В данной статье рассмотрены новые тенденции развития правовых отношений в области авторского прав в Израиле. Рассмотрена специфика внесенных поправок об использовании бесхозных произведений в действующие правовые отношения. Выделены условия и критерии, при которых к пользователям не будут применены санкции со стороны регулятора. Определены положительные векторы развития цифровых взаимоотношений между пользователями сети Интернет в израильском сегменте, рассмотрена возможность применения подобного подхода в законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова: авторское право, гражданское право, Россия защита авторского права, бесхозные произведения, Израиль защита авторского права, интеллектуальное право, интеллектуальная собственность.
This article discusses new trends in the development of legal relations in the field of copyright in Israel. The specifics of the amendments made to the use of «ownerless» works in existing legal relations are considered. The conditions and criteria for which the regulator will not sanction users are highlighted. Positive vectors for the development of digital relationships between Internet users in the Israeli segment, the possibility of applying such an approach in the legislation of the Russian Federation.
Keywords: Copyright, civil law, Russia copyright protection, orphan works, Israel copyright protection, intellectual property, intellectual property.
В настоящее время происходят процессы, о которых совсем недавно боялись даже подумать. Так, в начале января 2019 года в Израиле Кнессет (представительный и законодательный орган Государства Израиль) после долгих споров и дискуссий принял поправку в Закон «Об авторском праве» [5]. После долгих переговоров и обсуждений был выработан механизм, согласно которому были определены и введены в гражданский оборот два существенных сервитута, которые являются производной вектора обсуждений, длившихся не один год.
Система взаимоотношений выражена в ограничениях, суть которых сводится к распространению определенного механизма использования и дальнейшего нахождения в сети Интернет произведений без прямого разрешения владельцев. Даже по прошествии определенного промежутка времени сегодня часть участников, имеющих прямое отношение к этой проблематике, не знает о произошедших изменениях. При этом стоит отметить, что со стороны регулятора до сих пор нет драконовских действий по изменению ситуации быстрым и кардинальным способом. В силу этих причин имеется необходимость определить и уточнить особенности, закрепить, что разрешено и что запрещено после принятия этой поправки, рассмотреть ее влияние на общество, определить возможное применение схожего подхода в Российской Федерации.
Анализировать данное изменение стоит в динамике. Согласно действующему законодательству Израиля в стране сейчас действуют механизмы по защите авторских прав, систематизирующие интеллектуальные продукты деятельности, определенные как «оригинальное выражение». Оригинальное выражение — это полноценный продукт, наделенный всеми признаками интеллектуального труда, который подходит под критерии защиты со стороны израильского законодательства.
В силу особенностей ближневосточного менталитета можно кратко и доступно определить, что все участники правовых отношений, использующие продукты не своего интеллектуального труда, не имеют статуса обладателя авторских прав даже в том случае, если продукты интеллектуальной собственности используются с разрешения автора. Автором является тот, кто изначально имеет такой правовой статус. Критерии получения защиты на продукт интеллектуальной деятельности, например на произведение, прозрачны и схожи с общим мировым подходом: произведение должно быть оригинальным и творческим.
Момент возникновения авторских прав в Израиле тоже не имеет различий с общим мировым подходом к их приобретению и возникновению, заложенным в положениях Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года [3]. С учетом изменений, которые произошли в технике и жизни общества, имеются как классические объекты для охраны, так и новые, но не в силу того, что каких-то продуктов никогда не было, а в силу того, что появление глобальной цифровой системы Интернет изменило способы получения информации и коммуникации между людьми.
В последнее время вследствие тенденции перехода значительного объема материалов в виртуально-цифровое пространство одним из важных и приоритетных направлений контроля и систематизации взаимоотношений в области авторского права в сети Интернет в Израиле стало пресечение нарушений и регулирование авторских прав на цифровые изображения. Цифровые фотографии используются в сети Интернет во всех сегментах виртуально-цифровой сети в силу специфики отражения информации и лучшего восприятия графической визуализации потребителем.
Размещение в израильском сегменте фотографии без соответствующего разрешения, даже если это фото сделал сам фотограф, может повлечь за собой судебный иск и значительные финансовые потери. При этом стоит отметить, что в российском законодательстве имеется подобная норма, например статья 152.1 «Охрана изображения гражданина», закрепленная в «Гражданском кодексе Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ [4]. С данной нормой имеется понимание, ее механизмы определены.
