Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 04.08.2021

Статья просмотрена: 1544 раза

Библиографическое описание:

Очеретная, А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83490/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Ключевые слова: дидактические игры, дети с ТМНР, коррекционно-развивающая работа, тяжелые и множественные нарушения развития.

Главной целью воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является социализация детей. Приучение их к самостоятельной жизни. Данная категория детей имеет неоднородный состав, и могут включать в себя как лиц с тяжелой, так и с глубокой умственной отсталостью. Помимо интеллектуальных нарушений у детей с ТМНР отмечаются нарушения сенсорных сфер, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, а также нарушения высших психических функций. У детей с ТМНР отмечаются бедные представления об окружающем мире, несформированность сенсорного опыта, не развиты средства коммуникации, зачастую отсутствует речь или находиться в стадии формирования.

Вследствие интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети с ТМНР не могут самостоятельно по подражанию овладеть предметно-практическими навыками, не формируются целенаправленные действия с предметами. Основной задачей педагога в работе с детьми с ТМНР является подбор методов работы, которые помимо обучения корректировали его психофизические особенности развития.

Так как игра — основной вид деятельности у детей с ТМНР, то дидактические игры будут наиболее результативными методами работы с детьми. Дидактические игры как средство воспитания способствуют познавательной активности, корректирует психические функции, благоприятно влияет на эмоционально- волевую сферу детей.

Организуя игру педагогу необходимо создать условия, в которых ребёнок максимально действует самостоятельно в конкретной игровой ситуации или с определенными предметами. Так как дети с ТМНР испытывают трудности при усвоении учебного материала, то им требуются многократные повторения. Дидактическая игра обеспечивает необходимое количество повторений, чем помогает детям с ТМНР понять и усвоить изучаемый материал, действие, навык.

В процессе дидактической игры педагог создает благоприятный эмоциональный настрой, мотивируя детей к занятиям, повышая их самостоятельность. К основным функциям дидактической игры можно отнести:

— формирование мотивации к обучению, снятия напряжения;

— коррекция и развитие психических функций;

— формирование общих учебных умений, навыков самостоятельной работы;

— формирование самоконтроля и самооценки;

— формирование адекватных взаимоотношений с окружающими и освоение социальных ролей.

При организации дидактической игры педагогу необходимо учитывать следующие условия:

— наличие знаний и умений у педагога;

— эмоциональность и выразительность проведения игр;

— включенность педагога в игру, так как он является участником игры, при этом руководит игрой и направляет ее не заметно для детей в нужном направлении;

— сочетание занимательности и обучения, так как педагог в ходе игры проводит обучение и развитие детей;

— доброжелательность, уважение и доверие между педагогом и детьми;

— использование простой, понятной и доступной наглядности.

При организации дидактической игры необходимо тщательно подбирать дидактический материал и пособия, спланировать временные параметры игры, предусмотреть непредвиденных ситуаций. Которые могут возникнуть в ходе игры. Дидактическая игра может быть использована на любом этапе занятия. В начале занятия цель игры будет направленна на организацию, мотивацию и стимулирование активности детей. В середине занятия игра способствует усвоению темы или навыка, а в конце — игра может служить закреплением материала или носить поисковый характер. В процессе игры дети не заметно для себя выполняют различные упражнения.

Приведем примеры дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности детей с ТМНР.

Это игры, имеющие коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т. д. Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть куклы, игрушки би-ба-бо, пальчиковый и настольный театр, герои сказок и др. Помимо игрушек в играх с предметами в качестве дидактического материала можно использовать реальные предметы, объекты природы. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.

Также активизации познавательной деятельности способствуют такие приемы как загадки, произведения детской художественной литературы и фольклора, сюрпризные моменты, соревнования и др. Введение такого материала оживляет занятия, делая их занимательными, а дети, участвуя в игре, незаметно включаются в воспитательный процесс и получают новые знания, умения и навыки.

Дидактическая игра не должна превращаться в самоцель, а должна служить средством развития интереса у детей к занятиям, поэтому при ее организации необходимо соблюдать следующие требования:

— правила игры должны быть простыми и четко сформулированы, а материал должен быть доступным для всех детей;

— дидактический материал должен быть прост в использовании;

— в процессе игры должны быть задействованы все дети;

— по окончании игры необходимо подводить итоги, которые должны быть простыми и четкими.

Выделяют несколько видов дидактических игр:

— сюжетно-ролевые игры подразумевают выполнение детьми определенных ролей, например роли врача и пациента в игре «Больница».

— игры-инсценировки уточняют представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

— настольно-печатные игры включают в себя парные картинки, лото, домино, мозаики и др. данный вид игр основан на принципе наглядности.

— словесные игры заключаются в том, что решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Организация дидактической игры включает следующие этапы:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры
  2. Объяснение хода и правил игры
  3. Демонстрация игровых действий
  4. Определение роли педагога в игре
  5. Подведение итогов игры

Игровая деятельность способствует развитию внимания, памяти, познавательной деятельности, моторно-двигательной и эмоционально-волевой сфер, корригирует поведение. Дидактические игры учат детей самостоятельности, повышают интерес к занятиям.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством коррекции и развития высших психических функций у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дидактические игры направленны на то, чтобы сделать процесс коррекционно-развивающих занятий более эмоциональным, действенным и позволить ребенку получить собственный опыт.

Литература:

1. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду, ПКИПКРО, 2010

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. А. Р. Маллер Помощь детям с недостатками развития, изд. «Аркти»,М., 2003

4. Перова М. Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл. шк-го возр-та: Пособ. д. учит. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, дидактический материал, множественное нарушение развития, игровая ситуация, познавательная деятельность, правило игры, процесс игры, эмоционально-волевая сфера.


Ключевые слова

коррекционно-развивающая работа, дидактические игры, дети с ТМНР, тяжелые и множественные нарушения развития

Похожие статьи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмот...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных,...

Похожие статьи

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию пространственно-временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей работы специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ОВЗ по формированию пространственно-временных представлений.

АВА-терапия как средство коррекционной работы с дошкольниками с РАС в условиях ДОУ

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми с РАС в дошкольном образовательном учреждении, описываются основные блоки коррекционной работы АВА-терапии, оказывающие положительное влияние на проблемное поведение.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмот...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Экспериментальное исследование развития пространственных представлений у детей с детским церебральным параличом в раннем возрасте

В статье рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с ДЦП в раннем возрасте. Обосновывается необходимость коррекционного обучения детей раннего возраста с ДЦП. Выявляются основные закономерности становления сенсорных,...

Задать вопрос