Проследить исторический путь развития теории и практики тайм-менеджмента представляется достаточно сложным, поскольку трудно определить, кому первому, где и когда пришла в голову мысль управлять временем, контролировать время, применять способы повышения эффективности производительности труда при помощи сокращения временных затрат. Несмотря на то, что в Древнем мире и в Средние века еще не существовало широко используемого сейчас понятия «тайм-менеджмент», но еще в начале нашей эры можно встретить отдельные положения технологий управления временем в современном его понимании. Так, например, римский философ Сенека в письме к поэту Люцелию приводил следующие свои идеи:
– вести непрерывный учет времени на бумаге;
– оценивать потраченное время с точки зрения того, насколько хорошо оно было использовано и сколько пользы было получено;
– оценивать прожитое время, обращая внимание на то, как и чем оно заполнено.
В XV веке выдающийся итальянский ученый и писатель Леон Баттиста Альберти утверждал, что всегда успешны те, кто умеет использовать с пользой и придерживается таких правил:
– начинать свой день с составления списка дел на день;
– распределять свои дела от самых важных до незначительных.
Начало современного тайм-менеджмента чаще всего связывается с развитием промышленности и обусловленной этим необходимостью эффективно управлять деятельностью сразу сотен рабочих. К зачаткам отдельных современных технологий тайм-менеджмента, появившихся в те годы, можно отнести составление графиков работы, работа по сменам и проч.
Биография известного общественного и политического деятеля Бенджамина Франклина также может служить примером эффективного тайм-менеджмента, поскольку в своих трудах он изложил множество советов и принципов, связанных с саморазвитием и рациональным использованием времени.
В 1950-е годы 34-ый президент США генерал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр предложил интересный способ планирования, основанный на определении приоритетности и срочности повседневных задач и дел, известный как «матрица Эйзенхауэра». Суть предложенного Эйзенхауэром приема в том, что любые дела, возникающие в учебе, в служебной деятельности, в жизни можно сгруппировать по двум критериям: а) важность («важные» — «не важные» задачи, события, дела, мероприятия), б) срочность («срочные» — «не срочные» события, дела, мероприятия, задачи). Сочетание этих двух критериев позволяет получить таблицу, которая, собственно, и называется «матрицей Эйзенхауэра». Все текущие дела предлагается распределить по четырём предложенным квадратам, при этом каждый квадрат определяет наиболее эффективный порядок выполнения задач данного типа: важные и срочные задачи необходимо выполнять немедленно и стараться не допускать возникновения таких задач; не важные и срочные задачи — делегировать; важные, но не срочные задачи — планировать и контролировать выполнение в соответствии с планом; не важные и не срочные задачи — сокращать, минимизировать или избавляться совсем.
Еще одним важным шагом в развитии тайм-менеджмента является издание в 1966 году книги «Эффективный управляющий», ее автор — экономист, публицист, педагог, признанный теоретик в сфере менеджмента Питер Фердинанд Друкер сформулировал в ней идеи о значении времени как ключевого ресурса бизнеса и о необходимости каждого руководителя этим временем управлять. В книге представлено также много советов и техник по управлению временем (делегирование, проведение совещаний, контроль поставленных задач и проч.), которые не потеряли актуальности и в современных условиях.
В 1975 г. Клаус Миллер основал фирму Time Manager International (TMI) [4]. Система быстро завоевала популярность в Европе, Америке, Японии, есть представительство компании TMI и в Москве.
В 1990 году была издана книга известного во всем мире бизнес-консультанта в сфере саморазвития Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Непосредственное отношение к тайм-менеджменту имеет следующий описанный в книге навык: «Сначала делайте то, что необходимо делать сначала» (или, иными словами, «Первые вещи — в первую очередь!»). Но и в описании других навыков также можно найти техники, имеющие отношение к управлению временем, например, планирование на основе баланса жизненных ценностей; проактивность и расширение круга влияния; приоритетность важных, но не срочных дел и т. д.