В последнее время имелся пробел в контроле, отсутствовал механизм пресечения нарушений и привлечения к ответственности в отношении многочисленных работ и продуктов, у которых по сути нет автора и владельца. Стоит отметить, что в израильском сегменте Интернета и средств распространения массовой информации есть большой пласт произведений, которые относятся к бесхозным. При этом бесхозными могли выступать работы, наделенные всеми признаками, характерными для продуктов интеллектуального труда. Позиция израильского регулятора была достаточно жесткой и не опиралась на действительность. Ее суть сводилась к следующему принципу: произведения и объекты без автора не должны быть использованы в силу того, что нет того, кто предоставит лицензию или разрешение на возможное использование. Эта позиция не встречала понимания среди участников виртуально-цифровой сети, имела негативное влияние на обмен информацией между израильскими пользователями.
После принятия поправок ситуация изменилась. Теперь возникает иллюзия, что фактически любой человек может пользоваться произведениями, которые определены как бесхозные. По задумке израильского регулятора, пользователь может свободно использовать произведения, которые попадают в его поле зрения, и при этом пользователь не знает, кто является их владельцем (фактически у него нет на руках необходимого разрешения). Но первое впечатление обманчиво, не так все просто, как кажется на первый взгляд. Для свободного использования произведения нужно соблюсти следующие обязательные условия:
— необходимо попытаться найти правообладателя;
— для этого необходимо приложить максимум разумных усилий, при этом не определено, что считать разумным усилием, а что — неразумным;
— при размещении необходимо маркировать подобное произведение специальной пометкой, в которой имеется информационное сообщение, что данное произведение опубликовано в соответствии с законом на основании поправки;
— обязательно разместить информацию для возможного автора бесхозного произведения с контактами издателя, чтобы возможный автор мог связаться с издателем и в зависимости от договоренности либо прекратить использование своего произведения, либо внести соответствующие изменения с указанием авторства;
— обязательно прекратить использование в случае, если автор или правообладатель разместит подобное требование;
— в случае намерения использовать бесхозное произведение в коммерческих целях необходимо предварительно опубликовать информацию, что имеется намерение в ближайшее время использовать произведение. В случае отсутствия ответа можно переходить к обнародованию;
— в случае если после публикации правообладатель предъявит права, то пользователь, использующий бесхозное произведение, будет обязан оплатить правообладателю соответствующее вознаграждение; при этом суммы и пределы исчисления сумм не определены;
— если в дальнейшем правообладатель найдется, то правообладатель, опубликовавший бесхозное произведение, даже выплатив вознаграждение правообладателю, не будет считаться автором и не сможет в дальнейшем использовать произведение по своему усмотрению [1].
Следующая важная проблема — установление и защита исключительного права в условиях новых способов передачи данных. К этому необходимо подойти в соответствии с действующими успешными механизмами, которые уже имеются в законе об авторском праве, и при этом определить правовой статус объектов защиты авторского права в сети Интернет.
Стоит отметить, что принятые изменения повлияют на правовые отношения в области авторского права в том случае, если со стороны регулятора будет иметь место применение эффективных средств их соблюдения, а также если будет понимание в обществе.
Необходимо понимать, что в современном цифровом пространстве имеются огромные перспективы развития средств коммуникации, и старые методы контроля не способны работать эффективно. Основная суть изменений сводится к следующему: у общества появилась возможность получать и передавать информацию как в личных, так и в коммерческих целях.
Свобода самовыражения и свобода выбора граничат с новыми формами злоупотребления в области авторского права, иными словами — пиратством. При этом, если раньше нарушителей можно было выявить достаточно просто, теперь скорость распространения пиратства и его масштабы резко увеличились. Если это не пресечь молниеносно, то об авторских отчислениях и монетизации продуктов своего труда можно будет забыть, вся прибыль попадет в карман к цифровым пиратам. Несомненно, такая ситуация приведет к финансовым потерям и исчезновению мотивации создавать новые продукты, что пагубно повлияет на все общество. В данном направлении предусмотрен второй основной вектор изменений: введение в гражданский правовой оборот израильского общества пояснений, как и при каких условиях можно публиковать и размещать произведения, если они уже были опубликованы (это очень важно). В силу того, что в Израиле предусмотрены очень большие санкции, за нарушение может быть назначен огромный штраф, суммы исков будут иметь негативное влияние на дальнейшую экономическую деятельность нарушителя. Изначально санкции за нарушение составляли до 100 тысяч шекелей, и при этом для формирования доказательной базы было достаточно минимального набора данных, не требовалось представлять доказательства ущерба.
