Несмотря на различные инновации в области педагогики, процесс обучения остается недостаточно эффективным для развития умений и навыков владения иностранными языками в общеобразовательных школах. Дадим характеристику технологии, отражающую смешанное обучение. Сможет ли найти свое место Flipped classroom и насколько успешно она поможет всестороннему развитию обучающихся.
Ключевые слова: Flipped classroom, общеобразовательная школа, самостоятельная деятельность.
В связи с современными реалиями многим школам России, и не только, пришлось быстро реагировать и переходить на новые современные методы обучения: Zoom, Skype и другие мобильные платформы.
Исходя из этого перед преподавателями встали такие вопросы: как обучать и как вести свои занятия с аудиторией, при этом не менее эффективно, чем это было в доковидное время.
И именно в это время находит свое распространение новая (для кого-то и не очень новая) технология Flipped classroom.
Возникает вопрос на сколько применим данный метод в обычных общеобразовательных учреждениях, с какого класса, как подготовить учащихся, возможно ли его использование как дополнение к уже существующим методам.
Данный подход к обучению стал широко известен после изысканий и практических навыков Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса со своими студентами.
В основе метода Flipped classroom («перевернутый класс») лежат принципы заинтересованности и активной деятельности самих учащихся, при том, что преподаватель играет больше роль наставника и помощника в объяснении тех или иных возникающих трудностей. Новый Федеральный государственный стандарт как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик.
Технология смешанного обучения «перевернутый класс» помогает ученику превратиться из пассивного поглотителя знаний в их активного добытчика, первооткрывателя, мыслителя [4].
При использовании данной технологии класс становится образовательной площадкой, где обучающийся знакомится с материалом лекций заранее, может уточнить вопросы, оставшиеся неясными, применить полученные знания на практике.
Таблица 1
Сравнение традиционной и Flipped classroom модели (Bergmann and Sams, 2012)
Традиционные занятия |
Flipped Classroom занятия |
||
Активность |
Время |
Активность |
Время |
Речевая и фонетическая разминка |
5 мин |
Речевая и фонетическая разминка |
5 мин |
Проработка домашнего задания |
20 мин |
Проработка возникающих вопросов и решений |
10 мин |
Подача нового материала |
30 -45 |
Самостоятельная деятельность |
75 |
Самостоятельная деятельность |
|||
Что касается педагогов, то это дает им возможность пересмотреть их методы обучения и всю систему в целом.
Если рассматривать данную технологию вне школьного образования, а обучение в высших учебных заведениях или же самостоятельного изучения в каких — либо группах, то результаты достаточно положительны.
В период пандемии такие площадки как VK, Facebook стали широко использоваться группами людей по изучению нового иностранного языка на основе Flipped classroom.
Можно заключить, что данная технология хорошо зарекомендовала себя в рамках эксперимента, и в целом, при ее использовании в общеобразовательных школах ожидаемы также положительные результаты.
Технология позволяет индивидуализировать подход к учебному процессу. А именно, на занятиях учитель больше времени уделяет отстающим учащимся, которые уже не отказываются выполнять домашнее задание. Обучающиеся постепенно вникают в содержание материалов и начинают задавать качественные проблемные вопросы. И потребность в успешной работе на уроке создает дополнительную мотивацию к изучению теоретической части дома. Кроме того, у отличников появляется больше свободного времени учиться самостоятельно.
В виду того, что учащиеся старших классов общеобразовательных школ обладают достаточной базой лексико-грамматических навыков, целесообразно данную технологию вводить именно в этой возрастной группе.
Возможно ли полноценное использование flipped classroom в общеобразовательных школах является вопросом времени, но то что частично берутся отдельные элементы из данной технологии уже настоящее.
Литература:
- Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
- Иванова Т. В., Сухова И. А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. — 102 с.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. — М.: Академия, 2004. — 208 с
- Царегородцева С. И. В России начали использовать технологию смешанного обучения. [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/article/626 (дата обращения 17.12.2020)
- 7 Things You Should Know About Flipped Classrooms. // [Электронный ресурс] URL: http://www.educause.edu/library/resources/7-things-you-should-knowabout-flipped-classrooms. (дата обращения 10.04.2020)