Региональные аспекты развития комплекса черной металлургии Швеции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.08.2021

Статья просмотрена: 648 раз

Библиографическое описание:

Андреева, Е. Г. Региональные аспекты развития комплекса черной металлургии Швеции / Е. Г. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83433/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает региональные аспекты развития комплекса черной металлургии Швеции.

Ключевые слова: Швеция, LKAB, черная металлургия, тяжелая промышленность, металлургия Швеции.

На современном этапе развития в экономиках развитых стран преобладает сфера услуг, вытеснившая значимость тяжелой промышленности. Такая ситуация произошла из-за научно-технического прогресса, исчерпания природных ресурсов и стремления сократить негативное воздействие промышленных производств на экологию. В экономике Швеции сфера услуг также занимает лидирующие позиции, однако и промышленность ежегодно вносит значительный вклад в государственный бюджет (таблица 1).

Таблица 1

Сферы в ВВП Швеции, млн долл. [ 6 ]

Год

Сельское хозяйство

Добывающая промышленность и производство

Строительство

Рестораны и отели

Транспорт и коммуникации

Иные услуги

Итого ВВП

2000

5104

59074

9628

25629

26970

105729

232134

2010

8231

93443

24443

53852

55968

201044

436981

2018

7649

92164

33342

62010

61490

236216

492871

Швеция — относительно небольшая страна Северной Европы, имеющая огромное количество природных ресурсов, а особенно — железной руды. С древнейших времен именно производство железа и изделий из него были основной деятельностью шведского государства, и особенности местной железной руды делало её крайне конкурентоспособной: наличие примесей цветных металлов и высокая концентрация железа позволяли производить высококачественную продукцию относительно дешевле. Однако в противовес колоссальным запасам металлов в недрах земли Швеции, запасы осадочных пород, необходимых для удовлетворения энергетических нужд производств, всегда были крайне малы. Данная ситуация вынудила использовать в процессе производства импортированный уголь, но благодаря развитию технологий эта зависимость постепенно снижается, что позволяет продолжать работу огромнейших металлургических производств на территории Швеции и создавать предприятия, деятельность которых наносит значительно меньший урон окружающей среде. Швеция за счет своих региональных особенностей, которые могли бы стать причиной краха как с экономической, так и с экологической точки зрения, смогла сформировать успешный металлургический комплекс и послужить примером для многих стран.

Металлургия — отрасль тяжелой промышленности, представляющая собой процесс извлечения металлов из природных соединений (руд) и дальнейшей их переработки с целью придания металлу определенных свойств. Металлургическое производство — сложная система производств, базирующаяся на месторождении руд и энергетических комплексах [1].

В недрах Швеции содержатся значительные запасы руды, количество которой позволяют осуществлять экспорт как черных, так и цветных металлов. Особое значение имеет именно черная металлургия. Шведская железная руда практически не имеет конкурентов на рынке по качеству, так как она имеет высокую концентрацию железа (60 %) и природные примеси цветных металлов, что приводит к тому, что данная руда не требует особых затрат на обогащение.

Расположение комплексов черной металлургии обосновано такими факторами как:

— наличие природных ресурсов (железных руд);

— наличие поблизости водных источников (вода требуется для охлаждения конструктивных элементов, печей, конденсации пара и непосредственно для охлаждения получаемой продукции);

— наличие топливных ресурсов для функционирования производства;

— наличие маршрутов для поставок готовой продукции.

Недра Швеции богаты металлами, в особенности железной рудой. Абсолютное большинство месторождений железа расположены в северной части страны, там же расположены металлургические комплексы Швеции (рис. 1).

Расположение на севере Швеции ГЭС, комплексов черной металлургии и месторождений железа

Рис. 1. Расположение на севере Швеции ГЭС, комплексов черной металлургии и месторождений железа

Огромное количество месторождений железной руды обусловлено обширными выходами магматических и метаморфических пород на поверхность. Однако столь богатые месторождения железной руды никак не поддержаны присутствием крупных залежей топливных ресурсов в виде угля, нефти или природного газа.

Тяжелая промышленность, к коей относится и черная металлургия, — процесс крайне энергозатратный и до недавнего времени требующий колоссального количества ископаемых топливных ресурсов, а конкретнее — угля.

