Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.08.2021

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Суровцева, Е. В. Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников / Е. В. Суровцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83450/ (дата обращения: 18.12.2024).



В русле проводимых нами исследований современных житий, в частности — житий новомучеников и исповедников, необходим сопоставительный анализ разных вариантов житий одного и того же святого. На настоящий момент нам известно два варианта жития мученика Петра Царапкина — это каноническое житие, составленное священником Максимом Максимовым (2003) [1] и одно житие, тяготеющее к каноническому, составленное В.Марченко (2011) [2].

Житие, составленное Дамаскиным, включает в себя описание подвига трёх связанных между собой и духовно, и биографически односельчан — священомучеников Георгия Колоколова и Назария Грибкова и мученика Петра Царапкина — дьякона церкви святой Параскевы села Туголес Шатурского района Московской области. Краткое житие Марченко повествует только о Царапкине. Оба автора называют важнейшие вехи в земной жизни мученика — его работу ретушёром, пение на клиросе в Москве — в том числе в Даниловском монастыре, высылку из Москвы, служение псаломщиком в Московской области (в том числе в селе Туголес). Дамаскин, в отличие от Марченко, упоминает работу Царапкина на заводе «Искра». Несколько разными словами авторы говорят о смерти мученика: Дамаскин говорит, что он скончался в лагере, Марченко употребляет слово «умучен», не говоря о лагере. Житие Дамаскина включает в себя 17 цитат — из воспоминаний сына Назария Грибкова — Николая, молитвы, протоколов допросов. В тексте Марченко содержится только одна цитата — из обвинения.

При анализе лексического состава текстов, проведённого с помощью Автоматизированной системы работы с текстами и словарями «Диктум» (названная система разработана в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), мы получаем количество слов в обоих житиях с цитатами и исключая цитаты (мы приводим примерные цифры, так как проведена только автоматическая лемматизация), а также количество (в процентах) оригинального текста. Примерное количество лексем в житии Дамаскина Орловского — с цитатами 1230, без цитат 810; процент оригинального текста — 66. Примерное количество лексем в житии В.Марченко — с цитатами 160, без цитат 155; Процент оригинального текста — 97. Как мы видим, статистические данные подтверждают наши эмпирические наблюдения о преобладании в обоих житиях авторского текста и о небольшом количестве цитирования в них. Приведём также сведения о двадцати самых частотных словах в рассматриваемых текстах. В житии Дамаскина (с цитатами) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:

Лексема

Частотность

в

188

и

159

он

82

быть

69

год

63

с

58

не

54

я

47

на

45

отец

39

что

36

у

34

тот

33

они

31

она

29

священник

28

Назарий

27

а

26

весь

25

этот

25

В житии В.Марченко (с цитатами) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:

Лексема

Частотность

в

15

год

9

московский

7

церковь

7

по

6

1937

5

Петр

5

и

5

Москва

4

собор

4

10

3

Сергеевич

3

год

3

область

3

православный

3

русский

3

святой

3

хор

3

Царапкин

3

08

2

В житии Дамаскина (без цитат) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:

Лексема

Частотность

в

132

и

95

он

69

год

53

быть

48

отец

33

с

31

на

29

она

25

Назарий

23

они

23

священник

23

не

20

село

20

из

19

тот

19

к

17

у

17

а

16

Параскева

15

В житии В.Марченко (без цитат) в первую «двадцатку» входят следующие лексемы:

Лексема

Частотность

в

15

год

9

московский

7

церковь

7

по

6

1937

5

Петр

5

и

5

Москва

4

собор

4

10

3

Сергеевич

3

год

3

область

3

православный

3

русский

3

святой

3

хор

3

Царапкин

3

08

2

В обоих текстах наиболее частотное слова — предлог «в», что свидетельствует о книжном стиле житий. В число самых частотных слов жития Дамаскина входят три местоимения, жития Марченко — цифры.

Итак, мы можем говорить о том, что два жития мученика Петра Царапкина, составленные Дамаскиным Орловским и В.Марченко, практически совпадают в перечислении биографических сведений о святом, но различаются композиционно, объёмом словарного запаса и количеством и источниками цитат.

Литература:

  1. Дамаскин Орловский, игумен. Священномученики Георгий (Колоколов), Назарий (Грибков) и Пётр (Царапкин) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии. — В 8 томах. — Том 4: Ноябрь. — Тверь: Булат, 2004. — С. 242–258.
  2. Марченко В. Мученик Петр (Царапкин) // Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские. — М.: Валаамское общество Америки, 2011. — С. 406–408.
Основные термины (генерируются автоматически): москва, цитата, житие, житие Дамаскина, лексема, оригинальный текст, Московская область.


Похожие статьи

Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Житие Петра и Февронии в русской словесности начала XXI века

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития Марии Египетской

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о служении архиепископа Андроника (Никольского)

Иерей Даниил Сысоев (1974–2009). Проповедь в день Святого Духа о миссионерстве

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской политической системы в 1917–1933 гг.

История храма Космы и Дамиана села Мало-Архангельское Пестравского района Самарской области

Похожие статьи

Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Житие Петра и Февронии в русской словесности начала XXI века

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития Марии Египетской

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

Петр Хрисолог, епископ Равеннский и его духовное наследие

Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о служении архиепископа Андроника (Никольского)

Иерей Даниил Сысоев (1974–2009). Проповедь в день Святого Духа о миссионерстве

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской политической системы в 1917–1933 гг.

История храма Космы и Дамиана села Мало-Архангельское Пестравского района Самарской области

Задать вопрос