Концепция школьного предмета «География» нацелена на формирование у учащихся целостной географической картины мира, своей страны, своей малой Родины. Для реализации данной цели существует множество подходов, имеющих в своем арсенале многообразие элементов. Географические представления, относясь к географическим знаниям и образуя чувственную основу, могут быть образованы на основе устного рассказа учителя, чтения текста. Для этого необходимы воображение и мышление. Представления формируются также и с помощью наглядных пособий: кинофильмов, фотографий, красочных картинок, объемных моделей. В рамках курса «География», делающего упор на знание как таковое и повышение учебной компетентности учащихся, значимым является вопрос о том, что важнее в рамках учебного процесса: слово или наглядность? Известный отечественный прогрессивный деятель, педагог и врач Н. И. Пирогов ставил слово в учебном процессе выше наглядности. Слово призвано активно содействовать усилению элемента эмоциональности уроков географии. Ведь через эмоцию легче «пробиться» к человеческому сознанию, которое формирует географический образ. Д. Н. Замятин отводил важное место созданию образа: «Географический образ — это система или совокупность наиболее ярких, запоминающихся и важных пространственных символов, представлений, характеристик территорий» [6, с.10] Образ того или иного предмета (материка, природной зоны, явления природы), воспроизводимый с помощью языка, формирует представление о предмете в отсутствие самого предмета. Тем самым образ существенно дополняет географическое мышление, делая его абстрактным и более эмоционально значимым. Важное условие для формирования образа — позитивный ценностно-смысловой настрой. Такой настрой помогут создать на уроке умело подобранные отрывки из литературных произведений.
Так, в качестве эпиграфа к уроку в 7 классе по теме «Африка: образ материка» на этапе мотивации учебной деятельности можно взять строки из стихотворения Н. С. Гумилева «Вступление:
Оглушенная рёвом и топотом,
Облеченная в пламя и дымы,
О тебе, моя Африка, шепотом
В небесах говорят серафимы… и т. д. [2, с. 59]
Обсуждение эпиграфа с ответами на вопросы: почему поэт Гумилев сравнил Африку с исполинской грушей? какой образ у вас возник? настраивает учащихся на восприятие новой темы и формирование образа самого жаркого материка.
В 9 классе началом изучения темы «Санкт-Петербург — культурная столица России» может служить стихотворение Д. С. Самойлова «Над Невой»
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль… и т. д. [10, с.47]
На этапе актуализации знаний важно восстановить, оживить в памяти знания, ранее усвоенные учащимися, которые будут необходимы для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового учебного материала.
Так, в 8 классе при изучении темы «Наша страна на карте часовых поясов» на данном этапе урока целесообразно использовать отрывок из стихотворения поэта Н. Забила:
Как велика моя земля,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом — снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце. [5, с.19]
Таким образом, у учащихся не только восстанавливаются в памяти знания о географическом положении и размерах территории России, но и формируется потребность в представлении количества часовых поясов и осмыслении значимости часовых поясов для жизнедеятельности россиян.
В 5 классе при изучении темы «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» на этапе актуализации знаний важным представляется прочесть отрывок из сказа Павла Бажова «Хрупкая веточка»: «Мода, видишь, была из камней ягоды делать. Виноград там, смородину, малину и протча. И на все установ имелся. Черну, скажем, смородину из агату делали, белу — из дурмашков, клубнику — из сургучной яшмы, княженику — из мелких шерловых шаричков клеили. Однем словом, всякой ягоде свой камень». [1, с. 36] Так, пятиклассники не только вспоминают образы минералов, сформированные в четвертом классе, но и получают возможность получить представления о многообразии минералов, горных пород, о многосторонней ценности их для человека.
На этапе первичного усвоения нового знания учителю необходимо дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. Хорошей опорой учителю географии служат описания, образы, созданные писателями, поэтами в различных произведениях как русской, так и зарубежной литературы.
Так, в 7 классе при изучении темы «Африка: путешествие» для создания образа Сахары можно использовать не одно, а два описания. Первое описание дано писателем, потерпевшим авиакатастрофу над пустыней. Антуан де Сент-Экзюпери в романе «Планета людей» ярко характеризует изучаемый объект: «В пустыне, где воздух лишен водяных паров, земля быстро отдает дневное тепло. Становится очень холодно. Но скоро меня начинает колотить нестерпимый озноб. Меня трясет, зуб на зуб не попадает. Никогда в жизни не был чувствителен к холоду, а умру от холода — странно, что только делает с человеком жажда! Днем я устал тащить по жаре свой плащ и где-то его бросил. А ветер усиливается. А в пустыне, оказывается, нет прибежища. Она вся гладкая, как мрамор. Днем не сыщешь ни клочка тени, а ночью нет защиты от ветра. Ни дерева, ни кустика, ни камня, негде укрыться. Ветер налетает на меня, точно конница в чистом поле. Кручусь на все лады, пытаясь от него ускользнуть. Но как ни вертись, а ледяной бич хлещет без пощады». [8, с.109]
Второй образ — поэтический от Н. С. Гумилева:
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Это лишь затиханье Cахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе… и т. д. [3, с.120]
Таким образом, семиклассникам предоставляется возможность посредством сравнения двух созданных писателями образов вычленить в изучаемом объекте, пустыне Сахара, наиболее существенные признаки.
