Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.08.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Суровцева, Е. В. Жития преподобномученика Серафима (Щелокова) в контексте современных житий новомучеников и исповедников / Е. В. Суровцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83451/ (дата обращения: 18.12.2024).



В русле проводимых нами исследований современных житий, в частности — житий новомучеников и исповедников, необходим сопоставительный анализ разных вариантов житий одного и того же святого. На настоящий момент нам известно два варианта жития преподобномученика Серафима (Щелокова) — каноническое житие, составленное игуменом Дамаскиным Орловским (2005) [1], и житие, тяготеющее к каноническому, составленное В.Марченко (2011) [2].

Оба жития с точки зрения фактографичности точно повторяют друг друга, никаких фактических разночтений нет — за исключением того, что у Марченко называется год канонизации святого. Отметим, что ни в том, ни в другом житии не указано мирское имя преподобномученика, у Марченко он в самом начале текста именуется Серафимом Прокопьевичем, но это, если Серафим — монашеское имя, не вполне корректно (с отчествами употребляются светские, но не монашеские имена).

В тексте Дамаскина содержится четыре цитаты, в тексте Марченко — три. Из них две цитаты общие для обоих житий — из обвинительного приговора 1931 г. и из доноса осведомителя. Две цитаты из текста Дамаскина, которых нет у Марченко, — это показания Серафима на допросе 1931 г. и допрос 1937 г.; одна цитата из жития Марченко, которой нет у Дамаскина, — это отрывок из обвинительного приговора 1937 г.

При анализе лексического состава текстов, проведённого с помощью Автоматизированной системы работы с текстами и словарями «Диктум» (названная система разработана в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), мы получаем количество слов в обоих житиях с цитатами и исключая цитаты, а также количество (в процентах) оригинального текста (мы приводим примерные цифры, так как нами проводилась только автоматическая лемматизация без ручной проверки).

Примерное количество лексем в житии Дамаскина — с цитатами 300, без цитат 220, процент оригинального текста — около 73. Примерное количество лексем в житии Марченко — с цитатами 360, без цитат 320, процент оригинального текста — около 89. Таким образом, мы получаем объективные данные, свидетельствующие о малой доле цитат в анализируемых нами текстах.

Приведём также данные о 15 самых частотных слов в обоих текстах.

В житии Дамаскина (с цитатами) к самым частотным лексемам относятся:

Лексема

Частотность

в

45

и

20

быть

18

Серафим

16

год

12

отец

11

он

10

с

8

что

6

время

5

монастырь

5

Москва

4

антисоветский

4

архимандрит

4

знать

4

В житии В.Марченко (с цитатами) в число самых частотных слов входят:

Лексема

Частотность

в

54

с

20

быть

17

год

17

и

16

серафим

13

а

9

1937

7

архимандрит

7

монастырь

7

на

7

по

7

время

6

московский

6

он

6

В житии Дамаскина (без цитат) к самым частотным лексемам относятся:

Лексема

Частотность

в

39

Серафим

16

и

15

быть

14

год

12

отец

11

он

8

монастырь

5

с

5

что

5

Москва

4

архимандрит

4

который

4

1937

3

Гавриил

3

В житии В.Марченко (без цитат) в число самых частотных слов входят:

Лексема

Частотность

в

50

год

17

быть

14

с

14

Серафим

13

и

10

1937

7

архимандрит

7

монастырь

7

на

7

по

7

он

6

собор

6

Щелоков

5

московский

5

В обоих текстах наиболее частотное слова — предлог «в», что свидетельствует о книжном стиле житий. В частотный список входят также слова Серафим , Москва , год , отец . В список, составленный по тексту Марченко, вошла также цифра 1937 — необходимо отметить, что в этом житии вообще больше цифр, чем у Дамаскина — за счёт того, что нет формулировок типа «в том же году».

Отметим, что имена монахинь, приходивших в собор Каширы на богослужения, у Дамаскина даются в цитате из допроса 1937 г., у Марченко же эта информация даётся «от автора» жития (он уточняет, что монастыри к этому времени были уже закрыты).

Интересно также, что Марченко в библиографии указывает в качестве одного из источников своего текста сочинение Дамаскина — всего в его библиографии три книги, два интернет-сайта и два источника в разделе «Документы».

Таким образом, два жития преподобномученика Серафима (Щелокова), составленные Дамаскиным Орловским и В.Марченко, точно совпадают друг с другом по «набору» освещаемых фактов, различия между текстами мы наблюдаем на лингвистическом уровне (например, у Марченко больше цифр) и на уровне включения в тексты цитат из архивных документов.

Литература:

  1. Дамаскин Орловский, игумен. Преподобномученик Серафим (Щелоков) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии. — В 8 томах. — Том 8: Дополнительный том III. — Тверь: Булат, 2005. — С. 131–134.
  2. Марченко В. Преподобномученик архимандрит Серафим (Щелоков) // Марченко В. Новомученики и исповедники Даниловские. — М.: Валаамское общество Америки, 2011. — С. 291–294.
Основные термины (генерируются автоматически): цитата, житие, житие Дамаскина, лексема, москва, оригинальный текст, Серафим, текст, обвинительный приговор, текст Дамаскина.


Похожие статьи

Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Житие Петра и Февронии в русской словесности начала XXI века

Иерей Даниил Сысоев (1974–2009). Проповедь в день Святого Духа о миссионерстве

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской политической системы в 1917–1933 гг.

Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о служении архиепископа Андроника (Никольского)

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

Служебная и общественная деятельность священников Богоявленского храма г. Тобольска (по материалам клировых ведомостей 1830–1900 гг.)

Жизнеописание священномученика протоиерея Петра Воскобойникова

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития Марии Египетской

Похожие статьи

Жития мученика Петра (Царапкина) в контексте современных житий новомучеников и исповедников

Житие Петра и Февронии в русской словесности начала XXI века

Иерей Даниил Сысоев (1974–2009). Проповедь в день Святого Духа о миссионерстве

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской политической системы в 1917–1933 гг.

Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о служении архиепископа Андроника (Никольского)

Храм во имя Святой Троицы станицы Казанской: историко-архитектурный аспект изучения

Православное воспитание детей на основе произведения И. С. Шмелева «Лето Господне»

Служебная и общественная деятельность священников Богоявленского храма г. Тобольска (по материалам клировых ведомостей 1830–1900 гг.)

Жизнеописание священномученика протоиерея Петра Воскобойникова

Мифопоэтические истоки пространственной организации Жития Марии Египетской

Задать вопрос