Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морин, А. Е. Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде / А. Е. Морин, А. С. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83590/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника.

Ключевые слова: наставник, soft skills, адаптация, наставничество.

На сегодняшний день внедрение Целевой модели наставничества в образовательные организации Хабаровского края является одним из актуальных вопросов образования и воспитания.

Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формирование профессиональных компетенций и «мягких» навыков. Обеспечение высокого уровня включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы, формирование системы студенческого сообщества представляется особенно эффективным через внедрение Целевой модели наставничества.

Анализ литературы свидетельствует о том, что деятельность наставников изучали многие исследователи, такие как Батышев С. Я., Гичан И. С., Иконникова С. Н., Лебедева Л. В., Филатова Е. В. и многие другие [2].

Однако реализация Целевой модели наставничества в студенческой среде, основанная на принципе «равный — равному» (форма «ученик-ученик/студент-студент» недостаточно изучена научным сообществом и представляет для нас особый интерес.

В нашей научно-исследовательской работе рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник», реализующего Целевую модель наставничества в образовательной организации КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Срок реализации проекта: сентябрь 2020 — июнь 2021.

Актуальностьпроекта «Наставник» обусловлена следующими факторами:

 необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательные организации Хабаровского края [1];

 отсутствием формы наставничества «студент-студент» в ГАСКК МЦК при наличии высокой потребности со стороны обучающихся;

 необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность, индивидуального сопровождения;

 потребностью производственных предприятий в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills).

Цель проекта «Наставник» адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников проекта посредством внедрения Целевой модели наставничества в КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент» через проведение мероприятий в период 2020–2021 учебного года.

В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса.

Организаторами и ведущими мероприятий (наставниками) выступают студенты старших курсов колледжа. Представлены современные формы работы с обучающимися. Предполагается привлечение стейкхолдеров, выход проекта за пределы образовательной организации, трансляция в СМИ.

C:\Users\6FCB~1\AppData\Local\Temp\image-11-05-21-01-32.jpeg

A person standing in front of a white board

Description automatically generated with medium confidence

Представленные в ходе реализации проекта мероприятия направлены на организацию продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент-студент», «учебная группа студентов старших курсов — учебная группа студентов младших курсов».

Результатом работыявляется разработка продукта — дорожной карты, программы проекта и дайджеста мероприятий.

В ходе работы достигнуты следующие результаты:

  1. Изучены теоретические материалы, нормативные документы, связанные с вопросом наставничества, рассмотрены основные понятия
  2. Исследован уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в колледже и проведён анализ запросов студентов 1 курсов с целью выявления их потребностей в наставнике
  3. Проведено анкетирование студентов 4 курсов КГА ПОУ ГАСКК МЦК с целью выявления интереса к наставнической деятельности, возможностей стать наставником
  4. Организована работа проектной команды наставников и наставляемых и проведён (промежуточный) анализ эффективности внедрения проекта в студенческой среде колледжа.

Анализ данных анкет, беседы, наблюдения, опроса позволяет сделать вывод, что внедряемая практика наставничества даёт положительный результат: наставляемые развили свои «мягкие» навыки, раскрыли творческие, организаторские способности, переходя из категории «зрители» в категорию «соучастники» и «соорганизаторы».

В результате реализации проекта «Наставник» достигнуты положительные показатели работы: наблюдается повышение уровня адаптированности студентов (Таблица 1): на 7 % увеличилось количество студентов с показателем «средний уровень адаптированности в группе», на 3 % повысилось количество студентов с показателем «высокий уровень адаптированности в группе».

Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой)

Рис.1. Динамика показателей адаптации студентов к группе (по методике Т. Д. Дубовицкой)

Проектная команда представляет работу по нескольким направлениям: волонтёрская деятельность, основы финансовой грамотности, здоровьесбережение, культурно-просветительские мероприятия.

Представленный в ходе исследовательской работы проект является инновационным, уникальным, так как направлен на внедрение новых или значительно улучшенных практик, методов в деятельность образовательной организации, внедрение актуальных практик наставничества.

Проект предполагает дальнейшее расширение целевой аудитории, привлечение новых партнёров, увеличение количества мероприятий, варьирование форм организации мероприятий, привлечение обучающихся не только нашего учебного заведения, а также школ, студентов других ПОО, ВОО нашего города и Хабаровского края.

Приспособление к новым условиям жизни и деятельности в колледже сопровождается преодолением первокурсниками различных трудностей: студентам приходится привыкать к новой системе обучения, коллективу, системе отношений с преподавателями, условиям жизни, новой социальной роли. Со многими проблемами студенты первого курса не в силах справиться самостоятельно.

Проект «Наставник» позволяет решить проблему адаптации студентов к жизни в колледже, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющими профессиональными компетенциями и soft skills.

Литература:

  1. Распоряжение Министерства Образования и науки Хабаровского края от 10.09.2020 г. — № 887 «Об утверждении региональной методологии (Целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в Хабаровском крае».
  2. Филатова Е. В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования / Е. В. Филатова // Вестник КемГУКИ. — 2018. — № 18. — С.198.
Основные термины (генерируются автоматически): Целевая модель наставничества, образовательная организация, Хабаровский край, внедрение, качество наставника, курс, пилотный проект, студент старших курсов, условие жизни, условие обучения.


Похожие статьи

Подготовка педагогов к реализации эдьютейнмента в дошкольной образовательной организации

В статье представлено обоснование актуальности и необходимости обучения педагогов, для внедрения новой технологии обучения.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Сценарий педагогического баттла между молодыми специалистами и наставниками «Ступени педагогического мастерства»

В статье авторы рассказывают о инновационной форме работы по наставничеству в дошкольной организации, которая помогает наладить межличностные отношения молодого педагога и педагога-наставника.

Проектная деятельность на английском языке как средство реализации современных принципов обучения

В статье обсуждается важность развития у школьников умений самостоятельной работы над проектом на английском языке, формирования как мягких, так и цифровых навыков посредством дистанционной работы в онлайн-сервисе Google.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Деловая игра «Шаг в профессию»

В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Похожие статьи

Подготовка педагогов к реализации эдьютейнмента в дошкольной образовательной организации

В статье представлено обоснование актуальности и необходимости обучения педагогов, для внедрения новой технологии обучения.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Сценарий педагогического баттла между молодыми специалистами и наставниками «Ступени педагогического мастерства»

В статье авторы рассказывают о инновационной форме работы по наставничеству в дошкольной организации, которая помогает наладить межличностные отношения молодого педагога и педагога-наставника.

Проектная деятельность на английском языке как средство реализации современных принципов обучения

В статье обсуждается важность развития у школьников умений самостоятельной работы над проектом на английском языке, формирования как мягких, так и цифровых навыков посредством дистанционной работы в онлайн-сервисе Google.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Деловая игра «Шаг в профессию»

В статье представлено описание авторской разработки – деловой игры, направленной на формирование у обучающих soft- и hard-компетенций.

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Воспитательная работа на дистанционном обучении

В статье автор размышляет на тему организации воспитательной работы с классом в рамках дистанционного обучения, обозначает основные трудности, с которыми может столкнуться педагог. Помимо этого, автором предлагается ряд форм и методов взаимодействия ...

Задать вопрос