Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описывается практический опыт.
Ключевые слова: природа, ребенок, рассматривание картин, наблюдение, дошкольный возраст, демонстрация моделей, дефицит общения, метод обучения.
Всё чаще в современном мире можно услышать выражение «дефицит общения с природой». Этот термин применяют, когда речь идёт о детях. Что же это за дефицит такой и почему так важно для детей общение с природой? Впервые термин «дефицит общения с природой» упомянул Ричард Лув в своей книге «Последний ребёнок в лесу». Он придумал понятие для описания последствий ситуации, когда детям не хватает контакта с внешней средой. Он проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии, проблем с иммунитетом и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться. Но ещё задолго до того, как данный термин получил огласку и стал широко употребляться, стала заметна разница во времяпровождении предыдущего поколения и современных детей. Бич детей, причём не только школьного, но и дошкольного возраста — это гаджеты. Родители сталкиваются с тем, что очень сложно переключить внимание ребёнка с телефона, планшета, ноутбука. Всё больше времени дети проводят в виртуальном мире, и всё меньше времени и желания у них остаётся на реальный мир. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками. Результаты исследований показывают, что дети, проводящие большую часть своего свободного времени на свежем воздухе в окружении природы, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны.
Поэтому очень важно нам, взрослым, организовать детское общение с окружающим миром, с природой. Необходимо акцентировать внимание на экологическом воспитании в ДОУ. Оно осуществляется такими методами обучения, как наглядные, практические, словесные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Но приоритетными в работе воспитателя являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.
Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Я. А. Коменский писал —«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, черпали свою мудрость не из книг, но из содержания земли и неба, дуба и бука, то есть знали, изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». И. Г. Песталоцци вслед за Я. А. Коменским отдавал предпочтение наглядному методу и формулировал его в виде следующего тезиса: сначала видеть, слышать и действовать, потом рассуждать и делать выводы. Он считал, что ребенка надо учить «в свободной аудитории природы… в поле, в лесу, в горах и долинах… Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись следовать за природой».
Наглядные методы с наибольшей полнотой позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе. Но всё же наблюдение считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги, И.-Г. Песталоцци, Ф. Фребель, С. Л. Рубинштейн и др.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Наблюдение — самый универсальный метод, его можно проводить в любое время, в любом месте, для него не нужно иметь специальных материалов и приспособлений. Даже с детьми младшего дошкольного возраста можно проводить наблюдения.
В нашем ДОУ в рамках тематической недели, мы с воспитанниками в один из дней знакомились с паучком. Очень часто первая реакция ребёнка при встрече с пауком — раздавить, порвать паутину. Такая реакция обусловлена суевериями и страхами из-за нехватки информации. Благодаря использованию ИКТ воспитанники познакомились с разнообразием видов паучьих, со средой обитания, со способами плетения паутины. Во время беседы дошкольники узнали о пользе пауков, об образе их жизни. Чтение произведения А. Бианки «Паучок — пилот» позволило детям лучше понимать природу, ее законы и особенности. Во время прогулки на своём участке дети с восторгом и уже без опасения разглядывали паутину с пауком, наблюдали за его передвижением по паутине, за тем как паук охотится, как летает на паутинке. Полученные знания ребята закрепили в продуктивной деятельности: рисовали, лепили, клеили паучков и паутину, используя не только традиционные, но и природные материалы. Яркие эмоции ребята получили во время проведения опыта «Почему паук не прилипает к паутине?»
Именно так, постепенно, используя различные методы и приёмы, можно сформировать интерес к природе, продемонстрировать зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения, а значит, и заложить основы экологической культуры дошкольников, сформировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Литература:
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Кн.для воспитателей дет.сада.-2-е изд.- М.Просвещение,2000
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.