Статья посвящена проблеме развития творческого мышления будущих связистов через литературу научно-фантастического жанра. Предложены методические рекомендации по привлечению студенческой молодежи к чтению литературы научно-фантастического жанра.
Ключевые слова: молодежь, отрасль связи, радиовещание, литература, научно-фантастический жанр.
Современные проблемы среднего профессионального образования, связанные с обучением специалистов инфокоммуникационной сферы диктуют педагогам новые требования. Нужно подготовить специалистов, которые не только способны добросовестно выполнять свою профессиональные обязанности, но и стремиться к творческому развитию и профессиональному росту. Одним из инструментов, который может поспособствовать литература (особенно научно-фантастического жанра), которая отражает профессию или ее элементы. В этом и заключается актуальность исследования.
Прежде чем говорить об образе связи в научной фантастике, нужно дать определение термину «связь» [2].
Итак, связь — передача и приём информации с помощью различных средств; отрасль народного хозяйства, обеспечивающая передачу информации. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества и управлении государством, вооружёнными силами и всеми видами транспорта, а также в удовлетворении культурно-бытовых потребностей населения. Недостаточный уровень развития средств связи ведёт к снижению темпов экономического развития, роста национального дохода и уровня жизни населения.
Выделим типы связи, представленные в мировой научной фантастике:
планетарная связь, позволяющая осуществлять коммуникацию в пределах одной планеты;
межпланетная связь, позволяющая передавать информацию от планеты к планете через космическое пространство;
телепортационная связь, позволяющая передавать предметы и информацию методом телепортации из одной точки пространства в другую.
Планетарная связь фигурирует во множестве фантастических романах и в обычных книгах она фигурирует очень часто, поскольку планетарная связь перестала быть чем-то фантастическим очень давно. Раньше люди для передачи сообщений использовали посыльных, почтальонов и голубей, но с развитием технологий все это ушло в прошлое, передача сообщения стала почти мгновенной благодаря развитию телефонов и ПК, однако фантастика классическая фантастика, позволяет нам взглянуть на то, как представляли фантасты каким образом мы будем передавать сообщения.
Одними из наиболее известных писателей фантастов советского времени были Аркадий и Борис Стругацкие. Их рассуждения о связи будущего строились на известных представлениях о том, что в будущем телефоны будут оснащены специальной камерой, через которую собеседники будут видеть друг друга.
Например, в произведении — «жук в муравейнике» [3] есть описание, так называемого «видеофона», на котором во время разговора видно лицо человека, с которым общается человек.
Описано это так: «В самый разгар этой дискуссии, в 19:33, закурлыкал видеофон. Андрей, сидевший ближе всех к аппарату, ткнул пальцем в клавишу. Экран осветился, но изображения на нем не было… Потом появилось лицо — узкое, с глубокими складками от крыльев носа к подбородку».
Такое представление о связи будущего было у многих фантастов того времени. Но это не единственное описание прибора для связи в произведениях Стругацких, похожий прибор описан в произведении «Парень из преисподней». [3] Принцип работы тот же, только описано, что экранов, на которые выводятся лица людей уже несколько, что уже чем-то напоминает приложения наподобие «skype», «discord», «Zoom».
Описано это так — «Сидит он перед своими экранами, на каждом экране — по рылу, а то и по два, и он со всеми рылами разговаривает».
Однако у фантастов не заканчивалось все на простой возможности видеть лицо собеседника во время разговора, если говорить о более современных писателях, то их рассуждения на тему связи уходят в концепцию чем-то напоминающий наш современный Интернет. Одним из таких писателей был Уильям Гибсон, который в своем произведении «Нейромант» [5] описал главного героя, а по совместительству хакера Кейса, который с помощью имплантов может попасть в так называемое «киберпространство». Оно описано как — «это консенсуальная галлюцинация Графическое представление данных, хранящихся в памяти каждого компьютера, включенного в общечеловеческую сеть. Невообразимая сложность. Световые лучи в псевдопространстве мозга, кластеры и созвездия данных», такая концепция очень схожа с современным Интернетом.
Межпланетная связь описывается по большей части в фантастике на космическую и около космическую тематику. Поскольку, как и подразумевает название, такой тип связи напрямую связан с космическими перелетами или встречей с инопланетными формами жизни.
Примером послужит книга Лю Цысиня — «Задача трех тел», [6] где китайское правительство запускает сверхсекретный проект «Красный берег» для того чтобы обнаружить внеземные цивилизации, используют для этого радиотелескоп и с помощью него отправляют в космос радиосигнал. Итогом такого сообщения, оказывается ответное послание с просьбой никогда больше не выходить на связь, для безопасности земли.
