принимает исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе вносит представления об устранении нарушений требований законодательства, тем самым обязывая управляющую компанию прекратить необоснованное начисление платежей, а также произвести перерасчет.
Показательным примером может служить проверка, проведенная прокуратурой г. Москвы по обращениям граждан многоквартирного жилого дома о завышенной сумме платы за услуги ЖКХ.
Проведенной проверкой вскрыты факты задвоения начисляемой платы за коммунальную услугу «электроэнергия», а также отражения в платежных документах тарифов, не утвержденных актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По результатам проверки руководителю управляющей компании внесено представление об устранении нарушений закона. По требованию прокурора нарушения устранены, незаконное начисление платежей прекращено, а жителям произведен перерасчет.
Прокуратурой г. Балашова Саратовской области по обращению граждан проведена проверка исполнения законодательства при начислении платы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Установлено, что муниципальное унитарное предприятие «Система теплоснабжения Балашовского района» произвело начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению с нарушением требований жилищного законодательства. В 39 многоквартирных домах в г. Балашове при распределении объема тепловой энергии на нужды отопления и горячее водоснабжение необоснованно завышалась площадь жилых помещений, а также неправомерно учитывалась площадь помещений, оборудованных автономными источниками отопления. В целях устранения выявленных нарушений прокуратура внесла директору теплоснабжающей организации представление. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения законодательства устранены, жителям домов произведен перерасчет платы за отопление и горячее водоснабжение в размере более 1,2 млн рублей [2].
Выявлены и пресечены случаи некачественного предоставления коммунальных услуг и незаконного взимания платы за поставленные энергоресурсы, в том числе со стороны гарантирующих поставщиков. К примеру, по инициативе прокуратуры г. Ярославля водоснабжающей организацией пересчитана плата 108 тысячам потребителей на сумму более 3 млн. рублей из-за отключений подачи горячей воды ввиду проведения ремонтных работ. В Саратовской области по требованию прокурора энергосбытовой компанией произведен перерасчет задолженности в размере 5,7 млн рублей, необоснованно выставленной управляющей компании, обслуживающей 52 многоквартирных дома [1].
В случаях наличия в действиях должностных лиц управляющей организации признаков уголовного преступления прокурор вправе направить в органы предварительного расследования материалы для решения вопроса об уголовном преследовании.
К примеру, полномочия по направлению материалов реализованы прокуратурой г. Томска при проведении проверки исполнения законодательства со стороны ООО «Томская территориальная сетевая компания». Установлено, что организация предоставила в орган тарифного регулирования недостоверные сведения о расходах организации на осуществление капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, завысив их на 8 млн рублей. Это повлекло необоснованное увеличение тарифов за коммунальную услугу по передаче электрической энергии на 2019 и 2020 годы.
Материалы прокурорской проверки направлены в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) [3].
При осуществлении прокурорского надзора в указанной сфере прокурорами дается оценка полноте и своевременности мер, принимаемых контролирующими органами (государственными жилищными инспекциями) при реализации ими своих полномочий. Как показывает практика, зачастую их деятельность подвергается критике со стороны органов прокуратуры.
Как верно отмечено Воробьевым С. Д., органами прокуратуры в сложившихся условиях акцент сделан на понуждение контролирующих органов к исполнению своих обязанностей. Показательным является пример из практики прокурорского надзора Волгоградской и Ростовской областей. По результатам проведенных прокуратурами областей проверок в адрес руководителей региональных государственных жилищных инспекций внесены представления об устранении нарушений законодательства. Основанием для этого послужили факты непринятия указанными органами мер по обеспечению прозрачности деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, проведения некачественных проверочных мероприятий, отсутствия надлежащего контроля за устранением выявленных нарушений [4].
В заключение хотелось бы отметить, что о возросшей роли органов прокуратуры в сфере соблюдения прав граждан при оплате услуг ЖКХ свидетельствует положительный опыт надзорной деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации в данной области, а также значительное число граждан, чьи права восстановлены принятыми мерами прокурорского реагирования.
Литература:
- По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова в жилищно-коммунальной сфере ведутся масштабные прокурорские проверки. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=59146077 (дата обращения: 23.07.2021).
- В Саратовской области прокуратура добилась перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов на сумму более 1,2 млн рублей. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=59525692 (дата обращения: 23.07.2021).
- В Томской области по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о мошенничестве при установлении тарифов на коммунальную услугу. — Текст: электронный // Генеральная прокуратура Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=59084608 (дата обращения: 23.07.2021).
- Воробьев, С. Д. Об организации работы органов прокуратуры по обеспечению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере в Южном федеральном округе / С. Д. Воробьев. — Текст: электронный // Юридический портал CenterBereg: [сайт]. — URL: https://center-bereg.ru/j435.html (дата обращения: 23.07.2021).