Из истории создания и развития Музея Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ветошкина, В. Д. Из истории создания и развития Музея Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа / В. Д. Ветошкина, В. Д. Жумигина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83549/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена вопросам истории создания и развития музея Краснознамённого Дальневосточного Военного Округа. Предложены методические рекомендации для повышения эффективности работы Музея КДВО и образовательных учреждений Хабаровского края.

Ключевые слова: молодежь, военно-исторический музей, Дальневосточный Военный округ, духовная культура, патриотическое воспитание.

Знание истории своего народа и гордость за неё является важной составляющей мировоззрения человека и без этой составляющей не может быть и гражданина — честного защитника государства, его народа и их интересов. Знание истории родного края — основа, на которой осуществляется рост духовной культуры человека. Как точно и верно отметил академик Д. С. Лихачёв: «Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить своё настоящее и обеспечить будущее». Работа музеев и Музея Краснознамённого Дальневосточного военного округа в направлении интеллектуального и духовного развития молодого поколения, формирования в них чувства гражданственности и причастности к истории своего народа определяет актуальность исследования. Одним из инструментов воспитания патриотизма в молодёжной среде может стать военно-исторический музей.

Музей — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Военно-исторические музеи группа музеев исторического профиля. Собрания военно-исторических музеев отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов.

Многие музейные собрания начинались как хранилища оружия, предметов военной утвари, арсеналы. С середины XVI в. военные трофеи и образцы русского оружия поступали в Оружейную палату Московского Кремля, с 1584 г. известно хранилище образцов вооружения Арсенал в Москве; они одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством [2].

По указу Петра в 1709 г. при Адмиралтействе были основаны Модель-камера для хранения материалов по кораблестроению (в 1805 г. Модель-камера была преобразована в Морской музей), а также Цейхгауз Петропавловской крепости (1703), Арсенал в Петербурге (1711–1712). Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей). В 1783 г. Московский Арсенал был превращен в музей-хранилище старинного оружия и военно-исторических реликвий. На фоне подъема национального самосознания после войны 1812 г. созданы военно-исторические музеи: Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826), Арсенал в Царском Селе (основан Николаем I в 1832 г. на основе личных коллекций; с 1852 г. доступен для обозрения). Серьезное развитие получили военно-исторические музеи во 2-ой пол. XIX столетия: основаны Военно-инженерный музей в Петербурге (к.1860-х), Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888), музей А. В. Суыорова в Петербурге (1898), Бородинский музей (1903), морские музеи в городах русской боевой славы Николаеве, Севастополе, Кронштадте. Появились первые музеи в воинских частях (полковые музеи). В 1900-е гг. открыта Выставка Отечественной войны 1812 года на ст. Бородино, мемориальная Кутузовская изба в Филях.

В советское время были созданы новые военно-исторические музеи, в т. ч. и Музей Краснознамённого Дальневосточного военного округа (далее Музей КДВО), который находится в старинном здании на берегу реки Амур. Экспозиции военно-исторического музея насчитывают более двенадцати тысяч экспонатов, связанных с историей Краснознаменского Дальневосточного военного округа со времен его создания и до наших дней. В музее несколько экспозиций.

Первая рассказывает о периоде освоения дальневосточных земель, особенности вооруженной защиты этого региона до периода революции в 1917 году. Вторая экспозиция рассказывает о временах гражданской войны 1918–1922 годов и периоде иностранной военной интервенции. Третья экспозиция посвящена уроженцам дальневосточного округа, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Особого внимания здесь заслуживает коллекция знамен. Последний зал посвящен современным войскам и вооружениям в регионе. Кроме всего прочего в военно-историческом музее вы найдете многочисленные виды отечественного и зарубежного огнестрельного и холодного оружия, орденов и медалей СССР, оригинальных видов обмундирования и снаряжения, а так же некоторые образцы боевой техники [3; 4].

В целом, военно-исторические музеи не только выполняют просветительскую функцию и развивает патриотические чувства граждан, они занимают значительное место в учебных программах военных образовательных учреждений и должны занимать такое же место в учебных программах всех средних, средних профессиональных и высших образовательных организациях.

Безусловно, любой регион страны может представить свою военную историю и создавать новые музеи и пополнять коллекции уже созданных, но для этого необходимо проводить определённые мероприятия

Большинство жителей города Хабаровск знают, что Музей КДВО находится на улице Шевченко, многие и посещали его и детьми, и в зрелом возрасте. Известно и то, что музей является учреждением сохраняющим и распространяющим знание (консевативная и трансляционная функции музейных учреждений) в той или иной сфере научной деятельности. Однако, следует отметить и функцию воспитательную (патриотизм, историческая гордость), которая необходима для формирования личности гражданина своей страны. Музей КДВО, как никакой другой, выполняет эту функцию в полной мере. Изначально, здание современного военно-исторического музея города Хабаровск планировалось как здание банка [1]. Проект для банка разработали гражданский инженер Л. И. Чайковский и военный инженер Н. Ф. Александров, однако к возведению здания приступили только в 1904 году. Строительство осуществлялось под руководством авторов проекта и было закончено спустя три года — в 1907 году. При детальном рассмотрении главного фасада здания мы можем увидеть сочетание кирпичного узорочья с русским стилем («русским модерном»). В его богатом декоре можно найти элементы барокко и классицизма.