В 2002 году вышла книга Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» (Getting Things Done: The Art of Stress-Free Productivity). Необычность предложенной Алленом системы, получившей название в виде аббревиатуры первых букв английского варианта названия книги GTD заключалась в том, что для GTD характерен подход «снизу-вверх» (человек управляет делами и задачами по мере их поступления), а не от глобальных целей — к мелким делам и задачам. Система GTD — это в первую очередь алгоритм сортировки поступающих дел, событий, информации, задач. Основное назначение алгоритма — упорядочить события таким образом, чтобы максимально концентрироваться на наиболее важных задачах и эффективно выполнять их.
Нередко тайм-менеджмент воспринимается как зарубежная технология, однако не следует забывать, что отечественная школа управления личным временем и научной организации труда имеет и собственные достижения. В истории развития отечественного тайм-менеджмента исследователями выделяется три основных этапа [1].
Первый этап (20-е гг. ХХ в.) связан с развитием экономики и научной организации труда. Зарождение и развитие тайм-менеджмента в это время связано с именами А. К. Гастева и П. М. Керженцева. Алексей Капитонович Гастев, директор Центрального института труда, в отличие от Фредерика Тейлора, акцентировавшего внимание на системе и организации и Генри Форда, совершенствовавшего технику производства, Гастев основное внимание уделял человеческому фактору, он считал, что именно человек играет главную роль в деятельности предприятия. Поэтому рассмотрение организационной эффективности начинается у А. К. Гастева с личной эффективности отдельного человека на рабочем месте. В этот же период возникло общественное движение борьбы за время, результатом его деятельности стало создание Лиги «Время», ее руководителем был Платон Михайлович Керженцев, выдающийся государственный и общественный деятель, дипломат, экономист, журналист, переводчик. Лига «Время», как и большинство организаций, связанных с НОТ, была закрыта параллельно со свертыванием НЭП (новой экономической политики).
Второй этап отечественного тайм-менеджмента связывается с выходом в 1974 году книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь» [2]. Герой книги — биолог Александр Александрович Любищев, в молодости поставивший цель разработать периодическую систему биологических объектов по аналогии с периодической системой химических элементов. Он подсчитал, что количество времени, необходимое для достижения этой цели, гораздо больше средней продолжительность жизни человека, поэтому он решил изыскивать резервы времени и начал вести ежегодный почасовой учёт, в частности, на протяжении 56 лет он ежедневно записывал: сколько времени потрачено на какие занятия и анализировать, сколько времени потеряно и почему и более эффективно планировал свою работу. Каждый месяц он составлял сводку, каждый год — годовой баланс. Здесь впервые появляется идея хронометража как основы системы управления личным временем. Прозвучала также важная идея бюджетирования расходов времени. Постепенно среди последователей Любищева сформировалась основная идея — эффективное мышление как основа личной эффективности и хронометраж как инструмент выработки этого мышления. Иначе говоря, личная эффективность не сводится к набору техник и приемов; наибольший результат дает осознанное управление временем как метод мышления .
Третий этап развития отечественной школы организации личного времени связывается с образованием первого в России онлайн сообщества тайм-менеджеров, на сегодняшний день являющегося носителем и генератором наиболее современных методов повышения личной эффективности. Становление и развитие этого сообщества связано с именем Глеба Архангельского, генерального директора компании «Организация Времени», популяризатора идей тайм-менеджмента и автора ряда книг по управлению временем. Участники сообщества –люди, которые ознакомились с теорией организации времени и внедряют в практику своей деятельности техники и технологии отечественного тайм-менеджмента, а затем делятся своим опытом на страницах сайта.
Сейчас технологии управления временем широко применяются в различных сферах профессиональной деятельности, системы тайм-менеджмента разрабатываются и внедряются в деятельность организаций самого различного уровня.
Литература:
- Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтерев С. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учеб. пособие. М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Гранин Д. Эта странная жизнь. М.: Советское радио, 1974. URL: http://www.improvement.ru/bibliot/graneta/
- Шлей Н. В., Пирогов В. И., Брежнев О. В. Тайм-менеджмент — управление временем. Всероссийский экономический журнал ЭКО. Новосибирск, 2006. С. 135–159.