Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Степаненко, Д. О. Подвиг Бондаря Игнатия Сидоровича, учащегося первого выпуска ФЗО 12 завода им. С. М. Кирова / Д. О. Степаненко, И. И. Котряга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83600/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье, появившейся на основе анализа данных музеев г. Хабаровска, Интеренет-ресурсов, содержащих сведения о подвиге народа в Великой Отечественной войне, исследованы сведения о подвиге героя-дальневосточника как примера героической истории Великой Победы, что вызывает чувства сопричастности, гордости; создание условий для сохранения памяти о героях, войны, славы русского оружия.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, подвиг, герои-дальневосточники, биографические сведения о герое, слава русского оружия.

Актуальность работы обуславливается тем, что подвиг народа в Великой Отечественной войне бессмертен, слава его неувядаема, несмотря на негативные вызовы современного мирового сообщества. Имена героев-дальневосточников должны быть известны современной молодежи как условие непрерывности Вахты Памяти Победы.

Цель исследования: обобщить исследования о подвиге героя-дальневосточника Бондаре Игнатии Сидоровиче. Для достижения данной цели необходимо было: проследить героический боевой путь, изучить литературу по вопросам вооружения подразделения, где воевал герой, уточнить место захоронения; соотнести с понятием «подвиг».

Сегодня, когда пытаются исказить историю о Великой Отечественной войне, становится необходимым находить факты, подтверждающие вклад русского народа в величие Победы на примере одного героя нашей малой Родины.

Многие хабаровчане знают имя Героя Советского Союза Бондаря Георгия Герасимовича. Его именем названа улица в нашем Краснофлотском районе. Но есть еще один герой с такой же фамилией, погибший в годы Великой Отечественной войны, имя которого также связано с Краснофлотским районом, но сведения о нем неизвестны.

Мы предположили, что расширение информационного поля по исследованию героической истории Великой Победы, «рассыпанной» по всем уголкам России, в том числе моей малой Родины, вызывает чувства причастности, гордости за подвиг соотечественника.

Методы, используемые в работе: анализ, синтез, систематизация, описание, соблюдение единства исторического и логического. Внедренческий этап: проведение заочных экскурсий по местам, хранящим память о герое-дальневосточнике Краснофлотского района.

Этапы работы: создание поисковой группы (работаем совместно с колледжем водного транспорта и промышленности); направления взаимодействия: школьные музеи гимназии № 8, политехнического лицея, филиал 2-й централизованной системы массовых библиотек.

Результат: подготовлены письма-запросы в Германию, где захоронен герой; посещены музеи, подготовлены письма об установке памятной доски в честь подвига соотечественника; проведены заочные экскурсии в студенческой среде, среди представителей МОО г. Хабаровска.

Практическая значимость: среди молодежи будет проведена информационная работа по увековечиванию памяти о подвиге героя Бондаря И. С.

Что такое подвиг? Порой немецкие командиры приходили в ужас от ярости и упорства, отваги и героизма простых русских солдат. Один из немецких офицеров говорил: «Когда идут в атаку мои танки — земля дрожит под их тяжестью. Когда идут в бой русские — земля дрожит от страха перед ними”. Это подтверждает мысль о массовом героизме на полях сражений славных русских воинов. Да, они совершили подвиг, умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие — подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь, что соответствует понятию «подвиг» (содержится в словарях Ожегова, Ушакова, Даля, Ефремовой, словарях военных терминов).

Бондарь Игнатий Сидорович. Интерес к этому герою у нас возник потому, что Игнатий Сидорович был учащимся первого выпуска ФЗО № 12 завода имени С. М. Кирова. Хабаровский технический колледж является правопреемником этого учреждения. В 2007 г. монтажный техникум и ПТУ № 3 (до 1963 г. ФЗО № 12) объединены в ГОУ СПО «Хабаровский технический колледж», ставший Хабаровским техническим колледжем.

Часть документов героя сохранились в музее училища № 3. С помощью базы данных «ОБД Мемориал», «Память народа» удалось уточнить место рождения Бондаря И. С., подразделение в котором он воевал и его боевой путь, выявить сведения о наградах.

Бондарь Игнатий Сидорович родился в 1924 не в Хабаровске, как было указано в некоторых документах, а в Иркутской области, Тулунском районе, д. Верхне-Бурбук. В Хабаровск семья переехала в 30-е годы.

