В данной статье рассмотрена дыхательная гимнастика в виде здоровье-сберегающей технологии. В работе обоснована целесообразность применения дыхательных упражнений для детей с ТНР.
Ключевые слова : дыхательная гимнастика, логопедическая работа, дети с ТНР.
Современная система специального образования — это не только базовая сеть образовательных учреждений, в которых происходит обучающих процесс и воспитания субъектов с особенностями развития. Это система коррекционной помощи детям с ТНР, обеспечивающая требуемое образование, социальную адаптацию в окружающий социум. Кроме того, специальное образование — это сфера, где необходим междисциплинарный подход, внедрение необходимой профилактики нарушений в детском развитии, раннее вмешательство, достаточно широкий обмен данными на международном уровне. [3]
Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В. Ф. Ломов, А. А. Климов.
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. На формирование ряда устойчивых характеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и на образование структуры этих свойств и предметная деятельность общения воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.
Научные исследования доказывают, что сейчас любое недоразвитие речи задерживает формирование познавательных процессов детей и, чаще всего, препятствует полноценному структурированию личности. Знания специалиста о специфики детей с ТНР, и понимание психологического образа его родителей, делают эффективной коррекционно-педагогическую и психо-коррекционную работу с детьми-логопатами.
Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Развитие речи существует. Речевое развитие — это процесс овладения речью, а также формирования активного словарного запаса. У многих детей из-за нарушений речевого развития происходит какая-то тренировка психических функций. [1]
Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности. Все дети с серьезными проблемами речи имеют разрыв восприятия. Из-за нарушения основного анализатора выделяют типы зрительного, слухового, тактильного, тактильного и другого восприятия, нарушение которых имеет свою специфику в зависимости от формы нарушения речи.
Дети с тяжелыми нарушениями речи отстают от стандарта зрительного восприятия и обладают рядом характеристик. Характерной чертой недоразвития зрительного восприятия является буквенный гнозис, который проявляется в трудности распознавания похожих графических букв. Задержка развития смысловой стороны речи у детей с алалией зрительного нерва проявляется при недостаточном зрительном восприятии. В этом случае характерно медленное развитие понимания слов.
У детей с TНР задержка зрительного восприятия часто сочетается с нарушением пространственного восприятия. Например, дети с дизартрией не могут различать понятия справа, слева, им сложно усвоить многие пространственные представления — спереди, сзади и тому подобное. Нарушение временных восприятий наблюдается у некоторых детей с ТНР. Нарушается их вербализация, а также недоразвитие субъективного чувства времени, что негативно сказывается на развитии устной речи.
Также при ТНР может наблюдаться ухудшение памяти. Формы нарушения речи влияют на структуру нарушения памяти. Таким образом, у детей с ринолалией слуховая память развита меньше, чем зрительная. Это явление связано с серьезными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Тяжелые речевые расстройства оказывают огромное влияние на формирование более высоких уровней познавательной активности, вызывая специфические особенности мышления.
У детей с ТНР из-за двигательных и сенсорных нарушений зрительно-образное и зрительно-деятельностное мышление развито слабо. Также наблюдается задержка формирования словесно-логического мышления, приводящая к отсутствию формирования многих обобщающих понятий.
Таким образом, у детей с дизартрией плохо развито логическое мышление, что в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью определяет структуру задержки психического развития. [5]
Тяжелые речевые нарушения негативно сказываются на формировании личности, а также провоцируют специфические особенности эмоционально-волевой сферы. У детей с дизартрией наблюдаются эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и снижения уровня стрессоустойчивости нервной системы.
Одни дети склонны к раздражительности, другие, наоборот, заторможены, пугливы. У большинства детей недостаточно развито чувство дистанции, они часто замыкаются в себе. У детей с двигательной алалией свои особенности эмоционально-волевой сферы. Для них характерно снижение активности, негативность речи. Нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах у детей с ТНР негативно сказываются на их успеваемости, что проявляется в ухудшении качества их знаний.
У детей с TНР очень плохая речь и ловкость, что указывает на самокритику и неспособность объективно оценить свою речь и двигательные трудности [4].
Таким образом, тяжелые речевые нарушения препятствуют развитию коммуникативных навыков у детей, что, в свою очередь, может привести к их изоляции в группе сверстников. Поэтому необходимо проводить с детьми коррекционную работу, направленную на формирование всех компонентов сфер речи, познания и эмоций общества.
При рекомендации и назначении таких лечебных занятий для детей, естественно учитывается их возраст, поэтому дыхательные упражнения для дошкольников предлагаются в качестве игры с объяснением ощущений, которые они должны испытывать в ходе их проведения. Ребенок будет пытаться копировать движения, которые ему будут показывать, но только когда он научится ощущать, к примеру, как его легкие максимально наполняются, дыхательные упражнения для детей будут проводиться с наибольшей пользой.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). [1]
Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения — выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
– улучшает дренажную функцию бронхов;
– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
– исправляет развывшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Одни из лучших дыхательных гимнастик основаны на методике Александры Стрельниковой, активно используемой в дошкольных учреждениях. В ее основе лежат так называемые активный вдох и пассивный выдох. Каждый вдох производится одновременно с каким-либо движением.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса: «Игрушки сели на качели», «Кошечка спит», «Футбол», «Снегопад», «Бабочка». Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков: «Гудок паровоза», «Полет самолета», «Царство ветров», «Жук». Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов: «Умный молоток», «Паровоз», «Дрова». [2]
Дыхательные упражнения необходимо проводить по 10 минут дважды в день, но не раньше, чем через час после приема еды. Лучше всего во время утренней гимнастики, чтобы заинтересовать всю группу, обязательно проводить занятия в игровой форме и придумать каждому упражнению свое детское название.
Этой процедурой родители сами могут заниматься с детьми во время прогулок на свежем воздухе. Одним из простейших и любимых малышами занятий является предложение понюхать воздух или цветы, причем делаться это должно исключительно носом, раз за разом ребенок это будет делать лучше, производя глубокий и правильный вдох и рассказывая вам о своих впечатлениях.
Хорошо бы купить и мыльные пузыри — идеальное сочетание пользы для здоровья и удовольствия. Если ваш малыш посещает детский сад, то будьте уверены, что он уже знает основы дыхательной гимнастики, так как она является одной из обязательно проводимых там процедур. Она не очень сложна, и ее можно легко выполнять в домашних условиях.
Таким образом регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Литература:
- Здоровье-сберегающие технологии в работе логопеда ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://weburok.com/1472243/Статья-Здоровьесберегающие-т/ (дата обращения: 24.07.2021).
- Заярная Л. И. Использование дыхательной гимнастики в логопедической работе. В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2018. С. 38–40.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. ФГОС / ред. О. А. Бондарчук, А. В. Бабурин. — М.: Просвещение, 2017. — 197 с.
- Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 191 с.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 215 с.