В статье приводится опыт создание курса по ульчскому языку в мессенджере Telegram для желающих и обучающихся дисциплине «Родной (ульчский) язык».
Ключевые слова: ульчский язык, родной язык, преподавание родного языка, мессенджер, сохранение языка, средство обучения, инновационный, Telegram-канал, языковой курс.
В современных условиях вопрос о сохранении исчезающих языков носит особую актуальность. Ульчский язык и другие языки народов, традиционно проживающих в крае, официально носят статус исчезающих. Потеря языков влечет за собой потерю огромного пласта эксклюзивных знаний о природе и окружающей среде, о быте и истории, о культуре и творчестве народа. И, самое страшное, что исчезновение языка приводит к исчезновению народа. Сохранение языков является основной задачей не только для самих этносов, но и для всего мирового сообщества.
Поэтому проблему сохранения исчезающих языков считаем актуальной. Необходимо принять ряд мер для сохранения языка. В том числе создание средств обучения языку, которых в ульчском языке катастрофически мало, и привлечение подрастающего поколения к изучению, сохранению языка и пропагандированию идей сохранения культурного наследия ульчей.
И поэтому цель проекта — создать современное средство обучения в мессенджере Telegram.
Предварительно нами была проанализирована литература по истории ульчского языка как учебного предмета. Мы пришли к заключению, что средств обучения ульчскому языку мало, что только усугубляет и без того тяжелое положение языка, который официально носит статус исчезающего. Далее мы приступили к изучению научной и методической литературы по составлению языкового курса с учетом всех современных методических требований и изучили классификацию средств обучения.
После изучения материала о классификации средств обучения, мы приступили к выбору площадки для размещения курса для изучения ульчского языка. Был проведен опрос для выбора соц. сетей и мессенджеров, в результате которого, большинство опрошенных выбрали Telegram-мессенджер.
Рис. 1. Результаты выбора платформы для обучения
Telegram-канал обладает большим функционалом, позволяет размещать учебный материал в различных форматах и создавать тестовые задания на отработку учебного материала. Таким образом мессенджеры помогают поддерживать интерактивную форму обучения.
Конечно, перед нами стоял вопрос создать сайт или мобильное приложение, но пришли к выводу, что целесообразно использовать уже готовое решение в виде мессенджеров, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни.
Итак, возникает следующий вопрос, какой будет контент. Полноценный языковой курс включает в себя три компонента: языковой, речевой и социокультурный. Для того чтобы определить объем курса мы воспользовались общеевропейской шкалой языковой компетенции, которая описывает уровни знания языка. Шкала включает шесть уровней. Мы взяли за основу уровень А2, предпороговый уровень, включает 1500 слов, основные разговорные темы. Мы определили объём курса на 300 часов.
Затем мы приступили к созданию тематического плана. При его составлении нам пришлось учесть следующие особенности, что это учебный курс, но в формате мессенджера. Поэтому у нас получился план-сетка. Форматы учебного материала должны чередоваться видео, аудио, текстовое сообщение, фотографии. Учебный материал должен быть небольшим, ёмким, запоминающимся, с учетом лексический, фонетических и грамматических особенностей языка.
Мы составили план-сетку в которой расписаны темы, формат учебного материала (фото, видео, текст и т. д.), какой компонент содержит материал (языковой, речевой или социокультурный), отработка каких навыков предполагается (фонетических, лексических) и обязательно вид обратной связи.
Для того чтобы привлечь молодежь в видео материалах были использованы персонажи аниме, которые имеют большую популярность среди опрашиваемых.
Тестовые упражнения направленны на отработку лексических, грамматических навыков, навыков говорения, аудирования. Для того чтобы разнообразить учебный материал, мы включаем в курс фото из жизни, культуры, быта и творчества ульчей.
По завершению работы над Telegram-каналом, нами был проведен эксперимент по его использованию, состоящий из двух частей. Первая часть эксперимента была направлена на выявление уровня усвоения учебного материала. Участники эксперимента, студенты КГБ ПОУ «НПГТ», были разделены на две группы. Одной группе был предложен материал в традиционной форме: лекция и упражнения к лекции. Другой группе было предложено пройти по ссылке в Telegram-канал, изучить материал по той же теме и выполнить упражнения. Результаты эксперимента показали, что уровень усвоения материала выше у обучающихся второй группы, чем у группы, которая изучала материал в традиционной форме.
Рис. 2. Результат усвоения учебного материала по ульчскому языку в традиционной форме и посредством Telegram-канала
Во второй части эксперимента, мы выявляли уровень учебной мотивации с использованием Telegram-канала как средства обучения. Обучающиеся получили ссылку на канал в Telegram и изучили предложенные темы. После работы с мессенджером они прошли опрос, который показал, что обучающиеся хотели бы использовать доступный и удобный мессенджер в качестве средства обучения ульчскому языку.
Рис. 3. Результат выявления уровня учебной мотивации обучающихся при использовании Telegram-канала как средства обучения ульчскому языку
В процессе работы над проектом цель — создание канала в мессенджере Telegram как инновационное средство обучения ульчскому языку — достигнута. Данное средство можно классифицировать как дополнительное, техническое, направленное как на преподавателя, так и на обучающихся. Технические возможности мессенджера позволяют средству обучения быть аудиовизуальным. И по выполняемым функциям его можно отнести к комплексным средствам.
Данный проект показал, что использование канала в качестве инновационного средства обучения языку повышает уровень усвоения учебного материала и учебную мотивацию в изучении предмета «Родной (ульчский) язык и родная литература», который является обязательным обучающихся специальностям «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование» в техникуме.
Литература:
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. — М.: 2006. — 250 с.
- Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. — М.: 2011. — 160 с.
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. 4-е издание. — Москва: Издательство «Просвещение», 2006. — 180 с.
- Суник О. П. Ульчский язык. — Ленинград: Наука, 1985. — 265 с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. — М.: Издательство «Омега-Л”, 2010. — 360 с.
- Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. — М.: 2010. — 190 с.