В статье рассматриваются вопросы, связанные проблемами семейных ценностей, которые играют основную роль в становлении современного общества.
Ключевые слова: неполная семья, материнская семья, отцовская семья, многодетная семья, малоимущая семья, воспитание, социализация, правовые гарантии, правовая поддержка, криминогенность.
Семья — это сложное социальное образован, ведь исследователи рассматривают его как институт и малую социальную структуру. Именно поэтому глава государства — В. В. Путин на встрече с представителями общественников высказал позицию, что «Высшего счастья для человека, чем воспитание ребенка, в мире не существует». Его слова подчеркивают, что в центре процесса стоят семейные ценности. [5]
Роль семейных отношений в современном мире довольно велика. Ведь понятие «семья» включает социокультурное явление, без которого сложно представить будущее современного общества. Парадоксально, но исследователи не выделяют точной и однозначной дефиниции данного понятия, а это значит, что рассматривать ячейку общества следует комплексно, с точки зрения различных позиций. Как показывает научная практика, влияние семейных взаимосвязей на человека может достигать до 40 %, исходя из совокупности всех составляющих нашей жизни, а это относительно большой показатель. Сложился такой стереотип, что семья без детей — это территория, лишенная центрального элемента, каких — либо положительных гарантий, поскольку одна из основных функций создания семьи — репродуктивная.
Проблемы демографии — один из главных вызовов, которые возникают перед органами государственной власти. По словам Президента, Владимира Путина: судьба России, ее историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет. По мнению главы государства, гарантом развития страны являются, в первую очередь, дети. [4] В Российской Федерации материнство, отцовство и детство защищены государством, именно так определено в ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации. [2] Законодатель закрепил норму с целью укрепления семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи. Обеспечение интересов детей является предметом особой заботы родителей. Способы воспитания направлены исключить любое пренебрежение, грубое либо жестокое обращение. Государство признает свою меру ответственности перед родителями и детьми. В Конституции Российской Федерации, а именно в ч.1. ст. 38, раскрывается конституционный принцип о значимости семьи в обществе. Помимо данной правовой нормы, ч.2 ст.7 предусматривает наличие определенных государственных мер поддержки семьям, которые имеют детей. [1]
Зачастую, безответственный подход к планированию семьи, снижение количества времени, которое родители уделяют в общении с ребенком либо отсутствие готовности возложить ответственность быть родителем накладывают отпечаток на формирование личностных характеристик подрастающего ребенка. Все это в последующем приводит к негативным последствиям, дети не осознают свое предназначение и меру социальной культуры. Проблемы семей существовали всегда, ведь на каждом этапе они различны в силу постоянной мобилизации человеческих потребностей. Возникает необходимость в управленческом реформировании семьи, которая наиболее сильно нуждается в поддержке и модернизации.
Рассмотрим, что представляет собой понятие «неполная семья» с точки зрения психологического аспекта. По мнению А. Г. Волкова неполная семья характеризуется как неполное ядро, поскольку внутренние отношения составляют один из родителей, не состоящий обычно в браке, и ребенок. [8]
В одной из научных работ я отмечала, что так называемые неполноценные семьи в целом не являются проблемой для общества. Здесь стоит помнить, что все мы разные с точки эмоционального и психологического состояния, возможно, когда один из родителей покидает семью — второй склонен по тем или иным причинам пойти на крайнюю меру, отказаться от ребенка, мотивируя это слишком большой ответственностью, с которой одному нелегко справиться. Но, такое восприятие трудной ситуации далеко не у всех, и, на мой взгляд, если брать обобщенную картину — в мире есть более серьезные проблемы. Неполная семья сталкивается с рядом трудностей и проблем, но имеет возможность для полноценного воспитания детей. Важно учитывать эмоциональное состояние и развитие, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, не отставал в процессе социализации от своих сверстников. [7]
Как верно и справедливо отметил уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на Пятом съезде детских омбудсменов: у нас по данным статистики, число неполных семей выросло до 30 %, всего их 6, 2 миллиона. В стране 5,6 миллиона матерей одиночек и 634,5 тысячи отцов — одиночек. Около 9,5 тысячи одиноких родителей самостоятельно воспитывают пять и более детей. [6] Исходя из этого, я могу сделать вывод, что, к сожалению, число неполных семей возросло, и самым немаловажным фактором является частое одиночное воспитание у женщин, нежели у мужчин. Возможно, это связано с тем, что отцы чаще оставляют свои семьи на единоличный контроль матери, может быть в силу отсутствия в полной мере чувства ответственности у мужчин. Но, следует заметить — не всех родителей отцов мы относим к данным категориям, статистика отражает полноценную обобщенную картину. Правовая сторона понятия подразумевает государственные правовые гарантии. Защита неполной семьи, и прав детей, в нашей стране реализуется в соответствии с различных отраслей права.
