В статье представлены результаты анализа положительных и отрицательных сторон процесса информатизации общества и образования.
Ключевые слова: информатизация, общество, информационное общество, компьютерные телекоммуникации, информационная культура, информатизация образования.
Средства коммуникации — телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации — технологическая основа информационного общества. Новые современные технологии окутали мир и полностью погрузили общество к глобальным информационным сетям, с помощью которых мир открывается и преобразовывается намного ярче, доступнее, с точки зрения международного информационного обмена.
Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио и видео средствами. [2]
Современные исследования в области применения компьютеров в обучении развиваются, в основном, в рамках нескольких основных направлений, которые можно обозначить следующим образом: интеллектуальные обучающие системы; учебные мультимедиа и гипермедиа; учебные среды, микромиры и моделирование; использование компьютерных сетей в образование; новые технологии для обучения конкретным дисциплинам.
Обучение, которое можно получить на расстоянии в любое удобное время для человека одно из лучших парадоксальных явлений, на мой взгляд, можно пройти курсы и получить дополнительное образование, при этом не уходить с основной работы.
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее для обработки и передачи с помощью информационных технологий, современных технических средств и методов. [2,с.15]
Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основными аналитическими переработки информации;
в умение работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
При использовании информатизации необходимо пристальное внимание уделить образованию, ведь при правильном использовании ИКТ можно развить информационную культуру человека, что не мало важно в информационном обществе. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.
В сфере информационного общество необходимо рассмотреть несколько проблем, которые могут повлиять на развитие внедрения новых современных информационных технологий: инновационные технологии, связанные с информативными источниками, могут внедряться и разрушать приватную жизнь отдельных личностей общества; проблема сортировки качественной и достоверной информации от информационного «мусора»; при помощи информации можно совершить высокотехнологичные преступления; существует проблема адаптации к сфере информационного общества и технологий; уменьшение количества доступных рабочих мест приведёт к массовой безработице; возникнут массовые «информационные войны»; чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье.
Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. [1]
Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.
Повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования.
Сформированная информационная культура открывает перед людьми принципиально новые возможности для самореализации. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций, четкого выявления точек применения усилий.
За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность.
Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, студентов и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и обучающихся, активизировать их творческий потенциал.
Таким образом, присутствие информационного общества на планете имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Процесс эволюции и совершенствования необратим, поскольку люди быстро привыкают ко всем новшествам. В ближайшем будущем возникнет заветный доступ к проверенным ресурсам, которые станут палочкой-выручалочкой в каких-либо обыденных вещах. Это даст высочайший уровень автоматической обработки информации во всех сферах, нужных человеку для высококачественной и лёгкой жизнедеятельности.
Литература:
- Апель А. Н. Информатика: краткий курс лекций / А. Н. Апель. — СПб., 2013. — 236 с.
- Бокова И. В., Дядичко С. П., Крымова И. П., Мусина Л. А., Резник И. А. Информатизация. — О.: Оренбург, 2004. — 268 с.