Швеция же практически не имеет в природных ресурсах залежи угля, что привело к необходимости импортировать данный топливный ресурс. Самым долговременным поставщиком угля для Швеции была Германия (с XIV века). Данные торговые отношения можно смело назвать взаимовыгодным сотрудничеством, поскольку Швеция помимо топливных ресурсов осуществляла поставки железа в Германию. Для этого использовался до сих пор существующий маршрут: по железной дороге товары доставлялись в норвежский порт в Нарвике, оттуда же происходила дальнейшая транспортировка в Германию, а ныне в страны Европы и мира (рис. 2).

Железная дорога Лулео-Нарвик (Мальмбанан)

Рис. 2. Железная дорога Лулео-Нарвик (Мальмбанан)

Данный железнодорожный маршрут на сегодняшний день является самым загруженным, поскольку по нему осуществляется транзит железной руды ежедневно. Его принято делить на два участка:

— Кируна-Нарвик (ежегодно перевозится около 19 млн тонн руды, ежедневно в обоих направлениях проходит 22 состава с рудой);

— Лулео-Кируна (ежегодно перевозится около 7 млн тонн железной руды, ежедневно в обоих направлениях проходит 10 составов с рудой).

Возвращаясь к энергообеспечению металлургической промышленности Швеции, в связи с всемирной озабоченностью вопросами зеленой энергетики на территории страны в апреле 2020 года была закрыта последняя угольная ТЭЦ [3]. Но в Швеции не стоит вопрос о том, где получать энергию для успешного функционирования производства, поскольку в стране имеется достаточное количество ГЭС.

Также в Швеции распространены металлургические предприятия неполного цикла — они же «передельные». В данных производствах осуществляются не все четыре стадии технологического процесса (отдельно взятая стадия называется переделом). Данное явление обусловлено тем, что непосредственно добычей железной руды занимается государственная компания LKAB, в дальнейшем поставляющая руду на другие металлургические предприятия неполного цикла. Данное решение позволяет полностью контролировать добычу железной руды и следить за экологичностью процесса. Далее рассмотрим это подробнее.

В черной металлургии Швеции есть определенная иерархия добычи и производства стали, позволяющая оптимизировать производство (рис. 3).

Пирамида металлургического производства Швеции

Рис. 3. Пирамида металлургического производства Швеции

Добыча железной руды — наиболее трудоёмкий и ресурсозатратный этап всего металлургического производства. Этим занимается государственная компания LKAB, добывая железную руду и производя из нее полуфабрикат металлургического производства — окатыши. В дальнейшем окатыши продаются частным компаниям внутри Швеции или экспортируются в другие страны. На рис. 4 представлена структура организации комплекса черной металлургии, составленная на основе авторской методики С. В. Бабича на примере крупнейших компаний Швеции.

Структура организации комплекса черной металлургии Швеции

Рис. 4. Структура организации комплекса черной металлургии Швеции

LKAB — это горнодобывающая компания, основанная в 1890 году как частная и в 1950 году ставшая государственной. Непосредственно производством стали занимаются другие компании, крупнейшей в Швеции является компания SSAB. Данная компания специализируется на производстве высококачественных сталей, которые также продаются внутри Швеции компаниям следующего уровня, которые изготовляют продукцию из готовой стали, также же сталь идет на экспорт. Производится более 8 млн тонн стали ежегодно [5].

Также в 2020 году SSAB совместно с энергетическим концерн Vattenfall и LKAB открыли первый завод по производству стали без использования ископаемого топлива — HYBRIT [4]. В качестве топлива будут использованы водород и природный газ. До 2024 года будут проводиться тестирования для выявления наиболее подходящего топлива.

Далее сталь поступает множеству компаний как внутри страны, так и за рубеж. Благодаря тому, что государство взяло ответственность за изготовление окатышей на себя, производственные процессы компаний следующих уровней стали намного дешевле из-за отсутствия необходимости непосредственно в добыче железной руды [2]. Это делает наиболее выгодной продажу готовой продукции из стали.

Таким образом, сфера черной металлургии Швеции, имея огромную историю, продолжает активно развиваться. Этому способствует и удачное физико-географическое положение Швеции, и правильное распределение имеющихся ресурсов, и внедрение новых технологий, позволяющих оставаться продуктам черной металлургии на мировом рынке востребованными и в современное время.

Литература:

1. Сергеев Н. Н. Технология металлов и сплавов: учебник / [Н. Н. Сергеев и др.]; по ред. д-ра техн. наук проф. А. Е. Гвоздева. — Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2020. — 480 c.