В течение 15 лет здание использовалось как государственный банк. После национализации изменилось лишь название. Здание стали называть Госбанком РСФСР (до 1930 года). Затем сменилась и его функция: с 1930 по 1939 год здесь находилось управление РК милиции Дальневосточного края, после чего здание перешло в ведение военного округа. В период Великой Отечественной войны в нем размещалось Военно-строительное управление финансовой службы и банк Дальневосточного военного округа. Последующие двадцать с небольшим лет здесь находилась военная прокуратура. Несколько десятилетий постоянной эксплуатации различными службами не прошли даром — требовалась, если не реконструкция, то капитальный ремонт, который и был проведен в 1981–82 гг., после чего здание бывшего банка стало музеем Дальневосточного ордена Красного знамени Дальневосточного военного округа. Для создания экспозиции боевых страниц округа была составлена экспертная группа и собран необходимый наглядный материал и экспонаты. Был подготовлен соответствующий Приказ (Приказ командующего войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа № 21 от 10 марта 1982 года. «О создании группы по оформлению экспозиций музея ДВО» за подписями ВРИО командующего КДВО, генерал-лейтенанта В. Вострова и начальника штаба округа, генерал-лейтенанта В.Патрикеева) [5]. Немного ранее, в июле 1981 года принимается решение о создании музея истории КДВО по ул. Шевченко дом 20 и 3.07.1981 г. был издан приказ № 65 командующего войсками КДВО Третьяка И. М. о создании и введении в эксплуатацию музея истории КДВО в срок до 22.12.1982 г. Учитывая важность и ответственность события, работу по созданию музейных экспозиций возглавил заместитель начальника политического управления ДВО полковник (впоследствии генерал-майор) О. П. Ильин.

9 мая 1984 года музей округа был торжественно открыт командующим войсками ДВО генералом армии Третьяком Иваном Моисеевичем и челном военного совета — начальником политического управления округа генерал-лейтенантом Кизюном Николаем Фадеевичем. Музей не раз менял названия: Исторический музей (1975–1981 гг. в здании ОДОСА); Музей истории КДВО (1981 -1996 гг.); Военно-исторический музей КДВО (1996–2009 гг.); Военно-исторический зал «Дома офицеров ВВО» МО РФ — с 2009 г. На данный момент Музей насчитывает 14 залов, экспозиционная площадь которых составляет 1 137,7 кв.м, открытая смотровая площадка с усовершенствованным покрытием для уличной экспозиции 43 единиц военной техники площадью 2 802 кв.м. В целом же экспозиции охватывают периоды от «первопроходческого» до современного.

Ещё Приказом о создании музея были определены его цели, которые соответствуют целям подобных учреждений: «В целях пропаганды истории, традиций и боевого опыта войск округа, мужества и отваги воинов-дальневосточников, проявленных в боях за утверждение Советской власти на Дальнем Востоке, при отражении агрессивных происков китайских и японских милитаристов, разгроме фашисткой Германии и империалистической Японии, а также передового опыта обучения и воспитания личного состава на современном этапе созданы и функционируют два военно-исторических музея в городе Хабаровск» [6].

Таким образом, музейная деятельность в городе Хабаровск занимает важную часть образовательной и просветительской деятельности. Отметим также, что при Военно-историческом музее КДВО есть отделения освещающие деятельность инженерных войск и войск связи, что важно для развития профессионального патриотизма у будущих связистов. Возможно представить данный материал для студентов Хабаровского государственного института культуры обучающихся по специальности «Музееведение, музеология».

Для повышения эффективности работы Музея КДВО и образовательных учреждений авторами разработаны следующие рекомендации:

 для музея КДВО: необходимо проведение работ по разработке экскурсионных программ для возможности их введения в курс «Отечественная история» для школ и средних профессиональных образовательных учреждений; донести эти программы до руководства учреждений и согласовать графики проведения экскурсий; усовершенствовать рекламную политику Музея КДВО.

