В связи со сложившейся в крупных городах РФ тенденции уплотнения существующей городской застройки за счет «точечного» строительства, возникла принципиально новая задача, заключающаяся в разработке эффективных организационно-технологических решений строительного производства в стесненных условиях плотной городской застройки. В материалах настоящей статьи рассмотрены усложняющие строительство факторы стесненности, выделены группы и подгруппы форм стесненности, произведена оценка факторов стесненности.
Ключевые слова: факторы стесненности, условия плотной городской застройки, организационно-технологические решения в строительстве, нормативная база.
Сложившаяся в настоящее время тенденция застройки крупных и крупнейших городов Российской Федерации, к которым также относится и г. Рязань, характеризуется уплотнением существующей застройки исторических районов, нежели освоением новой окраинной территории под строительство, как это было ранее. [1]
Для анализа строительных площадок г. Рязани были отобраны несколько объектов, а именно:
–Жилой комплекс «Достояние» на ул. Полевая, д. 81
Строительная площадка объекта находится в центральной части городской застройки на пересечении 3-х улиц: Чапаева, Пролетарская, Полевая. В непосредственной близости расположены д. 80 по ул. Полевая, д. 57 по ул. Чапаева, а также трансформаторная подстанция по ул. Полевая, д. 96.
–Жилой комплекс «Горожанинъ» на ул. Полетаева, д. 25к2
Строительная площадка объекта находится в спальном районе в непосредственной близости с жилыми домами по ул. Полетаева д. 24к2, д. 29к2, д. 25к1, а также ул. Островского д. 22к1, д. 20к1, д. 18к1.
–Жилой комплекс «Лайт Хаус» на ул. Мервинская, д. 6
Строительная площадка объекта находится на пересечении ул. Мервинской и 2-ого Мервинского проезда. В непосредственной близости проходит высоковольтная линия электропередачи 110 кВ.
Вышеперечисленные объекты строительства были исследованы в рамках деятельности инженерного бюро ООО «ФиП. Проект». На каждый из них был разработан полный перечень организационно-технологической документации, а именно: ППРк — проект производства работ башенным краном; ППР — проект производства работ с полным перечнем технологических карт (ТК) по видам работ.
В соответствии с МДС 81–36.2004 и МДС 12–19.2004 площадки производства работ характеризуется наличием следующих факторов стесненности:
– интенсивного движения пешеходов в непосредственной близости от места работ;
– жилых зданий в непосредственной близости от места работ;
– стесненных условий складирования материалов на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест;
– в зоне работы башенного крана находятся действующие здания и сооружения, дороги, тротуары. [2]
– при строительстве объектов, когда в соответствии с требованиями правил техники безопасности, проектом организации строительства предусмотрено ограничение поворота стрелы башенного крана. [3]
В связи с тем, что на объектах присутствуют как внешние, так и внутренние факторы стесненности, поэтому были произведены следующие организационно-технологические мероприятия:
- Из-за невозможности разработки котлована с необходимой крутизной откосов согласно СП 45.13330.2017 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», при производстве работ нулевого цикла было выполнено шпунтовое ограждение котлована для предотвращения осыпания грунта.
- При ограждении территории строительной площадки была выполнена пешеходная галерея с защитным козырьком в местах, где опасная зона падения груза со строящегося здания, а также опасная зона при перемещении груза башенным краном выходят за территорию площадки производства работ.
- При строительстве объекта использовалась защитно-улавливающая система (ЗУС) через каждые 3 этажа для уменьшения опасной зоны падения предметов со строящегося здания и безопасного производства работ членов строительных бригад.
- Зона работы башенного крана была ограничена по вылету стрелы и проносу груза в связи с нахождением непосредственной близости автомобильных дорог и тротуаров.
Все организационно-технологические мероприятия по данным объектам являются частными, однако можно выделить и объединить основные проблемы и пути их решения в таблице 1.
Таблица 1
Основные проблемы, возникающие на строительных площадках в условиях стесненности и пути их решения
№ п/п |
Проблема |
Пути решения |
1 |
В связи с ограниченной территорией стройплощадки невозможность выполнить котлован с нормативными откосами |
Устройство шпунтового ограждения |
2 |
Обнаружение разветвленной сети существующих подземных коммуникаций при разработке котлована |
Аккуратная механизированная разработка, в случае обнаружение коммуникаций — шурфление вручную |
3 |
В связи с непосредственной близостью зданий и сооружений и распространения в грунте динамических и вибрационных воздействий невозможность погружения свай заводского изготовления |
Лидерное рыхление и создание экранов в грунте. Ограничение производительности. Изменение направления проходок машин. Отказ от ударных режимов |
4 |
Выход опасных зон падения груза со строящегося здания и (или) опасной зоны при перемещении груза башенным краном за пределы строительной площадки |
Устройство защитных пешеходных галерей с козырьком. Применение защитно-улавливающих систем (ЗУС) |
5 |
Стесненные условия складирования материалов или невозможность их складирования на строительной площадке |
Монтаж с колес |
6 |
В зоне работы башенного крана находятся действующие здания и сооружения и (или) другие башенные краны. |
Ограничение зоны работы башенного крана по повороту стрелы, и (или) вылету стрелы и (или) проносу груза, но в пределах рабочей зоны. Координатная защита крана |
Литература:
- Инвестиционные строительные проекты. Плотность застройки, 2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// project.bulgaria-burgas.ru/density.htm
- МДС 81–36.2004 «Указания по применению Федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы» Прилож. 3
- МДС 12–19.2004 «Механизация строительства. Эксплуатация башенных кранов в стесненных условиях»