2. Симонян Л. М., Кочетов А. И. Экологически чистая металлургия: Курс лекций / Л. М. Симонян, А. И. Кочетов — Москва: МИСиС, 2005. — 130 с.

3. В Швеции закрыли последнюю угольную электростанцию. На два года раньше срока. — Текст: электронный // ЭлектроВести: [сайт]. — URL: https://elektrovesti.net/70652_v-shvetsii-zakryli-poslednyuyu-ugolnuyu-elektrostantsiyu-na-dva-goda-ranshe-sroka (дата обращения: 21.06.2021).

4. Открыт первый в мире завод по производству стали без использования ископаемого топлива. — Текст: электронный // RenEn: [сайт]. — URL: https://renen.ru/otkryt-pervyj-v-mire-zavod-po-proizvodstvu-stali-bez-ispolzovaniya-iskopaemogo-topliva/ (дата обращения: 21.06.2021).

5. SSAB in brief. — Текст: электронный // SSAB: [сайт]. — URL: https://www.ssab.com/company/about-ssab/ssab-in-brief (дата обращения: 21.06.2021).

6. UNECE Statistical Database. — Текст: электронный // UNECE: [сайт]. — URL: https://w3.unece.org/PXWeb2015/pxweb/en/STAT/STAT__20-ME/ (дата обращения: 06.03.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): Швеция, LKAB, черная металлургия, руд, SSAB, тяжелая промышленность, черная металлургия Швеции, металлургическое производство, производство стали, ресурс.


Ключевые слова

Швеция, черная металлургия, LKAB, тяжелая промышленность, металлургия Швеции

Похожие статьи

Политика устойчивого развития города Лахти

В статье автор рассматривает региональную политику устойчивого развития на примере города Лахти и промышленной компании Stora Enso.

Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии

В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Влияние COVID-19 на экономику Великобритании

В статье автор исследует важные аспекты экономики Великобритании и её важные экономические показатели.

Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики

В статье проведен краткий анализ текущего состояния и перспектив кластеризации экономики Ростовской области.

Экономические результаты модернизации производства путем строительства мини-завода

В рамках статьи рассмотрены вопросы строительства мини-завода, как одного из возможных путей развития предприятий в сфере металлопродукции и реформирования металлургической отрасли РФ.

Современные технологии строительства России в Арктике

В статье рассматриваются основные тенденции развития строительной сферы в российской Арктике.

Перспективы развития янтарной отрасли Калининградской области

В данной статье рассматривается янтарная отрасль Калининградской области. На основе анализа показателей работы янтарной промышленности определяются основные проблемы и разрабатываются предложения по её развитию.

Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)

В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифров...

Похожие статьи

Политика устойчивого развития города Лахти

В статье автор рассматривает региональную политику устойчивого развития на примере города Лахти и промышленной компании Stora Enso.

Роль железнодорожного транспорта в экономике регионов Германии

В статье автор исследует региональные особенности развития железнодорожного транспорта в Германии.

Из истории формирования промышленного потенциала Навоийской области

В данной статье освещается история формирования промышленного потенциала Навоийской области и влияние индустриализации области на развитие социальной инфраструктуры, урбанизации края. А также раскрываются вопросы современного развития промышленности ...

Влияние COVID-19 на экономику Великобритании

В статье автор исследует важные аспекты экономики Великобритании и её важные экономические показатели.

Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики

В статье проведен краткий анализ текущего состояния и перспектив кластеризации экономики Ростовской области.

Экономические результаты модернизации производства путем строительства мини-завода

В рамках статьи рассмотрены вопросы строительства мини-завода, как одного из возможных путей развития предприятий в сфере металлопродукции и реформирования металлургической отрасли РФ.

Современные технологии строительства России в Арктике

В статье рассматриваются основные тенденции развития строительной сферы в российской Арктике.

Перспективы развития янтарной отрасли Калининградской области

В данной статье рассматривается янтарная отрасль Калининградской области. На основе анализа показателей работы янтарной промышленности определяются основные проблемы и разрабатываются предложения по её развитию.

Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)

В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...

К проблеме формирования цифровой экономики в Узбекистане

В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития цифровой экономики в мире. Доказывается необходимость активной цифровизации национальной экономики Узбекистана. Проанализированы некоторые шаги правительства страны по внедрению цифров...

Задать вопрос