В статье рассматриваются проблемы реализации проектов нефтегазовом комплексе, их причины. Представленный материал описывается в рамках текущей ситуации в России.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, управление, международное взаимодействие, международные поставки нефти и газа.
The article deals with the problems of implementing projects in the oil and gas complex, their causes. The presented material is described in the context of the current situation in Russia.
Keywords: investments, investment projects, management, international cooperation, international oil and gas supplies.
Несмотря на нестабильность цен на нефть и газ и общие проблемы российской экономики, нефтегазовые компании страны продолжают вкладывать миллиарды долларов в новые проекты по разработке и добыче нефтяных и газовых ресурсов. Увеличение объемов экспорта невозможно без реализации инвестиционных проектов по разработке и прокладке новых трубопроводов, а также развития портового сообщения. Сложности реализации таких проектов заключаются в следующем:
— множество различных участников проекта со своими интересами;
— длительность строительства;
— огромные инвестиции;
— наличие рисков, которые невозможно предусмотреть.
Если танкерные перевозки во многом защищены от действия данных рисков, то трубопроводные — полностью им подвержены.
Несмотря на то, что в России активно развивается газификация регионов, разрабатываются новые месторождения, однако, основные инвестиционные ресурсы компаний направлены именно на экспортную транспортировку нефти и газа. Также в разработке месторождений также задействованы международные инвестиции и участники. Это связано с тем, что последующая транспортировка является непременным условием месторождений.
Рассмотрим, влияющие на управляемость международных проектов.
Множественность участников. Проекты по транспортировке нефти и газа включают в себя следующие группы участников:
— поставщик продуктов;
— компании, задействованные в транспортировке внутри страны;
— компании, осуществляющие транзит продуктов не территории иностранных государств;
— компании-покупатели;
— правительства стран поставщика, транзита и покупателя.
Это только ключевые участники. Транспортировка продуктов в нефтегазовом комплексе позволяет лоббировать странам свои политические интересы, так как поставщики и покупатели связаны между собой условиями договора о поставке и покупке. При этом нарушения условий влечет за собой ростом цен на энергоносители и социальными потрясениями.
Такая связь обязывает всех участников проекта еще на стадии его согласования проводить многосторонние переговоры, в т. ч. на политическом уровне. Каждый из участников стремится продвигать собственные интересы не только по прокладке путей, но и политические амбиции. Проблема соглашений ярко прослеживается на примере проектирования и реализации проектов «Северный поток 2», «Южный поток», «Турецкий поток» и др.
Длительность строительства обусловлена высокими инвестициями, необходимостью строительства большого числа коммуникаций, в т. ч. в сложных природно-климатических условиях на севере страны, а также рельефа (горы, моря). Реализации таких проектов всегда предшествует длительный период подготовки и разведывательных мероприятий, которые также требуют значительных инвестиций. Несмотря на это, компаниям не всегда удается предусмотреть все возможные варианты рельефа, в т. ч. нарушений действий участников.
Огромные инвестиции. Подобно мировым лидерам, российские нефтегазовые компании ежегодно тратят миллиарды долларов на крупные инвестиционные проекты. Добыча нефти и газа на существующих месторождениях, а также разведка и освоение новых, в особенности шельфовых месторождений и месторождений, расположенных в труднодоступных районах, требуют значительных затрат. Компаниям также приходится тратить большие суммы на развитие необходимых нефтепромысловых объектов и трубопроводной инфраструктуры, а также на модернизацию НПЗ с целью повышения объемов и качества нефтепереработки. Объем этих инвестиций ежегодно увеличивается.
Объемы инвестиций нефтегазовых компании России составляют порядка 4 трлн.руб. год., что составляет 3,7 % от ВВП за 2020 год [3]. Как видно из данных рисунка 1 многие отечественные компании сократили объемы инвестиций в 2020 году, что связано с завершением крупных проектов компании Газпром (Турецкий потом, Сила Сибири) и компании Транснефть (расширение ТС «Восточная Сибирь-Тихий океан») [1].
Рис. 1. Объемы инвестиций крупнейших нефтегазовых компании России, млрд.руб. [1]
Для таких проектов — не только в России, но и во всем мире — традиционно характерны такие проблемы, как срыв сроков и выход за рамки изначальных бюджетов. Эти проблемы не являются изолированными, а происходят из-за недостаточно высокой эффективности управления капитальными проектами, особенно с учетом текущей ситуации в экономике и весьма рискованной природы многих из этих проектов.
Значительные инвестиции требуют привлечение инвесторов, что в условиях санкций в отношении России стало еще одной проблемой. Еще в 2018 году доля иностранных инвестиций со стороны ЕС и США составляли значительную часть таких проектов (в т. ч. учитывая участие европейских стран в них). Однако, их роль в инвестировании с каждым годом сокращается в связи с политическими проблемами взаимодействия. Даже по согласованным проектам и суммам происходят задержки и отказ от финансирования [2].
Инвестиции из Китая и Индии обозначены реализацией проектов в Арктике и будущих поставок в эти страны. Для привлечения инвестиций компаниями используются собственные ресурсы, внутренние займы и поддержка государства.
Все эти факторы определяют следующую проблему — риски, которые невозможно предусмотреть на этапе согласования проектов. Они связаны как с воздействием внешних факторов (например, природно-климатических), так ситуацией на рынке — динамика цен и изменение объемов спроса, рост конкуренции, появление новых рисков. Показательным риском является пандемия коронавируса, которая привела к существенному сокращению объемов потребление нефтепродуктов и газа в начале 2020 года.
Проблемы при реализации проектов, как правило, возникают по двум причинам. Во-первых, проблемы управления и контроля эффективности могут заключаться в нечетком распределении ответственности за стратегические и операционные решения, особенно если проект является совместным предприятием. Во-вторых, к проблемам исполнения часто приводит недостаточно продуманное или чересчур поспешное планирование, слишком оптимистичные изначальные оценки сроков, необходимых ресурсов и технических возможностей, а также неэффективность процедур закупок и логистики.
Большинство проблем управления проектами являются внутренними и являются следствием несовершенных технологий работы и организационных ошибок. Преимущество внутренних проблем состоит в том, что их можно решить собственными силами. Самой серьезной проблемой компаний при управлении инвестиционными проектами является отсутствие четкого распределения ответственности при принятии стратегических и операционных решений на каждом этапе проекта. В российских нефтегазовых компаниях слишком часто возникает ситуация, когда в принятии решений по проекту участвуют разные подразделения и даже разные дочерние компании и при этом отсутствует четко определенный проектный центр, отвечающий за окончательное утверждение. Проектная документация может по несколько месяцев циркулировать между заинтересованными сторонами до момента окончательного утверждения или до вмешательства руководителя компании, который подтолкнет реализацию проект дальше. Особенно остро эта проблема стоит в совместных предприятиях и консорциумах. Один из операторов традиционно играет ведущую роль, предлагая план развития, определяя программу действий и обеспечивая личную заинтересованность в проекте и поддержку со стороны всех партнеров.
Таким образом, управление инвестиционными проектами в нефтегазовом комплексе обусловлено качеством системы управления, которые усугубляются факторами, характерными для данных проектов. К последним относятся: множественность участников, длительность проектов, большие инвестиции, непрогнозируемые риски.
Литература:
- Какими будут инвестиционные программы крупных нефтегазовых компаний в 2020 году? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metallplace.ru/news050620_2/
- Нарметов, Т. Ф. Проблемы эффективности инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли / Т. Ф. Нарметов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 199–202.
- Росстат представил вторую оценку ВВП за 2020 год [Электронный ресурс].Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/118865?print=1