В это время в районе Осиповской пади началось строительство судостроительного завода. Заводу требовались рабочие кадры. В апреле 1933 года на территории завода ученичества № 12 (школа ФЗУ, переименована в школу ФЗО № 12 (школа фабрично-заводского обучения при заводе им. С. М. Кирова). Сюда и поступил Бондарь Игнат, окончил это учебное заведение и до призыва в армию работал на заводе. Хабаровский завод им. Кирова вёл сборку тяжёлых мониторов, производил зажигательные бомбы, морские мины, выполнял ремонт и модернизацию кораблей Краснознаменной Амурской флотилии. Как и вся страна, завод работал для фронта, и наш герой выполнял свой трудовой подвиг, обучившись в ФЗО, посвятив себя технике. А затем был призван на фронт. В Красной Армии с 1943 года (призывался Кировским военкоматом г. Хабаровска).

Были выявлены сведения о награждении Игнатия Сидоровича орденом Красной Звезды. Из наградного листа известно, что Бондарь И. С. являлся наводчиком СУ-76 1221 самоходного артиллерийского полка 1-го Белорусского фронта. Участвовал в боевых действиях с 20.4.44.

Представить боевой путь героя-дальневосточника в качестве наводчика СУ-76 нужно было, изучив материалы об этой военной машине, что помогает воссоздать обстановку, приближенную к тому времени непосредственных боев, где участвовал Игнатий Сидорович.

Через достоверные ресурсы Интернет находим противоречивые сведения об установке, на которой служил герой-дальневосточник. «В свое время СУ-76 было принято ругать за слабое бронирование и открытую боевую рубку. Однако объективное сравнение с однотипными образцами убеждает, что СУ-76 мало в чем уступала немецким САУ подобного класса. Открытая рубка не позволяла отравиться пороховыми газами экипажу, обеспечивала лучший обзор и позволяла взаимодействовать с бойцами пехотных штурмовых отрядов. К сожалению, при попадании снаряда механик — водитель, располагавшийся рядом с бензобаком, часто сгорал заживо. Известно, что к машинам противника «Тигр» и «Пантера» сбоку СУ подойти было не просто». Вот такие положительные и отрицательные характеристики СУ-76.

Приведем еще факты. Опубликованы высказывания фашистов о героизме русских солдат: будучи ранеными, открыв люк горящей боевой машины, воины продолжали стрелять, зная, что их ждет неминуемая гибель. Есть свидетельства, что САУ СУ-76 побеждали немецкие танки «Пантера». Значит, в условиях трудностей (война, сильный враг, завоевавший Европу) совершают подвиги русские солдаты? (Исходя из словаря военных терминов: сложные условия, важность деятельности, преодоление невероятное ради огромного, ценного (Родины, семьи).

Вот как описан в документах подвиг Игнатия Сидоровича: «Старший сержант Бондарь наводчик самоходного орудия в боях по расширению и закреплению плацдарма на западном берегу реки Висла, действовал храбро и умело. Отлично овладев специальностью наводчика, быстро обнаруживал замаскированные огневые точки противника и метким огнем поражал их. Уничтожено: 4 огневые точки, крупнокалиберных пулеметов — 2, бронемашин — 1, до восьми гитлеровцев». За этот подвиг Бондарь И. С. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден орденом Красная Звезда». Итак, слагаемые подвига: знание специальности, преодоление невыносимых условий, грамотные действия. Несомненно, перед нами герой.

Еще награды воина. «Родина гордится Вашими подвигами! Товарищ старший сержант Игнатий Сидорович, приказом Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 19 января 1945 года № 233 за отличные боевые действия при овладении крупным промышленным центром Польши — городом Лодзь всему личному составу вашего соединения, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность. Еще одна благодарность. «Товарищ старший сержант, Бондарь Игнатий Сидорович, приказом Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 31 января 1945 года № 266 за отличные боевые действия при пересечении германской границы и вторжение в пределы Бранденбургской провинции всему личному составу Вашего соединения, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность». Это ли не подвиг? Смотрим в словарь военных терминов: «В сложных человеко-машинных системах, например, в авиации, подвиг в случае нештатных ситуаций основан на знании техники и ситуации. Основной лозунг подвига: «Действовать не напряженно или опасно, а действовать эффективно». Это относится и к нашему герою.

