Исследовательский проект посвящен решению актуальной проблемы отсутствия удобного слесарного оборудования для решения вопроса со снятием неисправных маслоотражающих колпачков при ремонте газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания автомобиля. Эта проблема в проекте решена через модернизацию отдельных комплектующих заводского съемника маслоотражающих колпачков и создание авторского продукта, обладающего несомненным преимуществом по сравнению с существующими моделями, предлагаемыми в торговой сети. В практической части проекта выполнены чертежи в программе «Компас», изготовлен авторский съемник маслоотражающих колпачков, который является достаточно универсальным и может применяться для ремонта различных автомобилей, имеющих колпачки с большим заглублением.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания автомобиля, система газомаслораспределения (ГРМ), съемник маслоотражающих колпачков, апгрейд (модернизация, улучшение).
Для обеспечения правильной работы клапанной группы двигателя автомобиля необходимо качественное смазывание всех подвижных частей. Смазка жизненно необходима для нормальной работы распределительного вала, но попадание масла внутрь камеры сгорания крайне нежелательно. Клапан (рис.1) — важная часть механизма газораспределения автомобиля.
Рис. 1. Клапан с маслоотражательным колпачком (1)
Маслоотражающие колпачки надеваются на втулку клапана и плотно, но подвижно, охватывают верхнюю часть штока клапана. Клапан в процессе работы ходит вверх-вниз внутри втулки, а маслоотражающий колпачок снимает масло с верхней части штока клапана. Это необходимо для того, чтобы масло не попало из верхней части головки блока цилиндров в камеру сгорания. Одной из причин отказа в работе системы ГРМ автомобилей является неисправность маслоотражательных колпачков. Был проведен анализ косвенных признаков износа маслоотражательных колпачков автомобиля Hyundai i20:
увеличившийся расход масла (через 1000 км приходилось доливать 1 литр масла);
возникновение отложений на свечах зажигания (на салфетке — характерные масляные пятна);
появление синего дыма из выхлопной трубы при сильном нажатии на педаль акселератора.
В результате анализа были сделали следующие выводы:
уменьшение общего объема масла (стало заметно при измерении уровня щупом) может означать, что резиновое уплотнение не удерживает масло и оно уходит в цилиндр.;
так как сразу после запуска и эксплуатации ДВС наблюдается синеватый дым выхлопных газов, то очевиден эффект скопления масла на поршне;
так как на свечах зажигания обнаружены масляные пятна и сажа, то это означает, что свеча может забрызгиваться маслом через разрушенный маслоотражательный колпачок и не вовремя, или совсем не давать искру.
Для того, чтобы максимально точно определить состояние колпачков было принято решение о вскрытии двигателя, проведении осмотра клапанной группы и снятии маслоотражательных колпачков.
Процесс снятия колпачков во время ремонта системы ГРМ на автомобилеHyundai i20 является сложным по причине заглубления колпачков в двигателе. Съемником заводского изготовления (рис.2) не удалось снять колпачки, так как у него нет внутреннего выступа по кромке (наблюдалось соскальзывание съемника). Невозможность снять колпачки была также вызвана еще и тем, что на автомобиле Hyundai i20 установлены направляющие втулки с канавкой.
Рис.2. Съемник маслоотражательных колпачков заводского изготовления марки M1949 Length: 275 мм
Было решено изготовить свой оригинальный съемник маслоотражательных колпачков в авторемонтной мастерской техникума из подручных средств.
Практическая часть.
В программе «Компас» были разработаны чертежи комплектующих деталей и сборочный чертеж (рис.3) съемника маслоотражательных колпачков двигателя внутреннего сгорания автомобиля Hyundai i20
Рис. 3. Сборочный чертеж съемника маслоотражательных колпачков
Изготовление комплектующих деталей провели в следующем порядке: изготовление захвата из шестигранника, изготовление втулки, изготовление шпильки, изготовление упора. Используя поршневой палец вместо ударника, 2 гайки для захвата и 2 гайки для фиксации ударника по сборочному чертежу была произведена сборка съемника маслоотражательных колпачков (рис.4, 5).
Рис. 4. Съемник маслоотражательных колпачков после апгрейда
Рис. 5. Съемник маслоотражательных колпачков в разрезе
После изготовления съемника изношенные маслоотражательные колпачки были успешно заменены и отремонтирована система ГРМ двигателя автомобиляHyundai i20.
Изготовленный съемник будет применяться в нашем техникуме, как для ремонта автомобилей, так и для практического обучения студентов. Положительные отзывы и предложения о сотрудничестве респондентов сетевого сообщества свидетельствуют о практической значимости созданного продукта.
Привлекательность проекта для наших социальных партнеров и физических лиц заключается не только в его удобстве и надежности в работе, но и в экономической составляющей (съемник изготовлен из подручных материалов, время изготовления при наличии чертежей — всего несколько часов). Несомненная практическая значимость технического проекта заключается еще и в том, что в результате создан универсальный продукт, который может использоваться при ремонте современных автомобилей различных марок отечественного и зарубежного производства.
Литература:
- Васильев Б. С. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: учебник для среднего профессионального образования / Б. С. Васильев, Б. П. Дологополов, Г. Н. Доценко; под ред. В. А. Зорин. — М.: Академия, 2012. — 512 c.
- Виноградов В. М. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. Механизмы и приспособления: учебное пособие / В. М. Виноградов, А. А. Черепахин, И. В. Бухтеева. — М.: Форум, 2019. — 312 c.
- Виноградов В. М. Технологические процессы технического обслуживания и ремонта автомобилей: учебник / В. М. Виноградов. — М.: Академия, 2019. — 240 c.
- Пехальский, А. П. Устройство автомобилей и двигателей: учебник для среднего профессионального образования / А. П. Пехальский, И. А. Пехальский. — М.: Академия, 2018. — 574 с.