В статье рассматриваются причины возникновения детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации. Также указывается необходимый комплексный подход, позволяющий противодействовать данному негативному явлению, который затрагивает органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической среды.
Ключевые слова: семья, детская беспризорность, безнадзорность, дети, одиночество, несовершеннолетние.
Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных детей. По разным подсчетам, в нашей стране количество беспризорников составляет от 2 до 5 млн. человек. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.
Безнадзорные дети — дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Не редко безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из членов семьи, но связи эти хрупки и часто находится под угрозой атрофии и разрушения.
Говоря о причинах детской беспризорности и безнадзорности выделяются прежде всего: проблемы в экономической сфере, на фоне кризиса, безработица, обнищание широких слоев населения, чье большинство живет за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата поколениями моральных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний.
Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.
Ежегодно несовершеннолетними совершается более 100 тысяч общественно опасных деяний, значительная часть которых может быть отнесена к категории тяжких и особо тяжких.
Очевидно, что к таким подросткам обществом должны быть применены необходимые меры воздействия и перевоспитания. Между тем, далеко не всегда это возможно, поскольку во многих регионах России отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для данной категории подростков. В результате многие из таких детей, оставаясь в привычной для них среде, не только сами совершают новые преступления, но и вовлекают в преступную деятельность своих сверстников.
У безнадзорных детей связь с семьей очень зыбкая и хрупкая, и потому может оказаться полностью атрофированной и утраченной отсутствие должного ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности в семье создают реальную угрозу психическому, соматическому и нравственному здоровью подрастающего поколения, что впоследствии может нанести ущерб здоровью общества в целом. Предоставленные самим себе, беспризорные дети забрасывают учебу, попадают в неблагонадежные компании, бесцельно и непродуктивно проводят время.
Основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия. Большинство подростков, характеризующихся длительным периодом безнадзорности, считают именно такую «свободу» главной ценностью для себя.
Выделяет три основные категории причин развития детской безнадзорности и беспризорности: социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические причины.
К социально-экономическим относятся факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.
Социально-психологические причины связаны с кризисом семьи, увеличением разводов, с утерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, а порой и сексуальными домогательствами со стороны взрослых.
Кризис института семьи обусловлен не только бедностью, но и неблагоприятными условиями внутрисемейной жизнедеятельности, разрушением нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Как правило, наиболее подвержены опасности кризиса семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных. В ряде случаев причиной безнадзорности становятся разводы родителей, которые, травмируя психику ребенка, порождают у него стремление к автономизации и сведению контактов с родителями до минимума.
В результате кризиса современной семьи ослабляется ее воспитательный потенциал, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие целости, сплачивающие членов семьи в единую социальную целостность. В результате возрастает число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницах теперь лечат малолетних детей, оставшихся без присмотра и пищи. Увеличивается число детей из неблагополучных семей, в которых родители по разным причинам потеряли способность накормить и одеть ребенка, дать образование и заниматься воспитанием. Пьянство, наркомания, аморальный образ жизни, отказ от содержания и воспитания детей — это еще ряд причин, усугубляющих и без того сложную картину безнадзорности.
Следует отметить, что для выхода из сложившейся ситуации необходим комплексный подход, затрагивающий органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической среды. На наш взгляд, необходимо осуществить следующие мероприятия:
следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями, участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации;
необходимо создать специальный орган управления, отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций;
ужесточить контроль за полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;
привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми;
ввести общегосударственную систему учета (банк данных) беспризорных и безнадзорных детей, в том числе не работающих и неучащихся детей;
внедрить системы индивидуального комплексного сопровождения (патронажа) каждого ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, контроля за его развитием в государственном и негосударственном учреждении, в приемной и опекунской семье;
создать федеральное министерство по работе с семьей и молодежью, а также управленческие структуры на региональном уровне.
Таким образом, проблема беспризорности и безнадзорности детей весьма сложная и многосторонняя, в связи с чем ее решение займет длительный период и потребует объединения усилий всех общественных сил.
Литература:
- Антонова Е. М. Принципы и проблемы детской и подростковой безнадзорности / Е. М. Антонова //Вестник Филиалла РГСУ в г. Чебоксары. –2019. — № 1 (1221). — С. 18–27.
- Ленина И. Профилактика безнадзорности / И. Ленина // Социальная работа. –2020. — № 4. — С. 31–33.
- Максимова Н. Л. Психолого-педагогические проблемы безнадзорности детей в ЧР / Н. Л. Максимова // Социально-экономические проблемы региона и пути их решения. — Чебоксары, 2017. –Выпуск 3. — С. 177–183.