В русле проводимых нами исследований современных житий, в частности — житий новомучеников и исповедников, необходим сопоставительный анализ разных вариантов житий одного и того же святого. На настоящий момент нам известно два варианта жития мученика Петра Царапкина — это каноническое житие, составленное священником Максимом Максимовым (2003) [1] и одно житие, тяготеющее к каноническому, составленное В.Марченко (2011) [2].
Житие, составленное Дамаскиным, включает в себя описание подвига трёх связанных между собой и духовно, и биографически односельчан — священомучеников Георгия Колоколова и Назария Грибкова и мученика Петра Царапкина — дьякона церкви святой Параскевы села Туголес Шатурского района Московской области. Краткое житие Марченко повествует только о Царапкине. Оба автора называют важнейшие вехи в земной жизни мученика — его работу ретушёром, пение на клиросе в Москве — в том числе в Даниловском монастыре, высылку из Москвы, служение псаломщиком в Московской области (в том числе в селе Туголес). Дамаскин, в отличие от Марченко, упоминает работу Царапкина на заводе «Искра». Несколько разными словами авторы говорят о смерти мученика: Дамаскин говорит, что он скончался в лагере, Марченко употребляет слово «умучен», не говоря о лагере. Житие Дамаскина включает в себя 17 цитат — из воспоминаний сына Назария Грибкова — Николая, молитвы, протоколов допросов. В тексте Марченко содержится только одна цитата — из обвинения.
При анализе лексического состава текстов, проведённого с помощью Автоматизированной системы работы с текстами и словарями «Диктум» (названная система разработана в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), мы получаем количество слов в обоих житиях с цитатами и исключая цитаты (мы приводим примерные цифры, так как проведена только автоматическая лемматизация), а также количество (в процентах) оригинального текста. Примерное количество лексем в житии Дамаскина Орловского — с цитатами 1230, без цитат 810; процент оригинального текста — 66. Примерное количество лексем в житии В.Марченко — с цитатами 160, без цитат 155; Процент оригинального текста — 97. Как мы видим, статистические данные подтверждают наши эмпирические наблюдения о преобладании в обоих житиях авторского текста и о небольшом количестве цитирования в них. Приведём также сведения о двадцати самых частотных словах в рассматриваемых текстах. В житии Дамаскина (с цитатами) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:
Лексема |
Частотность |
в |
188 |
и |
159 |
он |
82 |
быть |
69 |
год |
63 |
с |
58 |
не |
54 |
я |
47 |
на |
45 |
отец |
39 |
что |
36 |
у |
34 |
тот |
33 |
они |
31 |
она |
29 |
священник |
28 |
Назарий |
27 |
а |
26 |
весь |
25 |
этот |
25 |
В житии В.Марченко (с цитатами) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:
Лексема |
Частотность |
в |
15 |
год |
9 |
московский |
7 |
церковь |
7 |
по |
6 |
1937 |
5 |
Петр |
5 |
и |
5 |
Москва |
4 |
собор |
4 |
10 |
3 |
Сергеевич |
3 |
год |
3 |
область |
3 |
православный |
3 |
русский |
3 |
святой |
3 |
хор |
3 |
Царапкин |
3 |
08 |
2 |
В житии Дамаскина (без цитат) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:
Лексема |
Частотность |
в |
132 |
и |
95 |
он |
69 |
год |
53 |
быть |
48 |
отец |
33 |
с |
31 |
на |
29 |
она |
25 |
Назарий |
23 |
они |
23 |
священник |
23 |
не |
20 |
село |
20 |
из |
19 |
тот |
19 |
к |
17 |
у |
17 |
а |
16 |
Параскева |
15 |
В житии В.Марченко (без цитат) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:
Лексема |
Частотность |
в |
15 |
год |
9 |
московский |
7 |
церковь |
7 |
по |
6 |
1937 |
5 |
Петр |
5 |
и |
5 |
Москва |
4 |
собор |
4 |
10 |
3 |
Сергеевич |
3 |
год |
3 |
область |
3 |
православный |
3 |
русский |
3 |
святой |
3 |
хор |
3 |
Царапкин |
3 |
08 |
2 |
В обоих текстах наиболее частотное слова — предлог «в», что свидетельствует о книжном стиле житий. В число самых частотных слов жития Дамаскина входят три местоимения, жития Марченко — цифры.
Итак, мы можем говорить о том, что два жития мученика Петра Царапкина, составленные Дамаскиным Орловским и В.Марченко, практически совпадают в перечислении биографических сведений о святом, но различаются композиционно, объёмом словарного запаса и количеством и источниками цитат.
Литература:
- Дамаскин Орловский, игумен. Священномученики Георгий (Колоколов), Назарий (Грибков) и Пётр (Царапкин) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии. — В 8 томах. — Том 4: Ноябрь. — Тверь: Булат, 2004. — С. 242–258.
- Марченко В. Мученик Петр (Царапкин) // Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские. — М.: Валаамское общество Америки, 2011. — С. 406–408.