Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект) / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83512/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…

Николай Карамзин «Письма русского путешественника»

Когда мы произносим слово наука, то у каждого из нас возникают разные ассоциации. Одним она видится сложной и пугающей, другим — увлекательной и занимательной, третьим — полной таинственности и новизны. Первое сознательное знакомство с наукой происходит в студенчестве, времени больших надежд и открытий. Для студента это шанс быть замеченным, возможность проявить свои таланты.

В январе 2021 года отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы».

Стратегическая цель конкурса — повышение научной и социальной активности студенческих научных объединений системы среднего профессионального образования, а также приумножение и поощрение их научных достижений, направленных на изучение истории Великой Отечественной войны.

Задачами конкурса являлись:

 увеличение результативности научно-исследовательской деятельности обучающихся, через создание базы патриотических маршрутов на основе территориальных туристических ресурсов;

 повышение профессиональной идентичности в рамках выбранной профессии, через научное осмысление исторических событий;

 выявление и поддержка инициативной и талантливой молодежи системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «Маршрут Великой Победы» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать — инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.

Конкурс состоял из семи этапов: сбор заявок от участников; обучение и консультирование потенциальных участников конкурса; разработка, оформление и сдача научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий; содержательная экспертиза конкурсных работ; онлайн защита научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий участниками конкурса; составление и согласование с участниками конкурса интерактивных маршрутов; внедрение проектов интерактивных экскурсий согласно маршрутным листам и подведение итогов конкурса.

Выразив желание учавствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, государственный архив Хабаровского края, Единое агентство путешествий, Совет молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, региональный общественный совета проекта «Историческая память», Дальневосточная региональная Ассоциация туризма.

В ходе обучения студенты приобрели:

 знания об интегративной роли архивов в сохранении и трансформации исторической памяти и о музейном фонде героев-дальневосточников Великой Отечественной войны;

 умения использовать современные инструменты и форматы начинающего гида, составлять калькуляцию себестоимости турпродукта от А до Я;

 научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о героях и событиях Великой Отечественной войны, а также артефактов, посвященных трансформации рабочих профессий и специальностей в годы войны.

В качестве дополнительного бонуса слушателям была предоставлена возможность познакомиться с современными и эффективными технологиями организации интерактивных экскурсий, такими как сторителлинг, мастер-класс и др.

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий и мастер-классов, 20 из которых были допущены к очной защите.

Экспертную оценку осуществляла комиссия, в состав которой вошли представители научного и профессионального сообщества из учреждений высшего образования, организаций партнеров, а также индустрии туризма.

Этап разработки завершился очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили компетентность студентов в теме исследования, инновационный подход и нестандартные формы подачи материала, реалистичность проектов (таблица 1).

Таблица 1

Призеры этапа разработки конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Номинация «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ПОБЕДУ»

(о судьбах Дальневосточных героев Великой Отечественной войны)

Номинация «ПОБЕДА КОВАЛАСЬ В ТЫЛУ»

(трансформация рабочих профессий и специальностей в годы войны)

I место — Грицута Виолетта (КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж») с проектом «28 осколков фронтовика, профессора и писателя Анатолия Алексеевича Константинова». Наставник — Прохорова Инга Александровна.

II место — Андреева Диана, Епифанова Полина, Аксёнов Денис (КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум») с проектом «Район Лазо — район героев». Наставник — Соловьев Владимир Юрьевич.

III место — Ельцов Александр, Иглина Людмила (КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса») с проектом «Героями не рождаются: Евгений Дикопольцев». Наставник — Вараницкая Людмила Петровна.

I место — Сапрыкина Ольга (КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша») с проектом «Учитель — мирная профессия в немирное время». Педагог-наставник — Чикишева Анастасия Сергеевна и Размыслович Людмила Александровна.

II место — Чудасов Дмитрий (КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж») с проектом «Огненная дуга амурских корабелов». Педагог-наставник — Волынкин Виктор Вячеславович.

III место — Скалёва Анна (КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В. В. Орехова») с проектом «Связистом быть — высокое призвание. Подвластны им любые расстояния!». Педагог-наставник — Логунова Зинаида Петровна.

Остальные участники также подготовили не менее интересные, познавательные и значимые интерактивные экскурсии и мастер-классы, готовые к внедрению.

С 19 по 30 апреля 2021 года 15 научно-исторических событий в интерактивной форме были проведены на территории Хабаровского края участниками краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» под чутким руководством педагогов-наставников.

228 экскурсантов: школьники, воспитанники детских домов, студенты стали активными участниками экскурсий и мастер-классов. География экскурсантов была широкой: рабочие поселки Чегдомын и Солнечный, города Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.

Более 500 человек: ветеранов, педагогов, представителей музеев, архивов, библиотек, заводов и другой общественности, владеющей информацией о фактах и событиях Великой Отечественной войны, были задействованы в ходе реализации краевого конкурса.

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала VIII Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в январе 2021 года, оформленные в феврале 2021 года, прошедшие экспертизу в марте 2021 года, внедренные в апреле — мае 2021 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

Экспертную оценку внедренческого этапа также осуществляла комиссия, в состав которой вошли представители научного и профессионального сообщества из Государственного архива Хабаровского края, Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, сферы науки и туризма (таблица 2).

