В статье рассматривается один из способов успешной социализации и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества на занятиях в творческой мастерской «Солнце вокруг» на базе КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж.
Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческий потенциал, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из главных задач Хабаровского технологического колледжа является социальная адаптация и интеграция студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в учебный коллектив колледжа. Если для обычного студента социальная адаптация в новом учебном коллективе представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» студенту погружение в общество — это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создает для этого педагогический коллектив.
Перед педагогическим коллективом стоят очень ответственные задачи: с одной стороны — создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в новый учебный коллектив; а с другой — стимулировать желание «особых» детей находится в этом коллективе и сформировать доверие к нему.
Всем студентам с ОВЗ необходимы такие вещи, как: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. И эту проблему можно решить через творческие занятия, так как это замечательная возможность для развития их творческого потенциала и социального общения. Занятия творчеством дают таким студентам возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность, обеспечивает ему «ситуацию успеха». Полученные знания и умения на занятиях творчеством могут в дальнейшей жизни таких студентов быть не только досугом, но и помочь в усвоении профессиональных знаний по специальности.
Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью [1].
Что мы понимаем под словом, «социализация», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. А адаптация — это ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям, именно через развитие творческих, способностей. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Студенты с особенностями развития, особенно те ребята, которые обучались в интернатах, имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении преподавателя или мастера производственного обучения. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного студента. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения профессиональных навыков сильно ограничены. Трудности в интеграции к новому учебному коллективу, в усвоении новых знаний и навыков по получаемой профессии приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто «новая» жизнь в профессиональном учебном заведении для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием для интеграции в учебный коллектив.
Социальная адаптация и интеграция в новый учебный коллектив студентов с ОВЗ с помощью технологий развития творческого потенциала понимается как процесс вовлечения и приобщения обучающегося к сфере образного восприятия и понимания окружающих его людей.
В КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж» данное направление — адаптация студентов с ОВЗ — реализует творческая мастерская «Солнце вокруг». В мастерской проводятся творческие занятия как руководителем, так и студентами, обучающимися по профессии «Социальная работа». При проведении творческих занятий студентами адаптация и интеграция студентов с ОВЗ проходит наиболее успешно. Так как при проведении таких занятий студент с ОВЗ чувствует себя таким же как и все, что подтверждает одно из правил: «студент с ОВЗ ничем не отличается от здорового студента» Для студента с ограниченными возможностями очень важно его принятие обществом: сверстниками, преподавателями и трудовым коллективом в дальнейшем.
При проведении творческих занятий в мастерской со студентами с ОВЗ было проведено исследование, как развитие творческих способностей влияют на уровень успешности «особенных» студентов и их интеграция в новый учебный коллектив.
На начальном этапе исследования (диагностический) с помощью разработанной анкетой творческой группой студентов и методики Г. Дэвиса определили уровень творческих способностей студентов с ОВЗ и их предпочтения в творчестве. Далее на основании полученных результатов совместно с преподавателем разработали программу творческой мастерской. В программе присутствуют такие направления как, декоративно-прикладное искусство, рисование, лепка, коллажирование. Также было уделено внимание и формированию коммуникативных навыков через проведение тренингов. Так как большинство ответов (58 % и 32 %) отдали предпочтение декоративно-прикладному искусству и рисованию, в программе упор сделан именно на данные направления.
После первичной диагностики была разработана и апробирована программа творческой мастерской. Программа направлена на повышение творческого потенциала обучающихся с ОВЗ, эффекта социальной адаптации и интеграции в учебный коллектив студентов с инвалидностью и ОВЗ через занятия в творческой мастерской, созданной в КГА ПОУ «Хабаровский технологический колледж».
К основным мероприятиям программы творческой мастерской «Солнце вокруг» относятся: проведение творческих занятий по развитию когнитивных способностей студентов с ОВЗ и инвалидностью; проведение мастер-классов участниками мастерской для детей-инвалидов и с ОВЗ; творческие фестивали, конкурсы и выставки; уроки добра и творчества; викторины; настольные игры; проведение творческих, профилактических занятий по улучшению социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, проживающих в общежитии.
После проведенных занятий в мастерской для развития творческого потенциала у обучающихся с ОВЗ было проведено повторное диагностическое исследование с целью определения эффективности данных занятий. Результаты первичной диагностики мы сравнили с результатами, полученными при вторичной диагностики. Результаты показали, что участники мастерской получили высокие результаты на 13 % больше чем при первичной диагностики. Также хочется отметить, что низкий уровень развития творческих способностей снизился на 4 %.
При оценке эффективности программы, направленной на развитие творческого потенциала обучающихся, а также проведенного интервьюирования среди участников с ОВЗ, преподавателей, воспитателей общежития, мы получили следующие результаты:
обучающиеся — участники мастерской стали более любознательны. Как отметили ребята «мы теперь стали интереснее»;
воображение студентов с ОВЗ улучшилось, то есть, если раньше им было трудно придумать какую-либо композицию, украсить ее (у данной категории обучающихся была проблема с украшением объекта творчества), то после занятий студенты могли предложить несколько вариантов украшения объекта, решения задачи;
ребята перестали боятся высказывать свою точку зрения, снизилась тревожность;
повысился интерес к обучению.
Таким образом, мы, будущие социальные работники, педагоги не имеем возможность помочь студентам с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему — расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе.
Занимаясь творчеством, студенты с ОВЗ знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в выбранной профессии и в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Литература:
- Кононова Л. И. Творческий потенциал человека как объект социальной работы. — М.: Союз, 2002. — 260 с.
- Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. — Казань, Центр инновационных технологий: 2015. — 180 с.
- Технология социальной работы: учебник для бакалавров / под редакцией Е.И Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: «Дашков и КО», 2018. — 120 с.