Данная статья посвящена рассмотрению вопроса мотивации подростков к занятиям командным спортом. Проведенное исследование позволяет оценить ситуацию, связанную с уменьшением числа подростков, заинтересованных командным спортом, и определить основные психологические приемы, которые помогут повысить мотивацию, что на данный момент является актуально.
Ключевые слова: спорт, мотивация, командные виды спорта, подростковый спорт, снижение мотивации подростков.
Keywords: sports, motivation, team sports, adolescent sports, reduced motivation of adolescents.
Подростковый возраст — возраст, относящийся к переходному и критическому периоду онтогенеза, основанием которого служит изменение социальной ситуации развития: стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. [2] Подросток начинает проявлять интерес к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Возникшее чувство взрослости выражается в стремлении стать полноправным членом общества, желании выставит свою самостоятельность и «взрослость», добиться уважения со стороны старших. Переоценка своих возможностей может привести к обидчивости, болезненному самолюбию, критичности по отношению к взрослым. Социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность подросткового возраста. В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности: общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину), учение (по Л. И. Божовичу), общественно-полезный труд (по Д. И. Фельдштейну).
Согласно Фонду ООН в области народонаселения подростками считаются лица с 14 до 19 лет. У спорта существует много преимуществ, конкретно для подростков, он может служить противоядием от многих видов рискованного подросткового поведения. [1]
Исследования, проведённое Мичиганским университетом в 2011 году показало, что подростки, занимающиеся спортом, реже курят и употребляют наркотики. Но при все преимуществах, почему так много подростков теряют интерес к спорту уже в средней школе? Согласно исследованию Национального альянса, более 70 процентов подростков имеют негативное отношение к спорту. Одна из главных причин утраты интереса — слишком высокая конкуренция и слишком большое психологическое и физическое давление. Подросток уже понимает, что он не сможет конкурировать на том уровне, который ему нужен, ведь с каждым годом спорт становится серьёзнее, а победа является главной целью. [3] Эмоциональное давление исходит от тренеров, которые часто заботятся больше о результатах, чем об общем благополучии своих спортсменов, и от родителей, которые зациклены на результатах своих детей.
Психолог Фрэнк Силео говорил, что эмоциональное давление возникает из-за того, что у подростка возникает желание быть лучшем и всегда побеждать.
Как можно сохранить заинтересованность подростков в профессионально спорте?
Существуют различные мотивационные методики. Некоторые из них основаны на положительном и отрицательном подкреплении, в то время как другие сосредоточены на чувстве индивида над набором обстоятельств. В данной статье я хочу рассмотреть современные методы повышения мотивации.
- Постановка цели. Подростки должны ставить перед собой несколько амбициозных, но вполне достижимых долгосрочных целей, возможно, представлять свою страну на крупном чемпионате через три — четыре года. Предоставляя подросткам-спортсменам возможность ставить перед собой собственные цели, они с большей вероятностью примут стоящие перед ними задачи и будут с энтузиазмом добиваться поставленных целей. Чтобы поддерживать их на пути к достижению их долгосрочных целей, они также должны ставить среднесрочные и краткосрочные цели.
Безусловно, наиболее важными целями в практическом плане являются краткосрочные цели, поскольку именно они заставляют спортсменов сосредотачиваться на контрольных точках, которые являются основополагающими для достижения превосходных результатов. Поэтому краткосрочные цели должны быть преимущественно ориентированы на процесс. [1]
Цели должны контролироваться и пересматриваться на регулярной основе. [3] Одна из самых больших ошибок, которые делают тренеры при постановке целей, заключается в том, что они часто слишком жестки в своем подходе. Процесс постановки цели работает лучше всего, когда есть некоторая гибкость, и отдельный спортсмен и команда в целом берет на себя ответственность за каждую цель.
- Использование вознаграждений. Вознаграждение должно носить информационный характер, а не контролирующий. Если вознаграждение становится контролирующим фактором, оно может существенно подорвать внутреннюю мотивацию. Чтобы награда была информационной, желательно, чтобы она имела относительно небольшую денежную ценность (то есть это символическая награда), например титул «спортсмен матча» или «спортсмен тура». Кроме того, награда должна быть вручена спортсмену перед всеми потенциальными получателями.
- Позитивный разговор с самим собой (специальная методика). Позитивный разговор с самим собой — это техника, которая может быть использована для повышения мотивации в широком диапазоне областей достижений. Он использует мощный внутренний голос спортсмена, чтобы укрепить его самооценку или важные аспекты его работы. При соответствующем повторении разговор с самим собой может положительно изменить систему убеждений спортсмена.
- Музыка в качестве концентрации. Особенно хорошим способом мотивации спортсменов на тренировках и перед соревнованиями является использование музыки, которую они воспринимают как вдохновляющую. Золотой призер Олимпийских игр Тим Фостер, ныне тренер, использует музыку, чтобы акцентировать все тренировки в помещении, которые он ведет. В частности, во время круговой тренировки или интервалов он включает громкую/быструю музыку, в то время как во время восстановительных периодов он играет мягкую/медленную музыку. Поэтому время работы и восстановления регулируется музыкой.
У каждого из нас есть нетронутый источник энергии, который можно использовать для достижения превосходных результатов. [3] Повышение мотивации в основном связано с изменением отношения, развитием позитивного мышления «может сделать» и вовлечением в систематическое поведение — краткосрочные цели процесса — которые способствуют улучшению. Если у вас есть лидерская роль в спорте, вы будете иметь значительное влияние на то, как мотивированы ваши спортсмены или команда. Вы можете привить хорошую трудовую этику, признать индивидуальные усилия и создать прозрачные структуры вознаграждения, которые укрепляют чувство компетентности людей.
Чтобы работать наилучшим образом, методы, упомянутые в этой статье, должны быть сформированы с учетом конкретных обстоятельств и потребностей отдельных спортсменов.
Литература:
- Барчуков, И. С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И. С. Барчуков. — М.: КноРус, 2018. — 62 c.
- Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности. Учебное пособие / Б. П. Яковлев. — М.: Советский спорт, 2014. — 312 c
- Стернин Ю. И. Адаптация и реабилитация в спорте высших достижений, ИнформМед — Москва, 2008. — 150 c.