В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся
Ключевые слова : литературное творчество, способность, творческий потенциал
В своей работе опираюсь на задачи современной школы — подготовить человека думающего и чувствующего, обладающего внутренней культурой. Уверена, что в наше время требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности.
Я убеждена, что именно на уроках русского языка и литературы дети получают возможность размышлять и творить. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Как развивать способность творить, самовыражаться, искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать? Как разбудить в обучающемся чуткость и языковую интуицию? Как научиться пользоваться смысловыми оттенками слова, его нюансами, переносными значениями и изобразительными возможностями? В результате поиска ответа на этот вопрос возникла идея развития творческого потенциала личности в процессе работы со словом на уроках русского языка и литературы. Работа по данной проблеме ведется в течение многих лет в единой системе «урок — внеклассная работа».
Моя задача как учителя — акцентировать внимание на творческой самореализации школьников посредством многоаспектной работы со словом. Для этого необходимо создать условия для формирования и развития творческих способностей учащихся, способствовать раскрытию и реализации потенциала ученика, помочь ребенку обрести уверенность в себе.
Одно из направлений деятельности по реализации идеи развития творческого потенциала личности — развитие литературных способностей. Как и для чего их нужно развивать?
По мнению ученых, литературные способности развиваются в течение всей жизни человека и сочетают в себе компоненты, в основе которых лежат психические свойства (восприятие, память, воображение и т.д.). В основу работы я взяла исследования психолога В. П. Ягунковой, которая в течение нескольких лет изучала школьников, занимающихся литературным творчеством. Наблюдения позволили ей выявить основные компоненты литературных способностей: поэтическое восприятие действительности, впечатлительность, художественная наблюдательность, эмоциональная память, образное мышление и творческое воображение, богатство языка, обеспечивающее легкость словесного оформления образов [3].
Эти компоненты способностей мы наблюдаем у многих школьников, которые занимаются литературным творчеством. Но мы знаем, что задатки могут заглохнуть, если для их роста не окажется благоприятных условий. И, наоборот, их можно развить, способствуя проявлению таланта.
Как известно, слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от хозяина и зарыл в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль. Отсюда пошло выражение «зарыть талант в землю». Как сделать, чтобы этого не случилось?
Статей о том, как развивать детские литературные таланты, немного. Может, причина тому — сама природа Слова, стихии куда менее осязаемой, чем, к примеру, рисунок. Особенно когда речь идет о ребенке, для которого Слово обладает первозданной свежестью, незамутненностью смысла, а грань между обыденной речью и литературным творчеством прозрачна и размыта.
Остановлюсь более подробно на некоторых слагаемых успешного развития литературной одаренности в условиях школьного воспитания.
Основным источником развития литературных способностей детей является чтение. Книги развивают воображение, дают уроки поэтического языка, способствует воспитанию чувства ритма. Беседы о прочитанном, обращение внимания на художественные достоинства произведений, объяснение значения новых слов положат начало формированию поэтических представлений детей. Таким образом, именно чтение— животворный источник эстетического и нравственного развития детей, формирования их литературных способностей.
Другим важным источником развития литературных способностей является окружающий мир, который человек воспринимает, запоминает, о котором мыслит. Важно помнить,что образное мышление и творческое воображение, являясь самыми важными компонентами литературных способностей, неразрывно связаны с поэтическим восприятием действительности. Школьники, владеющие языком художественных образов, рисуют в своих стихах необычные поэтические картины:
Тихая заря в вечернем небе
Светит яркой краскою багрянца.
Обнимая засыпающую землю,
Тень ложится мягкого румянца. (Воробьева Алина)
Эмоциональная впечатлительность — важный компонент литературных способностей. Учитывая, что именно детские впечатления являются наиболее эмоциональными, педагогу важно развивать умение наблюдать, накапливать в памяти яркие представления. Развитие литературных способностей неотделимо от общего, умственного, нравственного и эстетического развития детей.
Оценивая литературное творчество детей, мы должны понимать, что оно важно для развития личности ребенка в целом, для формирования сознания, нравственности, мировоззрения [2]. Покажу на конкретных примерах, как это можно увидеть, анализируя тематику детского творчества. Дети младшего возраста пишут о том, что их удивляет, например, о природе:
Подснежник зацвёл,
И запел соловей.
Май в гости пришёл,
Стало всем веселей! (Балдина Ирина, 10 лет)
Дети постарше обращают внимание на общественные события:
Давно закончилась война,
Растут здесь травы на просторе.
Пусть будет поле Бородина
Лишь полем славы, а не горя! (Пиляева Вероника, 12 лет)
В подростковом возрасте появляется потребность в оценке поступков других и в самооценке, которая отражается в стихах детей этого возраста:
Успех к человеку приходит не сразу,
Признанье людей нелегко заслужить.
«Быть честным» — не просто красивая фраза,
А то, без чего трудно цели достичь. (Манюшкин Дмитрий, 15 лет)
Старшеклассникам близки темы дружбы и любви, гражданская и патриотическая темы:
Калининск весел и печален.
Ты так красив, и так ты молод!
Тебе я очень благодарен,
Мой солнечно-дождливый город! ( Савранский Артем, 16 лет)
Школьники старшего возраста в стихах выражают мечты о будущем:
Нам мир откроет сто дорог,
Преодолеем все напасти,
Пусть полон мир невзгод, тревог,
Но мы найдем дорогу к счастью. (Чувачёва Кристина, 17 лет)
Для детей любого возраста, любого уровня одаренности очень важна оценка их достижений [1]. Поэтому произведения обучающихся обязательно должны быть представлены на суд читателей и слушателей. Это могут быть школьные конкурсы чтецов и литературные конкурсы более высокого уровня. Стихотворения талантливых ребят публикуются на страницах районной газеты, есть опыт создания тематических сборников стихотворений начинающих авторов самими ребятами. Один из них — сборник «Такая разная осень», в котором и написанные стихи, и нарисованные иллюстрации к ним — результат работы учащихся в рамках реализации проекта «Пробуем перо». Особая гордость нашей школы — ежегодный выпуск поэтического сборника.
Конечно, цель такой работы не воспитание профессиональных поэтов, но литературные способности надо развивать у всех детей, ведь это поможет им быть талантливыми читателями, культурными людьми, ценителями прекрасного. Поэтическое восприятие мира, эмоциональное сопереживание, творческое воображение и мышление посредством образов сделают жизнь детей богаче и интереснее.
Литература:
- Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970.
- Ковалев Л. Г. Психология литературного творчества. Л., 1960.
- Ягункова В. П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. — М.: Просвещение, 1964
- Способности литературные. [Электронный ресурс] http://www.psycosmology.ru/art/index.php/Способности_литературные