 для образовательных учреждений: разработать схему и систему заявок на целевые экскурсии в Музей КДВО; включить в календарно—тематические планы рабочих программ экскурсионные занятия; внести свои предложения по корректировке экскурсионной деятельности связанные с профилем образовательного учреждения (для колледжей, училищ); опираясь на рекомендации Музея КДВО начать работу по созданию музеев, комнат боевой и трудовой славы, стендов и пр., освещающих работу образовательных учреждения в рамках истории профессии (для образовательных учреждений сферы СПО, при наличии таких музеев — получить консультации о совершенствовании их работы); начать работу по популяризации саморазвития учащихся через посещение музеев города;

 для учащихся и студентов: оказывать содействие Музею КДВО и музеям города содействие в поиске информации, экспонатов для совершенствования работы музейных учреждений и поддержки их просветительской и образовательной деятельности.

Литература:

  1. Крадин, Н. Старый Хабаровск./ Н.Крадин. — Владивосток, Хабаровск: Риотип, 2008. — 420 с.
  2. Майстровская, М. Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. — М.: Прогресс-Традиция, 206. — С.250–274.
  3. Музеи Вооруженных Сил Российской Федерации. Иллюстрированный справочник: научно-справочный труд в 12-ти томах. — М. Военная книга, 2009. — 444 с.
  4. Музей истории войск Краснознаменного Дальневосточного военного округа: Путеводитель — Хабаровск: Хабаровское книжное изд-во, 1990. — 360 с.
  5. Приказ командующего войсками Краснознаменного Дальневосточного военного округа № 21 от 10 марта 1982 года. «О создании группы по оформлению экспозиций музея КДВО».
  6. Приказ командующего Краснознамённым Дальневосточным военным округом № 65 от 3 июля 1981 года г. Хабаровск «О создании Музея истории КДВО» (за подписями командующего КДВО, генерала армии И.Третьяка и начальника штаба КДВО, генерал-полковника Н.Попова).
Основные термины (генерируются автоматически): Музей, Военно-исторический музей, Краснознаменный Дальневосточный военный округ, Хабаровск, Петербург, учреждение, Великая Отечественная война, военная техника, Дальневосточный военный округ, духовная культура.


Ключевые слова

молодежь, духовная культура, патриотическое воспитание, военно-исторический музей, Дальневосточный Военный округ

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания

В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ

В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.

Методическая разработка филателистического экспоната «Государственные награды Российской Федерации» для филателистической образовательной площадки школы

Статьей начинается серия методических разработок для филателистической образовательной площадки школы, посвященных наградам Родины. Рассмотрен высший уровень государственных наград, их перечень и статут. Представлены портреты некоторых награжденных в...

О разработке образовательных технологий по формированию военно-патриотической культуры курсантов за счет влияния образа и традиций князя Александра Невского

В статье предложены пути решения в вопросе военно-патриотического воспитания курсантов высших военных учебных заведений, предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательных педагогических технологиях, по формированию па...

История развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке (первая треть — конец ХХ века)

Статья посвящена вопросам истории развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке. Предложены методические рекомендации по привлечению внимания студенческой молодежи к истории развития отрасли связи.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Похожие статьи

Научно-исследовательская деятельность студентов как инструмент патриотического воспитания

В статье описывается опыт патриотического воспитания студентов Хабаровского государственного медицинского колледжа средствами научно-исследовательской деятельности.

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

От мини-музеев детского сада к музею-заповеднику «Мариинск исторический»

Статья представляет описание опыта работы дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к культурному наследию своего края, Родины через использование музейной педагогики, где одним из механизмов сбережения и трансляции достижений культуры выступ...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса

В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Актуальность формирования военно-патриотической культуры курсантов путем сохранения и продолжения традиций князя Александра Невского по служению Отечеству

В статье рассмотрена проблема военно-патриотического воспитания курсантов высших военных вузов, представлены результаты проведённых социологических исследований, а также предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательн...

Из опыта работы по формированию патриотических чувств дошкольников посредством организации мини-музея имени Ивана Яковлевича Яковлева в ДОУ

В статье раскрывается опыт работы по формированию патриотических чувств дошкольников старшего возраста посредством организации мини-музея в ДОУ.

Методическая разработка филателистического экспоната «Государственные награды Российской Федерации» для филателистической образовательной площадки школы

Статьей начинается серия методических разработок для филателистической образовательной площадки школы, посвященных наградам Родины. Рассмотрен высший уровень государственных наград, их перечень и статут. Представлены портреты некоторых награжденных в...

О разработке образовательных технологий по формированию военно-патриотической культуры курсантов за счет влияния образа и традиций князя Александра Невского

В статье предложены пути решения в вопросе военно-патриотического воспитания курсантов высших военных учебных заведений, предложены новые методические материалы, основанные на современных образовательных педагогических технологиях, по формированию па...

История развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке (первая треть — конец ХХ века)

Статья посвящена вопросам истории развития радиовещания и телевидения на Дальнем Востоке. Предложены методические рекомендации по привлечению внимания студенческой молодежи к истории развития отрасли связи.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Задать вопрос