Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 08.08.2021

Статья просмотрена: 162 раза

Библиографическое описание:

Шубникова, А. Г. Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн») / А. Г. Шубникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83553/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых сторон, определения угроз и возможностей.

Ключевые слова: управление персоналом, человеческий капитал, стратегия управления, развитие персонала.

В настоящее время для того, чтобы организация могла успешно осуществлять деятельность, развиваться и реализовывать цели, ей необходимо быстро адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде и стремиться к повышению своей конкурентоспособности. Одной из ключевых функций менеджмента, влияющих на благополучие организации, является разработка стратегии.

Стратегия — это план управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей [4, с. 283]. Персонал организации, как важнейший элемент всего ресурсного потенциала предприятия, играет первостепенную роль в реализации выбранного стратегического направления развития и, поэтому, очень важно разрабатывать и эффективно использовать стратегию управления персоналом, которая должна быть составной частью общей стратегии предприятия и способствовать достижению целей организации на перспективу [1, с. 88].

В качестве объекта исследования была выбрана компания ООО «Фит Лайн». ООО «Фит Лайн» — пионер клубного фитнес-движения города Тольятти и лидер городской индустрии здоровья и красоты.

Поскольку основным видом экономической деятельности данной компании является деятельность фитнес-центров, ООО «Фит Лайн» была образована сеть спортивных клубов, которые работают по системе «Все включено», предоставляя каждому клиенту возможность выбрать для себя наиболее интересный и подходящий способ занятия спортом.

Миссия ООО «Фит Лайн»: «Мы стремимся привить любовь к спорту, здоровому образу жизни, делая его доступным для людей любого возраста, физической подготовки, занятости, социального статуса; разнообразным, интересным, качественным, ярким, эффективным и безопасным».

Цель спортивных клубов «Фит Лайн» — создание условий для максимального удовлетворения и предвосхищения потребностей каждого клиента посредством передовых фитнес- и спа-технологий и качественного сервиса.

Все три фитнес-центра осуществляют свою деятельность под руководством директора компании ООО «Фит Лайн». За стратегию развития сети спортивных клубов отвечает заместитель директора по экономическому развитию.

Стратегическая идея развития компании заключается в том, чтобы спортивные клубы сети продолжали развиваться за счет улучшения бизнес-процессов и внутренних коммуникаций между руководителями подразделений и подчиненными им специалистами.

Одним из основных направлений развития является улучшение работы сервис-менеджеров и тренерского состава для эффективного взаимодействия с клиентами клубов.

Учитывая, что стратегия управления человеческим капиталом должна соответствовать стратегии организации, для ее разработки необходимо проведение анализа внешней и внутренней среды организации, включающего оценку текущего состояния внутренних ресурсов, приоритетных направлений деятельности, а также возможностей в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка. Для данной цели был проведен SWOT-анализ компании (табл. 1). SWOT-анализ предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска [3, с. 331].

Таблица 1

SWOT -анализ компании ООО «Фит Лайн»

Внешние факторы

Возможности

регулярное отслеживание новых трендов и инновационных технологий фитнес-индустрии;

— введение физкультурно-оздоровительных программ, которые отсутствуют у конкурентов.

Угрозы

введение новых ограничительных мер по COVID-19;

— ухудшение политической и экономической обстановки;

— снижение доходов части клиентов;

— конкуренция с другими фитнес-клубами за лучшие кадры;

— появление представителей федеральных сетей фитнес-клубов.

Внутренние факторы

Сильные стороны

большое разнообразие предоставляемых услуг;

— ориентация на клиентов разных возрастных категорий;

— выгодное территориальное расположение;

— положительная репутация организации;

— оснащение спортивных клубов сети современным оборудованием;

— квалифицированный персонал;

— высокий уровень профессионализма тренерского состава;

— оперативная реакция на отзывы клиентов и проведение работы по устранению недочетов в деятельности спортивных клубов.

Сильные стороны — Возможности

формирование отдела маркетинга, в число основных задач которого будет входить изучение потребностей действующих и потенциальных клиентов, исследование конкурентов и их активности;

— постепенное внедрение инновационных технологий, которые будут делать тренировки более эффективными.

Сильные стороны — Угрозы

проведение акций как для потенциальных, так и для действующих клиентов фитнес-клубов сети;

— регулярный мониторинг отзывов клиентов с целью определения негативных моментов в деятельности фитнес-клубов, оценки фактического положения и оценки конкурентов;

— выявление потребностей сотрудников с последующим созданием условий для их удовлетворения.

Слабые стороны

недостаточное применение маркетинговых инструментов в работе организации;

— недостаточная информативность официального сайта компании;

— отсутствие четкой программы обучения персонала.