Таблица 2

Призеры внедренческого этапа конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»

Номинация «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА ПОБЕДУ»

(о судьбах Дальневосточных героев Великой Отечественной войны)

Номинация «ПОБЕДА КОВАЛАСЬ В ТЫЛУ»

(трансформация рабочих профессий и специальностей в годы войны)

I место — Грицута Виолетта Валерьевна (КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж») с проектом «28 осколков фронтовика, профессора и писателя Анатолия Алексеевича Константинова». Наставник — Прохорова Инга Александровна.

II место — Коновалов Андрей Олегович (КГБ ПОУ «Хабаровский автомеханический колледж») с проектом «Миномётчик Калитенко Василий Федосеевич — нам есть кем гордиться!». Наставник — Костюнина Лариса Николаевна.

III место — Соколова Елизавета Романовна, Денисов Михаил Владимирович, Оконечникова Диана Сергеевна, Лазаренко Олеся Сергеевна, Фролов Валерий Алексеевич (КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В. В. Орехова») с проектом «Сысоев Петр Михайлович — солдат и труженик Отечества». Наставник — Помораева Анна Ивановна.

I место — Сапрыкина Ольга Анатольевна (КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д. Л. Калараша») с проектом «Учитель — мирная профессия в немирное время». Педагоги-наставники — Чикишева Анастасия Сергеевна и Размыслович Людмила Александровна.

II место — Чудасов Дмитрий Денисович (КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж») с проектом «Огненная дуга амурских корабелов». Педагог-наставник — Волынкин Виктор Вячеславович.

III место — Аникин Илья Романович, Латышев Дмитрий Сергеевич, Шерстянова Маргарита Сергеевна (КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания») с проектом «Повар на войне важнее генерала». Педагог-наставник — Чуева Анна Геннадьевна.

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

По результатам краевого конкурса выпущено научно-популярное издание «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: КАЛЕЙДОСКОП ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ». В нем собраны примечательные и познавательные факты о судьбах Дальневосточных Героев Великой Отечественной войны и трансформации рабочих профессий и специальностей в годы войны, которые с разных сторон отражают неповторимость и узнаваемость Хабаровского края.

Материал разбит по тематическим рубрикам: экскурсионные маршруты «Они сражались за победу» — 13 открыток; мастер-классы «Победа ковалась в тылу» — 7 открыток (таблица 3).

Таблица 3

Тематика экскурсионных маршрутов, входящих в каталог «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ: КАЛЕЙДОСКОП ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ»

Интерактивные экскурсии

«Они сражались за победу»

Мастер-классы

«Победа ковалась в тылу»

 Герои на все времена — Барчук Михаил Иванович

 Панов Александр Семёнович — подвиг простого человека

 Бондарь Игнатий Сидорович

 Миномётчик Калитенко Василий Федосеевич — нам есть, кем гордиться!

 Пора в путь-дорогу: последам жизни и подвига Георгия Евдокимовича Попова

 Сысоев Пётр Михайлович — солдат и труженик Отечества

 Героями не рождаются Евгений Дикопольцев

 Николай Михайлович Искрин — Герой Советского Союза

 Валентин Потлов: жизненный путь героя Великой Отечественной войны

 28 осколков фронтовика, профессора и писателя Анатолия Алексеевича Константинова

 Район Лазо — район Героев

 Герой — артиллерист Фефелов Калина Макеевич

 Пётр Степанович Комаров

 Хлеб — сто двадцать пять блокадных грамм с огнём и кровью пополам!

 От сварочной до Курской дуги

 Связистом быть — высокое призвание. Подвластны им любые расстояния!

 Огненная дуга амурских корабелов

 Учитель — мирная профессия в немирное время

 Повар на войне важнее генерала

В заключение издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу Великой Победы и познакомиться с маршрутами, реализованными весной 2021 года!

Широкое привлечение краеведческого содержания, оригинальность замысла, композиционная и структурная целостность изложения материала позволят широкому кругу читателей:

 совершить увлекательное путешествие во времени 1941–2021гг.;

 сформировать чувство гордости за свой край, свою страну;

 приумножить знания о профессиях.

Уникальность набора открыток «Маршрут Великой Победы» заключается в том, что он является экскурсионным предложением для всех интересующихся историей Хабаровского края, желающих больше узнать о судьбах земляков и подвигах героев-дальневосточников, а также о трансформации рабочих профессий.

Более подробная информация о краевом конкурсе (видео- и фотоматериалы, научно-популярное издание) размещены в инстаграм-аккаунте pokolenieprofi27.

Благодарим студентов и их наставников за участие в конкурсе научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «МАРШРУТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ», за изучение истории Хабаровского края, за внимание к судьбам земляков, за уважение к подвигам Героев-Дальневосточников, за сохранение исторической памяти!

Надеемся, что участники не остановятся на достигнутом и в будущем продолжат свои научно-исследовательские изыскания, а сегодня станут примером для сверстников и гордостью для своих педагогов-наставников.

Литература:

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявлинская. — Самара, 2009. — 416 с.
  2. Зиновкина, М. М. Научное творчество: инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, П. М.Горев, В. В. Утёмов. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. — 109 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ВЕЛИКая ПОБЕДа, Хабаровский край, III, Великая Отечественная война, проект, краевой конкурс, Комсомольский-на-Амур, МАРШРУТ, профессиональное образование, Советский Союз.


Похожие статьи

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Похожие статьи

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Задать вопрос