Теоретическая значимость статьисостоит в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы при осуществлении дальнейших научных разработок в сфере правовых проблем преступности несовершеннолетних и соответствующих криминологических и уголовно-правовых мер по ее предупреждению.
Практическая значимость темы заключается в выявлении актуальных правовых проблем предупреждения преступности несовершеннолетних, а также выработке подходов их решения.
Ключевые слова: преступление, несовершеннолетние.
Современные реалии являют собой особую необходимость изучения различных аспектов личности несовершеннолетних, что обусловлено важностью их развития и адаптации к социальному окружению, значимостью процесса социализации. Как известно, социальная среда оказывает сильнейшее влияние на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы и ценности [1].
Несовершеннолетний возраст представляет собой один из важнейших этапов жизни, во многом определяющий дальнейшую судьбу человека. На формирование личности несовершеннолетнего влияет множество факторов: социальная среда, которая его окружает, отношения с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, сформировaнность творческих интересов, a также ведущая деятельность в данный период, проявление которой играет немаловажную роль [2].
С целью выявления влияния на несовершеннолетних социальной среды, Р. Ш. Сабировой и К. С. Игембаевой было проведено исследование, в ходе которого были приведены результаты изучения взаимосвязи между личностными особенностями несовершеннолетних и социальной средой. Данное исследование проводилось с помощью опроса несовершеннолетних по определенным критериям, для чего были использованы определенные методы психодиагностики, такие как — анкетирование, которое предназначено для выявления более приоритетного круга общения испытуемого, a также на его отношение к окружающим, и референтометрия, целью которой является определение основных референтных групп личности.
По итогам проведенного эксперимента авторы выявили, что нa рaзвитие личности несовершеннолетнего влияют все aспекты социaльной среды, и степень их влияния меняется в зависимости от того, в какой он среде находится [3].
При изучении социальной среды, влияющей на противоправное поведение несовершеннолетнего, главным образом необходимо обратить внимание на неблагоприятные социально-экономические условия современной жизни. Потому как, выходит, что несовершеннолетние не могут сами себя финансово обеспечить, но в то же время, им необходимо улучшение в сфере провождения свободного времени [4]. Неблагоприятные экономические условия касаются и бытового устройства семьи, когда родители не могут должным образом выполнять все прихоти детей. Одним из выходов для решения таких проблем является объединение в группы, с целью совершения корыстных преступлений.
Как отмечает А. И. Долгова, нарастающая разница между фактическими доходами и жизненными соблазнами, нереальность достижения которых законным путём обусловили усиленное вовлечение несовершеннолетних даже из более или менее благополучных в социальном смысле семей в криминальную сферу. Таким образом, это приводит к возникновению конфликтов на почве социально-экономических контрастов, разрешаемых криминальным путем, и реальной опасности привыкания уже в раннем возрасте к противозаконному поведению как к образу жизни [5].
Рассматривая влияние социальной среды на формирование личности несовершеннолетнего преступника, С. Г. Загорьян приходит к выводу, что формирование индивида как личности происходит постепенно в зависимости от той социальной среды, где он взрослеет. Индивид становится преступником в результате отрицательного влияния на него окружения, в котором он формируется и тех условий жизни, в которых он находится.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что социальная среда, в которой находится несовершеннолетний, в частности это его семья и близкие друзья, имеет значимое влияние на формирование его противоправного поведения, которое главным образом обусловлено неблагоприятными социально-экономическими условиями современной жизни.
Главным институтом воспитания и развития личности, безусловно, является семья, потому как именно в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, а то, что ему прививают в семье в детские годы, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно поэтому значимость семьи как института воспитания обусловлена тем, что по продолжительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей [6].
Проблемы семейного воспитания ребенка имеют несколько моментов. Семья определяет потребности, интересы, установки и другие характеристики личности, способствующие или препятствующие противоправному поведению. Криминологический анализ теневой стороны семейного воспитания показывает, что противоправные поступки свойственны и тем несовершеннолетним, у которых родители имели высшее образование, или занимали ответственное служебное положение.
Педагогическая позиция семьи играет особую роль. Появлению неправильного поведения способствуют разногласия между родителями относительно используемых каждым из них способов воспитательного воздействия на несовершеннолетнего. Применение неверных методов воспитания может привести к возникновению у ребенка чувства обиды, а также состоянию стресса, вследствие чего между родителями и ребенком могут возникнуть конфликты, образоваться чувство взаимной неприязни, а, как правило, это может привести к побегу из дома.
Формированию криминогенного поведения может поспособствовать также надменность и невнимательное отношение родителей, которое проявляется в случаях, когда они даже не знают, где находятся в позднее время их несовершеннолетние дети. Такие родители не пытаются своевременно определить отрицательно влияющие факторы на их детей. В таких случаях огромное значение имеет своевременно оказанная помощь государственными органами той семье, которая в этом нуждается. Значительное усугубление противоправного поведения несовершеннолетних наблюдается в тех негативных семьях, в которых ничего не меняется к лучшему, и дети из нее не изымаются.