Слабые стороны -Возможности

разработка базовой программы обучения и развития персонала;

— повышение информативности сайта за счет заполнения уже существующих разделов сайта и добавления новых (например, «Отзывы клиентов», «Вопросы и ответы», «Вакансии»);

— размещение рекламы с целью привлечения потенциальных клиентов.

Слабые стороны — Угрозы

периодическое обновление сайта компании для поддержания интереса клиентов как действующих, так и потенциальных;

— разработка программы антикризисных мероприятий в рамках сложившейся эпидемиологической ситуации.

В результате проведенного анализа в части, касающейся существующей системы управления персоналом ООО «Фит Лайн», можно сделать следующие выводы. Наличие квалифицированного клиентоориентированного персонала и тренерского состава с высоким уровнем профессионализма является залогом успеха данной компании и подтверждает то, что управление персоналом является одним из приоритетных направлений в ее деятельности. Тем не менее для поддержания и повышения квалификации сотрудников, уровня их конкурентоспособности и дальнейшего развития необходимо обеспечение постоянного процесса обучения. Вместе с тем, для поддержания и формирования человеческого потенциала организации кадровой службе необходимо уделить особое внимание вопросам найма, адаптации, оценки и мотивации персонала.

С учетом вышеизложенного, могут быть предложены следующие рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом ООО «Фит Лайн»:

  1. В разработке данной стратегии должно принимать участие не только руководство компании, но и ключевые исполнители (руководители структурных подразделений, ведущие сервис-менеджеры).

Традиционный подход предполагает, что руководители высшего звена являются ключевыми фигурами стратегического менеджмента, так как для этого процесса необходимо понимание общих для организации долгосрочных целей и способов их достижения. Но при этом вне поля зрения разработчиков стратегических мероприятий остаются многие конкретные детали, ограничивающие или искажающие в дальнейшем их реализацию. Узкая специализация ключевых исполнителей предполагает знание тонкостей той или иной технологии, необходимой для решения поставленных задач, особенностей ситуации на соответствующем рынке [5, с. 100].

  1. Мероприятия по подбору, отбору и найму персонала должны включать в себя следующие процедуры:

1) размещение информации о вакансиях организации с описанием условий работы, обязанностей, требований к кандидатам и их квалификации на наиболее популярных сайтах для поиска работы, а также на официальном сайте компании путем добавления соответствующего раздела «Вакансии».

Если ощущается недостаток в работниках достаточно высокого уровня и руководство организации не против, следует поискать кандидатов на вакантные должности путем продвижения сотрудников по служебной лестнице. Для этого практикуется размещение объявления о приеме на работу внутри самой организации [2, с. 60].

2) Применение таких методов как, бизнес-кейсы и групповое интервью в процессе отбора персонала. Данные методы помогут определить, кто из кандидатов более уверенный в себе, инициативный, общительный и стрессоустойчивый, поскольку данные качества являются определяющими в работе с людьми.

  1. В процесс адаптации новых сотрудников должны быть задействованы не только руководители структурных подразделений, но и ведущие специалисты организации. Для ускорения процесса адаптации персонала следует использовать такие методы, как Buddying и Job Shadowing. Buddying способствует личностному росту сотрудников и улучшению отношений с коллегами, поскольку суть данного метода заключается в оказании помощи друг другу, взаимоподдержке, возможности делиться своим опытом и знаниями, а также получать обратную связь об успехах и недочетах в работе обучаемого. Job Shadowing, в свою очередь, помогает новому сотруднику познакомиться со своей будущей работой посредством наблюдения за действиями более опытного специалиста, сопровождения его в течение рабочего дня и обсуждения волнующих вопросов.
  2. Ежегодная аттестация для оценки профессиональных навыков сотрудников должна проводиться не только для инструкторов тренажерного зала и групповых программ, но и для сервис-менеджеров.

Проведение аттестации сервис-менеджеров необходимо для:

– оценки теоретических знаний и практических навыков в сфере продаж, маркетинга, рекламы и делового общения;

– оценки профессиональных качеств и соответствия занимаемой должности;

– определения задач по совершенствованию и развитию новых профессиональных навыков на основании выявленных сильных и слабых сторон сотрудников.

  1. Для создания благоприятных условий работы, способствующих повышению мотивации персонала, следует на регулярной основе проводить тестирование сотрудников, поскольку данный метод выявления их потребностей позволяет оперативно собрать необходимую информацию о каждом работнике и определить его психологическое состояние на текущий момент времени.

Помимо применения классических способов материального стимулирования труда (заработная плата, премирование, социальные выплаты и т. д.) следует использовать способы нематериального стимулирования, которые помогут работникам раскрыть свой потенциал и ощутить свою значимость для данной компании (например, участие в мероприятиях, направленных на развитие фитнес-клубов; выполнение более сложных задач, поставленных руководством; возможность профессионального и служебного роста).

