В статье автор рассматривает основные механизмы воздействия председателя районного суда на судей районного суда и мировых судей. Предлагается вариант решения сложившейся проблемы путем повсеместного внедрения автоматической системы распределения дел между судьями.
Ключевые слова: независимость судьи, председатель районного суда, судебная система Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» [1]. Однако на практике нередки случаи, когда судьи при осуществлении своей профессиональной деятельности становятся зависимы от председателя суда.
Так, согласно Федеральному конституционному закону «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», председатель суда уполномочен на составление характеристик на судей, находящихся у него в подчинении, определяет количество и категорию дел на того или иного судью. Таким образом председатель суда может оказывать косвенное воздействие на работу судьи, а также на принятие конкретного решения по делу.
На сегодняшний день можно выделить несколько способов воздействия председателя суда на судей.
В первую очередь стоит отметить, что председатель суда оказывает косвенное влияние на назначение судей на должность. Несмотря на то, что действующее законодательство главенствующую роль в назначении судей отдает квалификационной коллегии судей конкретного субъекта федерации и непосредственно Администрации Президента, председатель суда вправе провести личную встречу со всеми кандидатами на должность судьи и при проведении неформальной беседы решить для себя какой из кандидатов ему больше подходит. Таким образом, председатель потенциально имеет возможность выбрать того или иного кандидата с учетом соблюдения последующих формальных требований.
Проблема ограничения независимости судей поднимается многими научными деятелями. Так ряд авторов считают, что существующий регламент назначения судей позволяет председателю провести встречу с каждым кандидатом на соискание должности судьи, а в последующем принять решение для себя кого из кандидатов поддерживать в дальнейшем. Такие действия напрямую влияют на возможность устройства кандидата на должность судьи в соответствующий суд [2, с.110].
Вторым, менее очевидным способом воздействия на судей является возможность председателя суда самостоятельно заниматься вопросом распределения нагрузки на судей. Несмотря на то, что существует автоматизированная независимая система распределения дел, положительно зарекомендовавшая себя, часть судов на сегодняшний день не имеет соответствующего технического оснащения, способствующего внедрению такой системы [3, с.112].
В случае распределения дел непосредственно председателем суда, он должен руководствоваться при принятии решений специализацией конкретного судьи, которому хочет передать дело, а также важно учитывать опыт судьи с целью вынесения справедливого, законного и обоснованного решения по делу. На практике ничто не мешает председателю суда использовать данное ему право распределения дел для того, чтобы оказывать воздействие на исход дела.
Лишение возможности самостоятельного распределения дел председателем суда и повсеместное внедрение автоматизированной системы распределения дел между судьями на мой взгляд позволит уменьшить вероятность воздействия председателя на разрешения конкретных дел. Такой подход окажет положительное влияние на работу судейской корпуса, а также «укрепит» независимость судей.
Описанная мною модель воздействия председателем на судей районного суда применима и к мировым судьям. Согласно действующему законодательству мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции, то есть входят в судебную систему Российской Федерации. Председатель районного суда также как и с судьями районного суда принимает участие в назначении, отстранении, поощрении или наказании мировых судей. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей может передавать ряд уголовных дел, дел об административной правонарушении и гражданских дел от одного мирового судьи судебного участка к другому мировому судье судебного участка. При таком распределении важно учесть закрепленность таких мировых судей на одном судебном районе. Возможность перераспределения части дел позволит оптимизировать нагрузку на мировых судей [4, с.168].
Однако, помимо положительного эффекта от перераспределения дел между мировыми судьями есть также и негативный эффект. Возможность распределения части дел председателем между мировыми судьями содержит инструмент воздействия на судей. Председатель может как загрузить работой неугодного ему судью, так и наоборот снизить объем рассматриваемых дел для другого мирового судьи в случае сложившихся между ними хороших отношений. Такой инструмент в свою очередь создает угрозу обеспечения независимости судей.
Проанализировав все вышесказанное можно прийти к выводу, что в случае недобросовестного исполнения возложенных на председателя суда обязанностей, судьи могут стать зависимыми от действий такого председателя.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»;
- Дмитриева А. Н. Титаев К. П. Диагностика работы судебной системы в сфере уголовного судопроизводства и предложения по ее реформированию. Научный доклад. — СПб.: ИПП ЕУСПб, 2016. — 110 с.;
- Бочаров Т. Ю., Волков В. В., Воскобитова Л. А. и др. Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации. Научный доклад. — М.: ЦСР, 2018. — 112 с.;
- Макарова О. В. Институт председателей судов как элемент организации деятельности судов общей юрисдикции // Журнал российского права. 2017. № 6 (246). — с. 168–176.