02.04 1945 года Бондарь И. С. был ранен и помещен в госпиталь, где умер от ран 10.05 1945 года и был похоронен на воинском кладбище в Германии в Хайнесдорфе.

В год, когда исполнилось 76 лет со дня Великой Победы, нам удалось собрать материалы о нашем воине-дальневосточнике, сложившем свою голову на чужой земле… Может, это станет нашим вкладом в дело сохранения Памяти о Победе, жертвах нашего народа, его Героях, которые смогли сломить сильного врага и подарить свободу Родине, другим странам. Строки А. Ахматовой из стихотворения «Победителям»: «Вот о вас и напишут книжки: «Жизнь свою за други своя…»; пусть не книжки, а строки мы написали…

Литература:

  1. Материалы музея бывшего училища № 3 и технического колледжа.
  2. Сайты «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа».
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, подвиг, хабаровск, Герой, Бондарь, Великая Победа, киров, Краснофлотский район, словарь военных терминов, старший сержант.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, подвиг, герои-дальневосточники, биографические сведения о герое, слава русского оружия

Похожие статьи

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается)

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания курсантов военного авиационного вуза на примере памятных дат Великой Отечественной войны (75-летие Битвы за Москву). Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому ...

Реконструкция исторического памятника героям Великой Отечественной войны — жителям села Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края

В данной научной статье раскрывается проблема исторической памяти о героях Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и патриотического воспитания. Рассмотрены судьбы героев войны — жителей села Князе-Волконское. В работе проводится и анализируется ...

«Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается вопрос об интересе современной молодежи к истории страны, малой родине, Дальнему Востоку, через обращение к литературе: беззаветному служению родине, народу, гражданскому долгу поэта, корреспондента П. С. Комарова, боровшегос...

Люберецкий и Бронницкий подмосковные уезды в Отечественной войне 1812 года

Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не изменяет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе выс...

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования на примере национального праздника — Дня народного единства

Патриотическое и морально-нравственное воспитание будущих специалистов важная часть среднего профессионального образования. Будущие молодые специалисты должны знать и важные даты своей страны, которые могут быть морально-нравственные ориентиры их жиз...

По улицам родного города Хабаровска сквозь время

В научной статье исследуется одна из злободневных тем культуры и истории Хабаровска – сохранение памяти о зданиях, которые имеют культурное и историческое значения для облика города. Предлагается создание экскурсионного маршрута, в котором будет дана...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Похожие статьи

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Слава тебе, солдат!

Знание истории своей малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у молодого поколения, учащихся, студентов и положительно повлиять на формирование личности. В данной статье говорится об участнике Великой Отеч...

Значение памятных дат Великой Отечественной войны для патриотического воспитания будущих военных летчиков (75-летию Битвы за Москву посвящается)

Статья посвящена вопросу патриотического воспитания курсантов военного авиационного вуза на примере памятных дат Великой Отечественной войны (75-летие Битвы за Москву). Память о героических подвигах народа, уважение к славному историческому прошлому ...

Реконструкция исторического памятника героям Великой Отечественной войны — жителям села Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края

В данной научной статье раскрывается проблема исторической памяти о героях Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и патриотического воспитания. Рассмотрены судьбы героев войны — жителей села Князе-Волконское. В работе проводится и анализируется ...

«Оружие стихотворного слова» поэта Петра Комарова в годы Великой Отечественной войны

В статье рассматривается вопрос об интересе современной молодежи к истории страны, малой родине, Дальнему Востоку, через обращение к литературе: беззаветному служению родине, народу, гражданскому долгу поэта, корреспондента П. С. Комарова, боровшегос...

Люберецкий и Бронницкий подмосковные уезды в Отечественной войне 1812 года

Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не изменяет ее огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе выс...

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Патриотическое воспитание в системе среднего профессионального образования на примере национального праздника — Дня народного единства

Патриотическое и морально-нравственное воспитание будущих специалистов важная часть среднего профессионального образования. Будущие молодые специалисты должны знать и важные даты своей страны, которые могут быть морально-нравственные ориентиры их жиз...

По улицам родного города Хабаровска сквозь время

В научной статье исследуется одна из злободневных тем культуры и истории Хабаровска – сохранение памяти о зданиях, которые имеют культурное и историческое значения для облика города. Предлагается создание экскурсионного маршрута, в котором будет дана...

Краеведение как средство патриотического воспитания

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляет...

Задать вопрос