Сейчас регулятор пытается внедрить немного иной механизм. С одной стороны — это послабление и гуманность, а с другой — более жесткие и тяжелые последствия в случае доказанного умысла и наличия коммерческой составляющей. Суть изменений определена следующим нововведением: в случае если кто-то загружает в сеть Интернет продукт интеллектуального труда, который уже был размещен в сети, то он освобождается от огромного штрафа, который был предусмотрен за это нарушение [2]. Но тут тоже имеются условия:
— данное произведение публикуется не с целью получения коммерческой выгоды;
— данное произведение публикуется не для продажи;
— в случае если автор потребует убрать или удалить произведение, тот, кто его опубликовал, должен незамедлительно это сделать;
— особое отношение к информации, которая имеет свободный статус и доступ к которой возможен на законных основаниях.
Таким образом, с введением поправок в «Закон об авторском праве» определены критерии бесхозности. Появились правовые критерии для отслеживания и применения санкций при наступлении случаев, предполагающих ответственность за косвенные нарушения: санкции будут накладываться не только за размещение контента для извлечения прибыли, но и за продвижение контента путем размещения ссылок на подобные ресурсы [6].
При этом в результате реформ исправлен и дополнен пробел между трактовкой и определением нарушений в сфере авторского права в реальном мире и в виртуально-цифровом, то есть в сети Интернет. Сейчас все моменты, связанные с нарушениями в сети Интернет и извлечением прибыли, предполагают уголовную ответственность, и санкции за данные нарушения применяются в соответствии с нормами наказания за противоправные действия в реальных отношениях, наравне с ними.
Теперь в рамках суда появилась законодательная база, на основании которой судебные органы получают инструменты для более оперативной и эффективной персонализации нарушителей, данные для их идентификации, а также сведения о транзакциях и доступе к произведениям путем получения внутренней цифровой информации непосредственно от провайдеров и поставщиков сети Интернет.
В случае с Израилем это является в определенном смысле новшеством. Если говорить о таких процессах в российском сегменте, то тут следует отметить, что часть подобных механизмов уже имеется в российской правовой системе и успешно применяется, а часть, по нашему мнению, необходимо добавить, особенно по вопросам, связанным с бесхозными произведениями, в силу того что в российском сегменте до сих пор имеется пробел в этой области, присутствуют только рекомендации от Минкультуры. При этом отсутствие правового механизма пагубно влияет на порядок рассмотрения подобных вопросов в судебной системе Российской Федерации. К сожалению, российские суды, рассматривая подобные вопросы, не обладая достаточной компетенцией и не принимая во внимание специфику авторского права, не привлекают для рассмотрения таких дел независимых судебных экспертов, в результате чего возникают правовые ошибки при вынесении решений и определений судьями по ходу судопроизводства.
Подобные изменения в российском законодательстве позволят систематизировать цифровые взаимоотношения, внести контроль в этот сегмент, дополнить его гуманностью к участникам, которые используют для саморазвития продукты, не имеющие авторства в классическом понимании, но по действующим российским законам оказываются злостными нарушителями, по сути, не являясь ими, а также защитят рядовых пользователей от необоснованных претензий со стороны недобросовестных правообладателей.
Литература:
- WIPO/ACE/13/7 (Russian)_сессия_Израиль — Текст: электронный // wipo.int: [сайт]. —URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/enforcement/ru/wipo_ace_13/wipo_ace_13_7.pdf (дата обращения: 23.07.2021). [В Интернете].
- Авторские права // main.knesset.gov.il URL: https://main.knesset.gov.il/RU/About/Pages/Copyright.aspx (дата обращения: 23.07.2021). [В Интернете].
- Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений — Текст: электронный // pravo.gov.ru: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=203000755&collection=1 (дата обращения: 23.07.2021) [В Интернете].
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая — Текст: электронный // pravo.gov.ru: [сайт]. —URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 (дата обращения: 23.07.2021). [В Интернете].
- Закон «Об авторском праве» от 2007 года (с изменениями от 28 июля 2011 года) Израиль — Текст: электронный // wipolex.wipo.int: [сайт]. — URL: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/11509 (дата обращения: 29.05.2021). [В Интернете].
- Законы / Подзаконные акты Израиль — Текст: электронный // wipolex.wipo.int: [сайт]. —URL: https://wipolex.wipo.int/ru/members/profile/IL (дата обращения: 23.07.2021). [В Интернете].