В неблагополучных семьях не прививают детям навыков правильного поведения, не обеспечивают положенного умственного, эмоционального развития ребенка, не выявляют своевременно имеющиеся заболевания и опрометчиво относятся к необходимости лечения детей и многое другое.
Дети из таких семей зачастую не имеют нормальных условий для выполнения домашних заданий из-за скандалов, которые устраивают их пьяные родители, вследствие чего они приходят в школу менее подготовленными, чем их ровесники из положительных семей, что отрицательно отражается и на самих детях, и на их успеваемости.
Так, к значимым семейным криминогенным факторам Ю. М. Антонян относит следующие:
1) Негативные процессы в семье. В первую очередь автор имеет в виду то, что семья не желает оказать необходимую помощь ребёнку, контролировать его поведение, заботиться о нем, а главным образом, просто любить его, т. к. любовь родителей к ребенку создает крайне необходимое эмоциональное тепло между ними. Второстепенным автор отмечает жестокое обращение, оскорбление, изгнание из дома, отсутствие заботы.
2) Отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми есть эмоциональный контакт у несовершеннолетнего, при наличии которого он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший.
Также следует отметить, что у многих осужденных родственники находились в местах лишения свободы, употребляют спиртные напитки, имеют наркотическую зависимость. Как следствие, дети в таких семьях убегают из дома из-за сложных семейных отношений, сопровождающихся скандалами и насилием со стороны родителей. Несовершеннолетний, у которого один из родителей или близких родственников содержится в местах лишения свободы, и дома происходят «гулянки», драки, ссоры, «впитывает» в себя это и выбирает соответствующую линию поведения [7].
Следовательно, выявив криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что главным фактором, влияющим на такое поведение, является фактор семейного неблагополучия.
Первопричины правонарушений кроются непосредственно в семье, где воспитывается ребенок и происходит его социализация. Криминогенное поведение приобретает значение в связи с социально-психологической атмосферой семьи, нравственно-правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями, поведением родителей и других старших членов семьи.
Таким образом, выявив криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних, целесообразно выявить правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.
Как отмечает Л. В. Павлова, что в зависимости от того, насколько комплексно производится оказание помощи семье, находящейся в социально опасном положении, настолько эффективным будет достижение вышеуказанных задач. Тем не менее, вышеуказанные органы не всегда справляются эффективно со своими непосредственными обязанностями. Нередки факты безответственного отношения к службе. Как результат — дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении, лишены необходимой заботы [8].
Оценивая вышеуказанные проблемы в их совокупности, можно прийти к выводу о том, что в современный период в нашей стране назрела необходимость совершенствования правовых норм, регулирующих административную ответственность несовершеннолетних.
В заключении следует подчеркнуть, что все вышеизложенное свидетельствует о важности и значимости правовой составляющей в системе профилактики преступности несовершеннолетних. Именно ей российское государство уделяет особое внимание в последние годы. Это и изменения главы 14 УК РФ, упорядочение вопросов продажи алкоголя несовершеннолетним, ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, то есть происходит правовое воздействие на некоторые причины преступности несовершеннолетних. Вместе с тем, нерешенные и дискуссионные вопросы еще остаются.
Литература:
- Психология: учебник для бакалавров / под ред. Б. А. Сосновского. 3-е изд., перераб. и доп. М. 2014. С. 401.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М. 2013. С. 359.
- Сабирова Р. Ш., Игембаева К. С. Социальная среда и личность подростка: специфика влияния // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 5 (4). С. 641. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9468 (дата обращения: 20.08.2020)
- Загорьян С. Г. Социальная среда — основа формирования групповой преступности несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 2 (69). С. 14. URL: http://docplayer.ru/39455627-Vestnik-vostochno-sibirskogo-instituta-mvdrossii.html. (дата обращения: 20.08.2020).
- Криминология: учебник / отв. ред. В. Е. Эминов. С. 343.
- Чернышева Е. В. Семейное неблагополучие как криминогенный фактор // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 3 (30). С. 47. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/semeynoe-neblagopoluchie-kak-kriminogennyy-faktor (дата обращения: 15.08.2020).
- Антонян Ю. М. Криминология: учебник для академического бакалавриата. С. 172- 173.
- Павлова Л. В. Профилактика безнадзорности и правонарушений детей как часть государственного управления // Материалы Международной научно-практической конференции «Исполнение отдельных видов уголовных наказаний: проблемы и пути совершенствования». Т. 3. Рязань. 2017. С. 203. URL: http://www.apu.fsin.su/territory/Apu/forum2017/collection/21_23_2017_t3.pdf (дата обращения: 15.08.2020).