В статье проводится анализ особенностей музыкального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Автор характеризует пение, как тот вид музыкальной деятельности, который способствуют развитию артикуляции речи и формирует у детей навыки правильного звукоизвлечения, четкой дикции и певческого дыхания.
Ключевые слова: пение, тяжелые нарушения речи, элементарные певческие навыки, ритмодекларация, логоритмические распевки, дыхательная гимнастика, музыкальное занятие.
Музыка с ее огромным эмоциональным влиянием, богатыми средствами выразительности, бесспорно, дает возможность делать общую работу педагогов в детском саду более продуктивной, разнообразной и творческой. Например, рассматривая коррекционно-развивающее направление, представляющее собой особый комплексный подход, можно утверждать, что педагогически-направленный процесс по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи протекает под усиленным контролем воспитателя, воспитателей и логопеда. Логопед оказывает помощь в подборе речевого материала, ориентируясь на нормализацию тема и ритма речи детей, развитии словаря и грамматического строя речи, а также звукопроизношения.
Пение — это вид исполнительского искусства, который особенно активно развивает основные музыкальные способности ребенка, а также оказывает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка и физиологические процессы: регуляцию дыхания, укрепление голосового и артикуляционного аппарата. В настоящее время наметилась тенденция к появлению детей с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому смеем утверждать, что пение помимо развивающих задач может решить и оздоровительно-коррекционную задачу. Данный вид музыкальной деятельности благотворно влияет на артикуляционный аппарат и помогает строить плавную непрерывную речь.
Трудности певческой деятельности дошкольников с нарушением речи связаны, прежде всего, с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи, слабостью праксиса. У детей с ТНР отмечается общая закономерность касательно музыкальных способностей детей в пении — дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением слов, плохо запоминают текстовый материал. В связи с нарушением просодики воспитанники затрудняются в передаче ритмического рисунка, лицо становится амимичным, голос детей слабый и вялый или, наоборот, громкий, речь практически лишена эмоциональности, Речевые нарушения сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.
Сознательно расширяя рамки музыкальных занятий, педагог использует пение как коррекционное средство, при помощи которого происходит укрепление голосового аппарата ребёнка, развивается внимание, мышление, память, музыкальный слух и эмоциональная отзывчивость. Пение становится организующим и руководящим началом данной коррекционной работы.
Вокальное воспитание обеспечивает разностороннее развитие детей данной группы, формирует у воспитанников различного рода способности до уровня, соответствующего их возрастным возможностям, соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приемы, используемые на занятиях пением, помогают корректировать моторный механизм нарушенного звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики, активизируют сокращение губных мышц, мягкого неба и работу языка.
Также певческие упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи, дыхания, постепенной активизации и координации нервно-мышечного аппарата гортани, избавлении от слабости или быстрой истощаемости голоса.
Как известно, упражнение — это многократное повторяемое, специально организованное действие, которое направлено на улучшение его выполнения. В своей практике широко использую упражнения педагога-музыканта, композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринуждённости и лёгкости звучания, правильного дыхания. Позитивный эмоциональный настрой, создающийся при пении, благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что также очень полезно при лечении логопедических нарушений.
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий в группе компенсирующей направленности — взаимосвязь речи, музыки и движения. Впервые рекомендации по их проведению были разработаны В. А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» [2, с. 46].
Благодаря тому, что в педагогическом процессе присутствуют эти три компонента, у ребёнка активно укрепляется мышечный аппарат, развиваются его голосовые данные: диапазон голоса, чистота интонирования, выразительность в пении. Кроме того, слаженность этих компонентов помогает развивать детскую мимику, коммуникативные навыки, пробуждает мысль, фантазию. При обучении на занятиях помогают логоритмические распевки, фонопедические упражнения, дыхательная гимнастика, чистоговорки, пальчиковая гимнастика и многие другие виды упражнений.
Например, Т. В. Буденная рекомендует комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, такие как чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, мело- и ритмодекларация для кооординации слуха, речи и движения, пальчиковая гимнастика [1, с 34] и т. д.
Дыхательная гимнастика по системе А. Стрельниковой помогает укрепить здоровье и развить вокальные данные ребенка. Занятия упражнениями поднимают настроение и внутренне организуют ребенка на положительное отношение к своему телу.
Таким образом, в связи с представленными выше положениями подчеркнута актуальность и важность проблемы разработки методов пения как средства развития артикуляции у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Необходимо создать условия для поиска новых форм и методов музыкального воспитания по развитию певческих навыков с данной категорией детей, в разрешении сложившегося противоречия, в котором, с одной стороны, выступает необходимость развития певческих навыков детей с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным объемом практического материала, с другой стороны.
Литература:
1. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие/ Т. В. Буденная. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- Гринер, В А.Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст]: Пособие для работников логопедич. учреждений. — 2-е изд/В. А. Гринев. — Москва: Учпедгиз, 1958.