В данном случае используются вполне реальные современные технологии, однако в случае с реальной жизнью, ответа из космоса никто еще не посылала, что, однако не мешает фантастам и людям увлекающимися космосом фантазировать на тему контактов с неизвестными формами внеземной жизни, способы контакта и попытки установления связи с ними.
Телепортационная связь крайне редкая форма какой-либо связи в научной фантастике, различные ее формы проявляются по большей части в фильмах нежели в книгах. Связанно это может быть с возможной сложностью правильного и грамотного описания телепортации, как явления. Куда проще в таком случае продемонстрировать это с помощью спец эффектов или компьютерной графики с чем очень хорошо справляется кино.
Примером такого типа связи может послужить рассказ «Честный контракт» Роберта Силверберга [7], где в телепортация называется Нуль-транспортировка и может перенести объекты весом 50 фунтов (22.6 килограммов) и стоит такой перенос 50 долларов (для времени написания очень значительная сумма), при этом стоимость не зависит от того, что доставляет человек, в самом рассказе таким способом доставили крем и лезвия для бритья, все это обошлось ему в 51 доллар (50 долларов доставка и 1 доллар вещи).
Тут была попытка автора продемонстрировать простоту концепции телепорта, но сложность её использования в финансовом плане. Очень простой с виду способ связи и перемещения, может оказать с множеством условностей и дорогим в плане финансовых вложений.
Современные технологии на современном этапе позволяют совершать нечто подобное путём передачи информации с компьютера на компьютер с учётом того, что на втором есть 3D-принтер. То есть «фантастическое» постепенно приближается к реальному.
Дополнительным видом связи является связь времён и путешествия во времени. Здесь и Герберт Уэллс «Машина времени» (со множеством экранизаций) и Кир Булычёв «Сто лет тому вперёд» («Гостья из будущего») и «Позовите Нину» (экранизация «Звонок из будущего»), Коффорд Саймак «Заповедник гоблинов» и мн.др. Однако, межвременная связь разговор отдельный.
Литература является неотъемлемой частью в формировании личности в той или иной области знаний, в семье и обществе. Также литература помимо нравственного и морального поучения, мотивирует к самостоятельной творческой деятельности. Различные жанры и разные произведения художественной литературы побуждают молодых людей углубиться в ту или сторону жизни, проблему, эпоху или события.
Научная фантастика делает акцент на возбуждении у читателя интереса к будущему человечества, к возможным открытиям, переменам в жизни общества
Благодаря фантастике, люди, которые осваивают, а потом и занимаются разными профессиями, связанными с такими направлениями, как космонавтика, программирование, робототехника и т. д. могут увидеть новые перспективы своей деятельности и получают вдохновение для обращения к творчеству. Около 90 лет назад чешский писатель-фантаст Карл Чапек вводит слово «робот», а уже сейчас робототехникой при Хабаровском институте инфокоммуникаций занимаются дошкольники, Жюль Верн пишет о «наутилусе», а спустя три десятилетия уже возникают флоты, Аксаков в «Аленьком цветочке» говорит о волшебном блюдце показывающем все уголки мира — но не проходит и века, как почти в каждом доме появляется телевизор и т. д.
Однако, решение проблемы творческой личности, стремящейся к саморазвитию в профессии и научной отрасли к ней относящейся не решаема без совершенствования образования. Авторы предлагают следующие практические шаги.
Таким образом, чтобы не читающее поколение обратило своё внимание не на отвлекающий от учёбы и творчества «интернет-мусор», а на создание чего-либо нового и полезного, необходимо выполнить следующие рекомендации:
обязательное введение в рабочие программы по литературе научно-фантастического сегмента с профессиональным уклоном и предложением для студентов в рамках СРС поиска и анализа элементов своей профессии в литературных произведениях;
активное привлечение студентов к литературной и научно-творческой деятельности в рамках учреждения (литературные клубы и киноклубы, студенческие научные общества и творческие лаборатории и пр.);
информировать студентов о проходящих литературных конкурсах, в которых они смогли бы участвовать.
Литература:
- Большая советская энциклопедия. — М.: БСЭ, 1986, в 28 томах, Т 20. — С.457. (Статья «Связь»)
- Гибсон, У. Нейромант. — М.: ЭКСМО, 2003. — 457 с.
- Пузанова, Ж. В. Нарративный анализ: понятие или метафора? / Ж. В. Пузанова, И. В. Троцук // Социология. — 2003. — № 17. — С. 56–82.
- Силверберг, Р. Честный контракт. — Юный техник. — 1983. — № 3. — С.36–40.
- Стругацкий А, Стругацкий Б. Парень из преисподней. — М.: ЭКСМО, 2013. — 158 с.
- Стругацкий А., Стругацкий Б. Жук в Муравейнике. — М.: ЭКСМО, 2012. — 640 с.
- Цысинь Лю. Задача трех тел. — Искатель, 1995. — № 3. — С.4–89.