В статье рассматривается разработанная и успешно апробированная методика оптимального структурирования совокупности профессиональных информационно-аналитических компетенций студентов — будущих специалистов таможенного дела.
Ключевые слова: методика, структурирование, совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций, специалисты таможенного дела.
Некоторые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС) по техническим и социально-экономическим направлениям подготовки бакалавров / специалистов содержат большое число профессиональных компетенций по наиболее характерным видам профессиональной деятельности, которыми должны овладеть студенты в процессе освоения основных образовательных программ. Так, например, ФГОС-3 по подготовке специалистов по специальности «Таможенное дело» содержат одиннадцать профессиональных компетенций только по одному виду их будущей профессиональной деятельности — информационно-аналитической и научно-исследовательской [1].
Приведем дефиниции этих компетенций:
– владение навыками применения в таможенном деле информационных технологий, средств обеспечения их функционирования;
– владение навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики для принятия управленческих решений во внешнеторговой деятельности и деятельности таможенных органов;
– владение навыками обеспечения информацией в области таможенного дела государственных органов, организаций и отдельных граждан и информационной поддержки внешне торговой деятельности на территории России;
– умение использовать информационные системы и информационное сопровождение в профессиональной деятельности;
– владение навыками использования электронных способов обмена информацией и средств их обеспечения, применяемых таможенными органами;
– владение навыками методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД;
– владение навыками методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов;
– владение навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в бюджет государства;
– умение разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела;
– умение проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты;
– умение представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах.
Анализ представленных выше дефиниций свидетельствует, что подавляющее большинство из них описывают не целостную, обобщенную компетенцию, а лишь какую-то ее часть, какой-то ее фрагмент. Фрагментарное описание компетенций порождает их многочисленность.
Вместе с тем при большой численности компетенций резко возрастает трудозатратность ведущих преподавателей и методистов по оцениванию результатов обучения: по созданию критериально-диагностического аппарата по оцениванию уровней сформированности каждой из компетенций, по проведению контрольно-оценочных процедур. Эти трудозатраты особенно проявляются при оценивании уровней сформированности профессиональных компетенций, которые сформируются в процессе изучения и освоения ряда учебных дисциплин, к тому же в разных семестрах.
Для снижения трудозатратности создание критериально-диагностического аппарата и проведение контрольно-оценочных процедур была поставлена цель — за счет внутрикластерной групповой интеграции и переструктурирования из множества фрагментарных компетенций образовать минимально возможную по численности, но достаточно полноценную необходимую совокупность информационно-аналитических компетенций (ИАК). В результате проведения оптимизированных комбинаторных процедур была получена и сформулирована следующая трехкомпонентная совокупность профессиональных информационно-аналитических компетенций:
– владеет навыками использования информации в области таможенного дела, применяет информационные технологии с помощью методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли (ПК-0,1);
– владеет навыками использования методов и методик анализа и прогнозирования, расчета показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности и поступления таможенных платежей в бюджет государства (ПК-0,2);
– владеет навыками выполнения научного исследования по различным направлениям таможенной деятельности; владеет навыками ведения научной дискуссии и аргументирования полученных результатов в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях) (ПК-0,3).
Для подтверждения полноценности объема и глубины обобщенных оптимизированных информационно-аналитических компетенций были проведены экспертные исследования, в которых участвовали высококомпетентные специалисты таможенных предприятий и учреждений (группа ЭГ — 41 человек), а так же профессора и преподаватели Самарского государственного технического университета, участвующие в профессиональной подготовке, будущих специалистов таможенного дела (группа ЭГ — 40 человек).
В розданные экспертам анкеты были вписаны выше названные обобщенные оптимизированные ИАК, и им предлагалось дать каждой из них оценку в форме ответа на три вопроса:
– «компетенция весьма значимая и полноценная и по объему, и по глубине» (да/нет);
– «компетенция необходимая вполне достаточная по объему и глубине» (да/нет);
– «компетенция не в полной мере отражает требования к умениям и навыкам будущего специалиста и нуждается в доработке» (да/нет).
Статистическая обработка данных анкеты выявила, что все три оптимизированные компетенции получили стопроцентное одобрение (83 % — по первому вопросу, 17 % — по второму). Отрицательных оценок по представленным компетенциям не было, несколько замечаний и рекомендаций было сделано лишь по улучшению редакции дефиниций.
Эта оптимизированная совокупность ИАК продуктивно используется в учебном процессе профессиональной подготовки специалистов по специальности 38.05.02 — «Таможенное дело». Так же, в частности, она была использована в качестве звена целеполагания в разработанной и внедренной в учебный процесс компетентностно-модульной технологии формирования информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела [3].
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 августа 2015 г. N 850 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (уровень специалитета)"
- Русскова О. Б., Камалеева А. Р., Грузкова С. Ф. Оценивание результатов обучения в системе профессионального обучения. — Вестник Томского государственного педагогического университета № 1(152). — С.34–139
- Байкина Н. В., Михелькевич В. Н. Компетентностно-модульная технология формирования информационно-аналитических компетенций у студентов — будущих специалистов таможенного дела. Современные наукоемкие технологии № 2, 2021.-С.106–110