В отдельную категорию ученые выделяют так называемые «расширенные неполные семьи». К сожалению, в последнее время их число стремительно увеличивается. В результате потери родителей по различным причинам (лишение материнских прав, отбывание наказания в местах лишения свободы и т. д.) воспитанием занимается старшее поколение — бабушки и дедушки.
Наиболее остро, на мой взгляд, выделяются жилищные, материальные проблемы и проблемы трудоустройства. Безусловно, они взаимосвязаны между собой. Имея один трудовой доход, семья считается малообеспеченной. Это одно из следствий проблемы трудоустройства. Родителю необходима постоянная, оплачиваемая работа с возможностью свободного графика. Самое главное — обеспечить достойный уровень жизни своим детям. С точки зрения трудового права данный аспект регламентируют нормы, закрепляющие возможность перейти на труд в условиях неполного рабочего времени (ст. 93 ТК РФ); письменное согласие для работы в ночной период, сверхурочный труд, поездки и командировки, привлечение в выходные и праздники (ст. 259, 96 ТК РФ); в необходимое время предоставляется перерыв от работы без сохранения оплаты за период 14 дней (ст. 263 ТК РФ). [3] Во всех неполных семьях существует невозможность раздела жилищной площади. Одинокий родитель с ребенком вынужден жить со своими родителями, поскольку не имеет возможности самостоятельно удовлетворить свои потребности в жилье. На мой взгляд, проблема имеет пути решения: предоставление льготной ипотеки с минимальным годовым процентом; разработка социальных программ, которые в полной мере способны были бы обеспечить жильем семьи в случае острой необходимости.
При разводе привычная роль супругов утрачивает свое значение, снижается самооценка на фоне эмоционального потрясения, которые в дальнейшем могут сопровождаться трудностями финансового характера. Дети, зачастую, являются свидетелями и участниками семейных событий. Родители, которые разведены, вынуждены проживать совместно, а это повод для конфликтной ситуации, которая может послужить психологическим барьером. У детей в последующем возникают проблемы в процессе социализации, способные привести к негативному отношению в процессе общения. Необходимо своевременно принимать меры, разрешать ситуации посредством конструктивного диалога, чтобы ребенок основывался на положительном опыте в какой — либо пройденной ситуации.
Любая проблема имеет возможности успешного решения, особенно если она затрагивает семейные взаимоотношения. Государство и общество всегда стремилось к их улучшению. Нормативно — правовые акты в любой ситуации позволяют грамотно кодифицировать те или иные нормы, но законодателю стоит обратить внимание на некоторые аспекты и, на мой взгляд, более подробно их раскрыть, причем в разных отраслях. Потому как неполные семьи является предметом нескольких правовых категорий.
Я придерживаюсь позиции, что не только государство вносит вклад в развитие неполных семей, но и общество служит ярким примером в обеспечение комфортного процесса социализации. Да, в некоторых случаях у детей возникают сложности адаптации в социуме из-за отсутствия полноценного второго родителя, вкладывающего огромную роль в воспитание ребенка как личности. Но, на мой взгляд, все зависит также и от особенностей характера либо наследственных признаков. Конечно, отношения в семье имеют большой смысл, особенности которого непосредственно отражаются на личностных качествах детей, и содержат многочисленные позиции, точки зрения как с социальной, психологической, так и с правовой сторон.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек 1993 г.// http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
- Семейный кодекс Российской Федерации: 29 дек 1995 г. № 223 — ФЗ// Российская газета. — 1996. — № 17.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: от 30 дек 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. — 2001. — № 256.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/.
- РИА Новости, Встреча Президента РФ с представителями общественности в Иваново. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20200306/1568259012.html.
- РИА Новости, Пятый съезд детских омбудсменов — Павел Астахов. [Электронный ресурс]: https://ria.ru/20120426/635705515.html.
- Студенческий форум: научный журнал. — № 31 (124). Часть 2. М., Изд. «МЦНО», 2020. — 64 с.
- Нафикова Г. З. Понятие неполной семьи и ее типы / Г. З. Нафикова // Вестник Башкирского университета, 2009. — № 1. — С. 241–243.