Когда восьмиклассники изучают лесостепи и степи (тема «Природные зоны России»), для формирования целостного географического образа на уроке уместно проанализировать отрывок из повести А. П. Чехова «Степь»: «Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла». [11, с. 68]
Изучая в 6 классе типы, режим и питание рек в теме «Реки — артерии Земли», уместно обратиться к творчеству известного детского писателя С. Я. Маршака, дать школьникам прочитать самостоятельно и проанализировать стихотворение «Волга и Вазуза»:
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок… и т. д. [7, с. 19]
В результате прочтения у шестиклассников формируется и базовое понятие «жизнь реки», и образные представления о понятиях раскрывающих сущность базового: исток, устье, притоки, половодье, паводок и др.
Этапу первичного закрепления материала отдается приоритетное значение в учебном процессе. И на этом этапе урока отрывки из художественной литературы помогают закрепить у учащихся образы различных географических объектов, явлений, процессов.
После объяснения темы «Общая циркуляция атмосферы» в 8 классе учащимся можно предложить вспомнить стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце, день чудесный!... и т. д. или
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела… и т. д. [9, с.32]
Далее задаются вопросы: О каких типах погоды речь идет в стихотворении? В чем отличие циклонов и антициклонов?
Девятиклассникам при закреплении темы «Пространство Поволжья» можно предложить раскрыть особенности реки Волга и ее значимости для России после прочтения отрывка из книги датского писателя М.Андерсен-Нексё: «Волга со ста шестьюдесятью своими притоками охватывает, почти треть Европейской России. Орошает и оплодотворяет ее части. Если смотреть на карту, Волга похожа на узловатый гигантский дуб, раскинувшаяся на много километров в ширину дельта реки, впадающей в Каспийское море- ствол, а пестрая сеть притоков- могучая крона: линии, потоки, кривые, извилистые- все ведут к середине, к огромной долине, сердцу России. Река жизни, вот что такое матушка Волга». [4, с.145]
В пятом классе на уроке по изучению условных знаков плана местности предлагается прочитать интерпретацию русской народной сказки «Гуси-лебеди» с помощью условных знаков:
«Не усмотрела сестрица Алёнушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные , за высокие . Погоревала Аленушка, да делать нечего — надо идти братца из беды выручать. Путь был трудным. Помогла ей и дикая, и быстрая. В темном
нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой по , мимо , мимо , по крутому .
Напились они холодной водицы из и скорей домой, к отцу, матери»
Данная работа на уроке вызывает у школьников неподдельный интерес к изучению географической науки, развивается творческая активность и самостоятельность.
В заключении урока возможно несколько вариантов включения отрывков из литературных произведений в домашнее задание. Например, в качестве опережающего задания — подобрать стихи о временах года в России перед изучением темы «Зима и лето в нашей стране» для восьмиклассников. Или дать несколько отрывков из произведений с пропущенными словами или словосочетаниями, которые учащиеся должны самостоятельно вставить дома. Например, в 8 классе после изучения раздела «Природно-хозяйственные зоны и районы» дается несколько высказываний писателей:
«Часть _______ между горами и морем представляет одну из прекраснейших местностей в мире. Небо так же чисто и климат так же мягок, как в Италии, но зелень красивее!», — Адам Мицкевич о Крыме.
«Синие горы ____, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе», — М. Ю. Лермонтов о Кавказе.
«Едва ли где-нибудь в другом месте геолог найдет столь необозримое поле для исследований, как на Чусовой, которая с чисто геологическим терпением ждет русских ученых и русской науки, чтобы развернуть пред их глазами сокровища _______», — Д. Н. Мамин-Сибиряк об Урале.
«Чем дольше живу на свете, тем больше вижу стран земного шара, чем дольше ухожу от синего _____, тем все величественнее встают передо мною его массивы, тем неизъяснимее упоение думать об этом крае. И не потому, что _____ — родина моя, а именно потому, что он родина всего человечества, он — колыбель мира, он — колокол земли, а потому и имя его так благозвучно, как мощный колокольный звон», — Г. Д. Гребенщиков об Алтае.
Включение литературной поэзии и прозы в различные этапы урока создает положительный эмоциональный настрой учеников, обеспечивает познавательную активность к изучению предстоящей темы, способствует формированию географического образа и восприятию современной географической картины мира. Применение художественных средств обучения совместно с другими обеспечивает наибольшую заинтересованность в предмете и лучший уровень усвоения знаний, поэтому их использование играет немаловажную роль при формировании географических образов в процессе урока географии.
Литература:
- Бажов П. П. Собрание сочинений в трех томах. Том 2. / Под общей редакцией В. А. Бажовой. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. — 328 с.
- Гумилев Н. С. Сочинения в 6-и томах. Т.1. — М.: Художественная литература, 1991. — 501 с.
- География. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /В. В. Николина.- 4-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 191 с.
- География. Поурочные разработки. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций /В. В. Николина.- 4-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 191 с.
- Забила Н. Под ясным солнцем./ Н. Забила. — М.: Детгиз, 1951- 152 с.
- Замятин Д. Н. Мета-география: пространство образов и образы пространства. М.. — 2004. — 133 с.
- Маршак С. Я. 200 самых любимых стихов С. Маршака./ С. Я. Маршак. — М.: АСТ, 2013. — 416 с.
- Планета людей // Антуан де Сент-Экзюпери. Ночной полёт. Планета людей. Военный лётчик. Письмо заложнику. Маленький принц. — М.: Правда, 1979. — С. 325. — 336 с.
- Пушкин А. С. Полное собрание стихотворений в одном томе./ А. С. Пушкин. — М.: Эксмо, 2011. — 768 с.
- Самойлов Д. С. Равноденствие: Стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1972. — 288 с.
- Чехов А. П. Степь/ А. П. Чехов. –М.: Амфора, 2013. — 264 с.