Информатизация общества и образования: плюсы и минусы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Первых, В. Е. Информатизация общества и образования: плюсы и минусы / В. Е. Первых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 58-59. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83591/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены результаты анализа положительных и отрицательных сторон процесса информатизации общества и образования.

Ключевые слова: информатизация, общество, информационное общество, компьютерные телекоммуникации, информационная культура, информатизация образования.

Средства коммуникации — телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации — технологическая основа информационного общества. Новые современные технологии окутали мир и полностью погрузили общество к глобальным информационным сетям, с помощью которых мир открывается и преобразовывается намного ярче, доступнее, с точки зрения международного информационного обмена.

Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио и видео средствами. [2]

Современные исследования в области применения компьютеров в обучении развиваются, в основном, в рамках нескольких основных направлений, которые можно обозначить следующим образом: интеллектуальные обучающие системы; учебные мультимедиа и гипермедиа; учебные среды, микромиры и моделирование; использование компьютерных сетей в образование; новые технологии для обучения конкретным дисциплинам.

Обучение, которое можно получить на расстоянии в любое удобное время для человека одно из лучших парадоксальных явлений, на мой взгляд, можно пройти курсы и получить дополнительное образование, при этом не уходить с основной работы.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией, использовать ее для обработки и передачи с помощью информационных технологий, современных технических средств и методов. [2,с.15]

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

 в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

 в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

 в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

 во владении основными аналитическими переработки информации;

 в умение работать с различной информацией;

 в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

При использовании информатизации необходимо пристальное внимание уделить образованию, ведь при правильном использовании ИКТ можно развить информационную культуру человека, что не мало важно в информационном обществе. Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование.

В сфере информационного общество необходимо рассмотреть несколько проблем, которые могут повлиять на развитие внедрения новых современных информационных технологий: инновационные технологии, связанные с информативными источниками, могут внедряться и разрушать приватную жизнь отдельных личностей общества; проблема сортировки качественной и достоверной информации от информационного «мусора»; при помощи информации можно совершить высокотехнологичные преступления; существует проблема адаптации к сфере информационного общества и технологий; уменьшение количества доступных рабочих мест приведёт к массовой безработице; возникнут массовые «информационные войны»; чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье.

Информатизация образования имеет ряд дополнительных достоинств. В совокупности они позволяют говорить о системном влиянии информатизации на образование. [1]

Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих процессов ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования.

Повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования. Развиваются креативные способности педагогов и учащихся, их знания, умения и навыки самообразования.

Сформированная информационная культура открывает перед людьми принципиально новые возможности для самореализации. Сокращаются временные, психологические и иные нагрузки за счет автоматизации рутинных операций, четкого выявления точек применения усилий.

За счет внедрения информационных технологий учебный процесс становится более индивидуализированным и дифференцированным, следовательно, более эффективным. Навыки работы на компьютере, умение искать нужную информацию в Интернете повышает мотивацию к учебе, ее результативность.

Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие педагогов, студентов и родителей. Современные коммуникационные средства помогают превратить передачу знаний в совместную учебную деятельность, сблизить позиции педагогов и обучающихся, активизировать их творческий потенциал.

Таким образом, присутствие информационного общества на планете имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Процесс эволюции и совершенствования необратим, поскольку люди быстро привыкают ко всем новшествам. В ближайшем будущем возникнет заветный доступ к проверенным ресурсам, которые станут палочкой-выручалочкой в каких-либо обыденных вещах. Это даст высочайший уровень автоматической обработки информации во всех сферах, нужных человеку для высококачественной и лёгкой жизнедеятельности.

Литература:

  1. Апель А. Н. Информатика: краткий курс лекций / А. Н. Апель. — СПб., 2013. — 236 с.
  2. Бокова И. В., Дядичко С. П., Крымова И. П., Мусина Л. А., Резник И. А. Информатизация. — О.: Оренбург, 2004. — 268 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, информационная культура, образование, общество, система образования, счет автоматизации, умение.


Похожие статьи

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Анализ экономических условий развития информационных технологий

В статье представлено понятие «информационное общество» и «информационные технологии». Проведен анализ необходимых экономических условий для развития информационных технологий.

Внешние и внутренние факторы информатизации образования

В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних фактор...

Влияние информационных технологий на образовательную систему

В статье рассматривается влияние информационных технологий на образовательную систему в современном мире, а также анализируются положительные и отрицательные последствия цифровизации образования.

Роль цифровизации образовательного процесса

В данной статье рассмотрено понятие цифровизации, цели и задачи, основное содержание и роль цифровизации в образовании, а также определены основные плюсы и минусы цифровизации образовательного процесса.

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Влияние цифровизации на систему образования

В статье рассматривается анализ влияния цифровизации на систему образования. Проанализирован научный взгляд влияния цифровизации на систему образования. Выявлены плюсы и минусы влияния цифровизации на образование. Описаны перспективы и тенденции влия...

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Цифровая трансформация государственного управления

В статье автор проводит анализ прогресса в области цифровой трансформации государственного управления и дает основные рекомендации по улучшению этого процесса.

Упрощение и концентрация цивилистического процесса в контексте цифровизации

В данной работе авторы рассматривают вопросы цифровизации цивилистического процесса, а именно внедрение, распространение и проблемы, возникающие при использовании информационных технологий.

Похожие статьи

Информатизация образования

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Анализ экономических условий развития информационных технологий

В статье представлено понятие «информационное общество» и «информационные технологии». Проведен анализ необходимых экономических условий для развития информационных технологий.

Внешние и внутренние факторы информатизации образования

В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы информатизации образования, уделено внимание политическим, экономическим, технологическим и социально-культурным факторам информатизации образования. Особое внимание уделено роли внутренних фактор...

Влияние информационных технологий на образовательную систему

В статье рассматривается влияние информационных технологий на образовательную систему в современном мире, а также анализируются положительные и отрицательные последствия цифровизации образования.

Роль цифровизации образовательного процесса

В данной статье рассмотрено понятие цифровизации, цели и задачи, основное содержание и роль цифровизации в образовании, а также определены основные плюсы и минусы цифровизации образовательного процесса.

«Цифра» и организация образовательного процесса: перспективы и проблемы

В статье рассматриваются вопросы внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в процесс организации и осуществления общего образования, а также проблемы, препятствующие эффективной организации образовательного процесса н...

Влияние цифровизации на систему образования

В статье рассматривается анализ влияния цифровизации на систему образования. Проанализирован научный взгляд влияния цифровизации на систему образования. Выявлены плюсы и минусы влияния цифровизации на образование. Описаны перспективы и тенденции влия...

Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с различных точек зрения — представлены мнения представителей технических, медиц...

Цифровая трансформация государственного управления

В статье автор проводит анализ прогресса в области цифровой трансформации государственного управления и дает основные рекомендации по улучшению этого процесса.

Упрощение и концентрация цивилистического процесса в контексте цифровизации

В данной работе авторы рассматривают вопросы цифровизации цивилистического процесса, а именно внедрение, распространение и проблемы, возникающие при использовании информационных технологий.

Задать вопрос