В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Ключевые слова: дети с нарушениями интеллекта, межличностные отношения, инклюзивное образование.
В современном мире интенсивно разрабатывается задача развития социализированной личности, готовой к конструктивным межличностным отношениям. Данная задача приобретает особую значимость в отношении детей с нарушением интеллекта в аспекте их социализации.
Инклюзивное образование является одним из ведущих направлений изменения системы школьного и специального образования. Главной целью инклюзивного образования является создание адекватных условий для социализации всех детей, имеющих отклонения в развитии.
Для всех детей вхождение в группу сверстников имеет важное социальное значение: расширяется социальная активность, появляется возможность в общении с другими и через реакцию других познать самого себя, формировать собственную личность. Сам факт установления и развития отношений между детьми с нарушением интеллекта и их сверстниками — необходимое звено в их социализации. Поэтому данная проблема является актуальной.
Целью моей работы являлось выявить педагогические условия и создать технологию формирования взаимоотношений младших школьников с нарушением интеллекта со сверстниками, обосновать её и опытно — экспериментальным путем проверить эффективность.
В ходе анализа литературы было установлено, что в связи с обновлениями системы образования интенсивно развивается инклюзивное образование, цель которого — создание адекватных условий для социализации всех детей с ограниченными возможностями здоровья. В следствии чего возникает необходимость ребенка уметь взаимодействовать со сверстниками. Особенности познавательного развития и эмоционально-волевой сферы младших школьников с нарушением интеллекта тормозят освоение учащимися межличностных отношений, приводит к ограничению контактов с окружающими. В связи с особенностями психофизического развития дети с нарушением интеллекта с трудом идут на контакт необщительны, предпочитают общение с близкими взрослыми или с детьми младшего возраста. Часто дети с нарушением интеллектуального развития оказываются изолированы от сверстников. Из-за не критичности к себе и окружающим у младших школьников с нарушением интеллекта часто возникают конфликты.
Помимо анализа литературы было проведено исследование межличностных отношений группы младших школьников с ОВЗ. На основе полученных результатов было выявлено, что основная часть учащихся младших классов с нарушением интеллекта не проявляют инициативы в общении со сверстниками, имеют мало друзей как в школе, так и вне школы. У детей возникают трудности при необходимости обратиться за помощью, позвать в игру сверстника. Между детьми с нарушением интеллекта и сверстниками часто возникают конфликты.
Основываясь на полученных результатах мной выделены следующие направлениявработе:
- Развитие интереса к окружающему миру — к окружающим людям и сверстникам;
- Развитие умения принимать участие в совместной деятельности, в том числе и учебной деятельности;
- Целенаправленное обучение способам взаимодействия со сверстниками.
Реализация данных направлений проводилась как в рамках уроков, так и в свободное время.
В классе был создан стенд с постоянной экспозицией. Стенд был разделен на 3 части. Первая часть — «наш класс». В данной части располагались фотографии детей. Вторая часть — «Поздравления». В этой части регулярно выставлялись поздравления с днем рождения и другими праздниками, а также при победах учеников в общешкольных мероприятиях. И третья часть стенда — «Наши достижения». В данной части стенда вывешивались грамоты, дипломы учащихся и класса за участие и победу в общешкольных и классных мероприятиях.
Ежедневно проводился утренний и вечерний круг.
«Утренний круг».
Цель — создание положительного настроя в классе, умение вступать в контакт со сверстниками
Проведение: Утренний сбор длится от 10 до 15 минут. Учитель поворачивается к ребенку и говорит: «Доброе утро! Я рада тебя видеть». Когда пример показан, ребенок, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к учителю. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.
«Вечерний круг» Проводиться аналогично в конце дня.
Дети становятся в круг. Учитель первый прощается с учеником, затем по кругу, пока прощание не вернется к учителю.
В конце каждого дня проводилась игра «Комплименты»
Цель: учить детей замечать положительное в окружающих людях, выражать свое настроение
Проведение: учитель дает детям образец, отметив положительную черту в ученике, например: ученик хорошо работал на уроке, правильно ответил, старался, помог учителю или товарищу и т. д. Затем по образцу учителя каждый ребенок находит что-то положительное в своем соседе.
Были проведены уроки классного часа в форме соревнований, целью которых являлось — укрепление командного духа, сплочение коллектива. На переменах организовывались игры, направленные на формирование межличностных отношений между детьми.
Так же дети выполняли коллективные работы по изготовлению стен газет к праздникам, участвовали в подготовке номеров к праздникам Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая как в рамках своего класса, так и совместно с детьми других классов. В ходе работы использовался так же метод примера с целью воздействия на сознание и поведение школьников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания. Учитель обращал внимание учеников на правильное обращение, хороший поступок ребенка. За правильное обращение к своим товарищам учитель поощряет ребенка.
Так же создавались специальные воспитательные ситуации, в которых учитель просит одного из ученика помочь своему однокласснику. Например, при выполнении какого-то задания, поделиться учебными принадлежностями, помочь провести дежурство по классу и т. д.
На уроках были сформированы пары в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Например, ребенок с РДА был посажен за парту рядом с ребенком с синдромом Дауна, ребенок с расторможенностью вместе с более медлительным сверстником, более успешные в учебе дети сидели за одной партой с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Помимо этого, у каждой пары учеников были определенные обязанности и должности по классу такие как: цветовод — дети следили за цветами в классе; библиотекарь — дети ухаживали за книгами в классной библиотеке, выдавали их одноклассникам; физорг — дети проводили утреннею зарядку и динамические паузы; санитары — дети следили за соблюдением гигиены и чистоты в классе.
Проводились «классные праздники». Отмечали дни рождения и другие праздники чаепитием. В ходе праздника дети поздравляли одноклассника с дном рождения, дарили подарок от класса и пили вместе чай.
Была проведена беседа с родителями о необходимости общения ребенка с нарушением развития со сверстниками на родительском собрании. Совместно с родителями были организованы поездки класса на различные мероприятия («Экскурсия в осенний парк», «Дворец Снежной королевы», ледовое шоу «Щелкунчик», а также посещения театров.)
Мною была проверена эффективность проведенной коррекционно- развивающей работы, направленной на формирование межличностных отношений младших школьников с нарушением интеллектуального развития со сверстниками. Результаты показали, что у детей с нарушением интеллекта произошли существенные положительные изменения в межличностных отношениях со сверстниками. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние сверстников и свое собственное. Дети стали проявлять интерес и активность к совместной деятельности со сверстниками. Уменьшилось количество конфликтов, появились дружеские привязанности.
Литература:
- Естифеева Д. О. Интеграция и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья с.69–72: Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно — практической конференции, Москва, 19–20 июня 2012 г.: в 3 т./ научная редакция: И. В. Евтушенко, В. В. Ткачева — М.: АНО «НМ»»СУВАГ», 2012. Т1–2000.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. -144с.
- Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. — 158с.
- Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломенский — серия «Мастера психологии»- Питер, С-пб, 2000- 212с.