  1. Необходима разработка базовой программы обучения и развития персонала. Основу данной программы помимо курсов повышения квалификации должны составлять:

1) для сервис-менеджеров — курсы менеджеров по продажам, делового общения, психологии продаж;

2) для инструкторов тренажерного зала и зала групповых программ — обучающие семинары, мастер-классы, внутренние тренинги для освоения новых фитнес-программ и закрепления полученных знаний в области анатомии, физиологии, биомеханики, первой медицинской помощи и питания.

Обучение должно проводиться как в очной форме, так и с применением дистанционных технологий. Для этого следует создать собственную «клубную» базу знаний, с помощью которой работники смогут иметь доступ к лекциям, тренингам и конференциям в online-формате. Вместе с тем, в развитии базы знаний могут принимать участие и сами обучающиеся специалисты, предлагая новые учебные материалы по своему усмотрению в рамках направления деятельности компании ООО «Фит Лайн».

Таким образом, использование данных мероприятий при разработке стратегии управления человеческим капиталом ООО «Фит Лайн» будет способствовать раскрытию потенциала сотрудников и повышению их мотивации, что в свою очередь положительно повлияет на эффективность деятельности организации и достижение поставленных ею целей.

Литература:

  1. Балко С. В. Разработка эффективной стратегии управления персоналом в организации [Электронный ресурс] / С. В. Балко, В. Ю. Острик // Инновационное развитие экономики. — 2020. — № 4–5 (58–59). — С. 87–98. — Режим доступа: https://ineconomic.ru/sites//field_print_version/zhurnal_no4–558–592020.pdf. — (Дата обращения 05.07.2021).
  2. Дейнека, А. В. Управление персоналом организации: учебник / А. В. Дейнека. — Москва: Дашков и К°, 2020. — 288 с.: ил. — (Учебные издания для бакалавров). — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573308 (дата обращения: 27.07.2021). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–394–03459–6. — Текст: электронный.
  3. Марусева, И. В. Менеджмент и маркетинг в сервисе (PR и реклама как инструментарий): учебное пособие: [16+] / И. В. Марусева, А. В. Кокарева; под общ. ред. И. В. Марусевой. — Изд. 2-е, перераб. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 591 с.: ил., схем., табл. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=562282 (дата обращения: 13.07.2021). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–4475–9885–3. — Текст: электронный.
  4. Менеджмент организации: учебник: [16+] / О. В. Баландина, А. Б. Вешкурова, Н. А. Копылова и др.; под общ. ред. С. А. Шапиро. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. — 565 с.: ил., схем., табл. — Режим доступа: по подписке. — URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575119 (дата обращения: 30.06.2021). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–4499–0717–2. — DOI 10.23681/575119. — Текст: электронный.
  5. Сысоева Е. В. Формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом внешних неблагоприятных факторов [Электронный ресурс] / Е. В. Сысоева // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 10. — С. 97–101. — Режим доступа: http://innovazia.ru/upload/iblock/a09/№ 10 %202020.pdf. — (Дата обращения 21.07.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Лайн, возможность, развитие персонала, разработка стратегии управления, стратегия управления, тренерский состав, управление персоналом, выбранное стратегическое направление, деловое общение, тренажерный зал.


Похожие статьи

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Анализ финансового состояния предприятия с позиции конкурентоспособности

В статье рассмотрена возможность использования финансового анализа для повышения уровня конкурентоспособности предприятия. Показана роль финансового анализа в разработке финансовой стратегии предприятия, а также оценки эффективности ее реализации. Пр...

Инвестиционное поведение в системе обеспечения экономической безопасности предприятия

В статье рассмотрены теоретические аспекты инвестиционного поведения в системе обеспечения экономической безопасности предприятия. На основании рассчитанных показателей инвестиционной деятельности автором выделены проблемы реализации инвестиционного ...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Похожие статьи

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Анализ финансового состояния предприятия с позиции конкурентоспособности

В статье рассмотрена возможность использования финансового анализа для повышения уровня конкурентоспособности предприятия. Показана роль финансового анализа в разработке финансовой стратегии предприятия, а также оценки эффективности ее реализации. Пр...

Инвестиционное поведение в системе обеспечения экономической безопасности предприятия

В статье рассмотрены теоретические аспекты инвестиционного поведения в системе обеспечения экономической безопасности предприятия. На основании рассчитанных показателей инвестиционной деятельности автором выделены проблемы реализации инвестиционного ...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции предприятия

Статья посвящена изучению вопроса позиционирования бизнес-планирования в качестве механизма укрепления позиции предприятия на современном рынке. Автором обозначены основные понятия в разрезе бизнес-планирования в условиях российской экономики. На осн...

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности

В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.

Стратегическое планирование ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы формирования системы стратегического планирования на предприятиях РФ, доказана важность реализации стратегии для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к формированию стратегии в компании. Пр...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Задать вопрос