В статье рассматриваются причины деформации речевой культуры современной молодежи и возможные пути ее преодоления.
Ключевые слова: деформация, культура речи, СМИ, социальные сети, студент.
Состояние современного языка (расшатывание традиционных культурных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения) вызывает беспокойство, как специалистов-филологов, так и представителей других наук, всех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением.
В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалистов на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Ведь знание языка, его законов и принципов, заложенных в нем возможностей, позволяет воздействовать на других людей, использовать слово как оружие. В связи со значительными изменениями условий функционирования языка в обществе актуальной становится проблема языка в его реализации, проблема речи.
Рассмотрим, каковы же особенности функционирования языка в современном социокультурном пространстве, порождающие проблемы культуры речи.
Во-первых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди свободно выражают свои мысли, их речь становится открытой, доверительной, непринужденной. Во-вторых, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено (и даже написано), то стараются читать, а не говорить. Об этом также свидетельствуют выступления государственных деятелей: депутатов, политиков, дикторов телевидения. В-третьих, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.
Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и резкому снижению ее культуры.
В чем это проявляется? Прежде всего, в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты. Особенно много нареканий вызывает речь работников телевидения, радио.
Другая из особенностей связана с демократизацией языка. Проблема демократизации литературного языка приобрела особую остроту в XIX веке. На рубеже XX и XXI демократизация языка достигла таких размеров, что правильнее назвать этот процесс либерализацией, а точнее — вульгаризацией.
На страницах периодической литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства. Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них.
Ненормативная лексика стала использоваться и в рекламе. Большой скандал вызвал рекламный ролик, используемый в 2005 году для рекламы сети магазинов «Евросеть», торгующих мобильными телефонами. Ее текст имел следующий вид «Магазины «Евросеть» — цены просто о…!». Следует заметить, что большую часть потенциальных клиентов эта реклама скорее повеселила, чем шокировала.
Еще одна особенность современной речи — завышенный порог допустимости иностранных слов. Так, в русском языке заимствования нередко заменяют обрусевшие иностранные слова: сленг (жаргон), паблисити (реклама), лайфхак (совет) и т. п.
Культура речи — это владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи [1]. В культуру речи входят: нормативная стилистика, регулирование всего письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, жаргонизмы и др.
Современная культура речи представляется как теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и ряда относительно новых разделов языкознания с целью воздействия на языковую практику [2].
Культура речи — владение языковыми нормами устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». В культуру речи входят: нормативная стилистика, регулирование всего письменного и устного общения, включая такие формы, как просторечие, жаргонизмы и др. [3]
Владение «культурой речи» теоретики делили на «правильность речи» (соблюдение литературных норм) и «речевое мастерство» (умение выбора наиболее стилистически уместных речевых конструкций). За эталон принимается литературный язык, прежде всего, понимаемый как язык художественной литературы. Крайностями, между которыми находится культура речи, считаются пуризм, ведущий к «отрыву от народной почвы, живых процессов национального языка» и «антинормализаторство» (отрицание необходимости вмешательства в языковой процесс).
Ученые выделяют несколько основных признаков культуры речи:
правильность — соблюдение действующих норм языка;
коммуникативная целесообразность — умение свободно и грамотно пользоваться различными стилистическими градациями слов и выражений;
точность — истинность речевого высказывания и точность словоупотребления;
логичность изложения — достоверность отражения фактов действительности и их связей;
ясность, понятность, доступность изложения — способность речи быть понятной адресату;
чистота речи — отсутствие ненормативной лексики, слов паразитов, жаргонизмов и так далее.
В современной культуре речи студентов происходит деформация, основными факторами которой являются: ненормативная лексика; неумеренное употребление иностранных слов; либерализация речевой культуры СМИ и в социальных сетях; популяризация упрощенного общения и вследствие этого снижение актуальности грамотной речи; популяризация воровского жаргона среди молодежи; профессиональный сленг.
Несмотря на то, что речевая культура — это явление, постоянно преобразующееся и изменяющееся, тенденции современной адаптации речи и её упрощение оказывают негативное влияние на студентов. Наиболее распространенные формы деформации — орфоэпическая и орфографическая, что указывает нам на глобальную деформацию, затрагивающую как письменную, так и устную речь.
Мы считаем, что человек, привыкший пользоваться примитивными словами и выражениями, утрачивает способность четко и ясно выражать свои мысли литературным языком, что, несомненно, сказывается на его умственных способностях.
Довольно большое влияние на речевую культуру молодежи оказывают СМИ и социальные сети. Молодые люди проводят в интернет пространстве больше времени, чем уделяют на учебу и саморазвитие, что непосредственно сказывается на их умении грамотно общаться. Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры и способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ, по большей части, способствуют его деградации: речь многих дикторов неграмотна, заполнена словами-паразитами.
Социальные сети — доступная и понятная современным молодым людям среда, которая для многих является неотъемлемой частью жизни по разным причинам: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Социальные сети посещают, чтобы пообщаться с друзьями, узнать актуальные новости, для поиска новых друзей и прослушивания музыки.
Таким образом, общение в социальных сетях становится образом жизни студента, иногда даже заменяя личное общение. Деградация речевой культуры под воздействием социальных сетей происходит по следующим причинам: анонимность пользователей; потеря эмоциональной окраски речи и стремление компенсировать её отсутствие; уникальная манера общения для каждой формы взаимодействия людей в социальной сети (так, общение в личной переписке может отличаться от общения в различных общих чатах или блогах); необходимость кратко формулировать свои мысли, что приводит к упрощению слов и их массовому сокращению; нарочитая неграмотность (иногда даже с целью показать иронию или обозначить, что фраза является шуткой).
Литература:
- Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 709 с.
- Воронцова Т. А. Культура речи. Учебное пособие. — Ижевск, 2011. –141 с.
- Голуб И. Б. Русский язык и культура речи:. учебное пособие / И. Б. Голуб. — М.: Логос, 2016. — 432 с.