Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство…
В. Чивилихин
В современных условиях поликультурное воспитание становится одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Развитие личности ребенка предполагает включение отдельных элементов национальной культуры разных народов, поскольку наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания.
Национальная культура — это та точка опоры, которая складывалась веками, она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к истории, языку и культуре народов, проживающих на одной территории с ней.
Отстоять и приумножить ценность национальной культуры, сохранить самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребенок будет погружен в культуру своего народа и народов, проживающих рядом с ним. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать патриотом России.
Эта задача актуальна и для Астраханской области. Нижняя Волга представляют собой уникальный регион, где на протяжении многих веков сосуществуют самые различные народы. Здесь на юге страны простирался бескрайний фронтир, где русская культура соприкасалась с культурами самых разнообразных южных народов. [4, с. 11]
Опыт работы показывает, что знакомство школьников с национальными традициями народов, проживающих на территории Астраханской области, очень хорошо проводить на уроках гуманитарного цикла: литературе, русском языке. История народа вызывает у детей неподдельный интерес, напоминает о традициях нашего культурного прошлого, расширяет их представления о жизни предков.
Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:
— формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);
— роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий: особые условия жизни, своеобразные традиции); следовательно -специфика астраханского характера и литературы (особые условия проживания диктуют формирование специфического характера, который, в свою очередь, находит отражение в астраханской литературе).
Как «без каждого человека народ неполный», по выражению Андрея Платонова, так и без книг талантливых поэтов «из глубинки» — неполон весь спектр российской литературы. В своей работе на уроках мы знакомим школьником с творчеством таких писателей как Муса Джалиль, Расул Гамзатов, с творчеством казахского певца Курмангазы Сагырбаев и его ученицы Дины Нурпеисовой, с творчеством ногайского просветителя Абдул-Хамида Джанибекова, с известным тюркским поэтом Алишером Навои, с Газизой Самитовой — первой женщиной — поэтом в татарской литературе и др. Разнообразные упражнения, задания помогают школьникам понять культуру разных народов, проживающих в Астраханской области.
Конечно, на уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить презентацию или видеоролик, посвященный этому событию.
Особое значение в формировании личности школьника имеет владение словом, постижение культур разных народов через язык. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, например: русские — с кем хлеб-соль водишь, на того и походишь; татарские — каждый цветок на своем стебле распускается; азербайджанские — близкий сосед лучше дальнего родственника. Ведь именно в них сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
В Нижнем Поволжье прослеживаются разные лингвистические пласты, нашедшие отражение в топонимах и повседневной речи обитателей данного ареала. Здесь четко просматривается смешение языков и наречий, что говорит об ассимилятивных процессах, проходивших на берегах великой реки Волги и ее притоках [4, с. 96–97].
Хозяйственная жизнь астраханцев породила оригинальную лексику, которая сейчас во многом утратила свой первоначальный смысл: «култук», «кундраки», «бударка», «беличий лов», «тумак», «амбал», «музурик» и т. д. Во многом именно рыболовецкое или судоходное дело подпитывало словарный запас астраханского населения, причем с использованием самых разнообразных языков, например, слово «мазурик», пришедшее из персидского языка, в современном русском языке обозначает «воришку», «прощелыгу», однако в действительности словом «музурик» называли в Астрахани бурлаков, так как в персидском языке оно обозначало «матроса». [4,с.100]
Важным условием приобщения детей к национальным традициям является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка особенно сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ребята, изучая свою родословную, связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).
Подводя итоги, можно сказать, что воспитание уважения к национальной культуре разных народов способствует:
— сохранению межнационального мира и согласия;
— обеспечению, сохранению и приумножению духовного и культурного потенциала на основе идей единства и дружбы народов;
— профилактике этнического экстремизма;
— повышению социальной активности.
Литература:
- Белоусов Д. А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. — М: Просвещение, 1987. — С. 55.
2. Богуславский С. Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — С. 99.
3. Воспитание культуры межнационального общения: из опыта работы общедоступных библиотек Астраханской области по профилактике терроризма и экстремизма / ГБУК АО «Астраханская областная научная библиотека им. Н. К. Крупской». — Астрахань: ООО «Леон», 2015. — 122 с.
- Романова A. П., Якушенков С. Н., Хлыщева Е. В., Васильев Д. В., Якушенкова Ок.С., Якушенкова Ол.С., Кусмидинова М. Х., Топчиев М. С. Р69 Нижневолжский фронтир: культурная память и культурное наследие (Учебное пособие) / 2014, 236 с.